АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Синдром раннего детского аутизма

Прочитайте:
  1. HELLP – синдром
  2. HELLP-синдром
  3. I-VII ПАРЫ ЧМН: СТРОЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ.
  4. I. Мочевой синдром
  5. I. Синдромологическая концепция Крепелина
  6. II. Синдромологическая концепция Гохе
  7. III. Синдромологическая концепция Джексона
  8. IV Отечный синдром
  9. IV. Захворювання, синдроми і феномени
  10. IV. Концепции экзогенных синдромов Бонгеффера

 

Аутизм как нарушение общения, уход в себя, был впервые введен в психиатрическую клинику Е. Блейлером (1911) при описании больных шизофренией у взрослых.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) был описан аме­риканским детским психиатром доктором Л. Каннером (1943) и независимо от него австрийским исследователем Г. Аспергером (1944) под названием «аутистическая психопатия».

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдают­ся при всех его разновидностях, являются:

— выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

— эмоциональная холодность или безразличие к близким («аффективная блокада» по Л. Каннеру);

— страх новизны, любой перемены в окружающей обста­новке;

— болезненная приверженность к рутинному порядку;

— однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям;

— расстройство речи, характер которого существенно отличается при разных вариантах синдрома (В.В. Ковалев, 1971).

Первые проявления раннего детского аутизма отмечаются в грудном возрасте в виде отсутствия «комплекса оживления», характерного для здорового ребенка 2—3-месячного возрас­та при контакте с матерью или другими близкими людьми. У аутичных детей не появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, нет реакции готовности к совместной деятельности, дети не тянут руки к подошедшему взрослому. В раннем возрасте у этих детей отмечается нарушение сна в виде затрудненного засыпания, сокращенной продолжитель­ности и уменьшенной глубины, стойкие расстройства аппе­тита с его избирательностью, отсутствие чувства голода, об­щее беспокойство и беспричинный плач (В.М. Башина, 1974; В.В. Ковалев, 1979).

В раннем детском возрасте дети бывают равнодушны к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их приход и уход, как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение окружающей обстановки (переста­новка мебели, появление новой игрушки и др.) вызывают не­довольство или бурную реакцию. Аналогичная реакция воз­никает при изменении режима дня, времени кормления или прогулок. Страх новизны, достигающий у таких детей значи­тельной интенсивности, можно считать проявлением болез­ненно обостренного инстинкта самосохранения (М.Ш. Вроно, В.М. Башина, 1986).

С возрастом аутистические особенности проявляются в за­паздывании речевого развития и ограничении речевого кон­такта, развивающаяся речь не носит коммуникативный ха­рактер: это речь для себя, дети произносят отдельные слова или словосочетания, ни к кому не обращаясь, выполняя при этом определенные действия.

Начиная с 2—3-летнего возраста у детей наблюдаются од­нообразные, стереотипные игры, имеющие сверхценный ха­рактер. Дети могут часами с большим упорством производить однообразные действия с различными предметами, нередко не имеющими игрового назначения: складывают на полу обувь и играют с ней, рвут бумагу и складывают обрывки ее в кучки, играют с веревочками или другими предметами домашнего обихода, но не играют с игрушками, заменяющими человека или животных (куклы, кошки, собачки и т. п.).

В дошкольном возрасте предметами монотонной игровой Деятельности могут быть детали машин и приборов, а также некоторые игрушки, особенно легковые машинки. Как отмечает В.Н. Мамцева (1995) дети настолько уходят в игру, что не обращают внимания на происходящее вокруг, не от­вечают на вопросы, говорят сами с собой, раздражаются и сердятся, если их пытаются отвлечь от этого занятия. Ин­терес к предметам, не имеющим обычно игрового значения, являются выражением особой одержимости, в происхожде­нии которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Дети с синдромом аутизма активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Контакты с матерью могут быть различными: наряду с безразличным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдаются явления негативизма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и ак­тивно гонит ее от себя. Возможны и противоположные состо­яния, так называемые симбиотические формы контакта, при которых ребенок отказывается оставаться без матери, выра­жает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки (В.М. Башина, 1974).

Интересным представляется состояние моторных функ­ций аутичных детей. С одной стороны, в состоянии моторики отмечается общая недостаточность, проявляющаяся в угло­ватости и несоразмеренности произвольных движений, не­уклюжей походке, отсутствии содружественных движений, с другой — в возникновении своеобразных стереотипных движений: сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими, потряхивание, взмахивание и вращение кистями рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках. Наблюдения за детьми выявило значи­тельную задержку формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одева­ние и раздевание и т. д.). Обращает на себя внимание бедная, маловыразительная мимика, характерен «пустой, ничего не выражающий взгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника (Т. Питере, 2002).

Развитие речи происходит в одних случаях своевременно или даже в более ранние сроки развития ребенка, в других формируется с задержкой. Однако независимо от сроков появ­ления речи отмечается нарушение ее коммуникативной фун­кции: дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенную к ним речь или дают односложные ответы. Нередко встречается отставленное дословное воспро­изведение ранее услышанного, так называемый фонографизм (В.В. Ковалев, 1979). Для детей с аутизмом характерны па­тологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное скандированное произношение, необычная протяжная интонация, рифмо­вание, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается со­четанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям бо­лее старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная» речь, разговор с самим собой.

Особенности эмоциональных реакций у детей с аутизмом в раннем и преддошкольном возрасте характеризуются бедно­стью проявлений, однообразием, выражаются в виде прими­тивных аффектов удовольствия, сопровождающегося иногда улыбкой, или неудовольствия и раздражения с монотонным плачем и нерезко выраженным общим беспокойством. Аф­фект удовольствия чаще всего возникает, когда ребенок ос­тается в одиночестве и занят стереотипными играми. Аффект недовольства появляется при попытках окружающих про­никнуть в их внутренний мир или при изменении сложивше­гося стереотипа их жизни.

Оценка уровня интеллектуального развития детей с ран­ним детским аутизмом (РДА) представлена в специальной литературе различными авторами, которые описывают детей благополучных, с легкой умственной отсталостью, и в полови­не случаев — с глубокой умственной отсталостью. По данным ряда авторов, дети, относимые к варианту раннего детского аутизма, выделенного X. Аспергером, отличаются либо нор­мальным интеллектом, либо интеллектом, превышающим среднюю возрастную норму, что, по-видимому, может быть обусловлено его нозологической принадлежностью и клини­ческими особенностями основного заболевания.

Динамика синдрома раннего детского аутизма зависит от возраста. К концу дошкольного возраста у части детей нару­шение инстинктов и проявление соматовегетативной недоста­точности сглаживаются, постепенно исчезают стереотипные движения, эхолалия. У части детей улучшается коммуника­тивная функция речи, вначале в виде ответов на вопросы, а затем и в виде спонтанной речи, хотя еще длительно сохра­няется частичная «автономность» речи, вычурность, упот­ребление не детских оборотов и штампов, заимствованных из высказываний взрослых. У некоторых детей появляется стремление задавать необычные, отвлеченные, «заумные» вопросы, нередко имеющие сверхценный характер.

Видоизменяется игровая деятельность, которая приобрета­ет форму односторонних сверхценных интересов, чаще отвле­ченного характера. Дети увлечены составлением маршрутов транспорта, перечня улиц и переулков, коллекционировани­ем и составлением каталогов географических карт, выписы­ванием газетных заголовков и т. п. Подобная деятельность отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов, объявлений, стереотипному пе­речислению цифр, наименований.

По поводу механизмов возникновения раннего детско­го аутизма высказываются различные точки зрения. Так Л. Каннер (1966) видел основу возникновения аутизма во врожденной недостаточности биологических механизмов, яв­ляющихся причиной «аффективной блокады», препятствую­щей установлению контактов с окружающими (В.В. Лебедев, М.Г. Блюмина, 1972).

X. Аспергер (1965) считал, что основная причина психиче­ских нарушений и расстройств поведения при раннем детском аутизме—первичная слабость инстинктов. Д.Н.ИсаевиВ.Е. Ка­ган (1973) высказывают предположение о значении нарушения лобно-лимбических функциональных связей в возникновении расстройства системы организации и планирования поведения. Синдром раннего детского аутизма имеет разную нозо­логическую принадлежность и различную этиологию. Сам Л. Каннер относил детский аутизм к кругу «шизофрени­ческих расстройств», однако указывал на его относитель­ную стабильность в отличие от шизофренического процес­са. В.М. Башина (1974) и М.Ш. Вроно (1976) считают, что синдром Каннера можно рассматривать как своеобразную аномалию развития, выражение дизонтогенеза, связанного с шизофренией и проявляющегося либо в доманифестном или инициальном (начальном) периоде болезни, либо после невыявленного приступа шизофрении, перенесенного в воз­расте до 3 лет. В западных странах синдром Каннера относят к умственной отсталости.

В этиологии синдрома Л. Каннера придается большое значение наследственно-конституциональному и резидуально-органическому факторам, а также неправильному воспи­танию (эмоциональная депривация). Многие исследователи обращают внимание на то, что в генеалогическом исследова­нии семей, в которых выявлялись дети с аутизмом, отмеча­лась значительная семейная отягощенность (шизофрения, шизоидные личности). Ряд авторов (С.С. Мнухин, А.С. Веленецкая, 1967; Д.И. Исаев, В.Е. Каган, 1973) придают значе­ние органическому фактору, на который указывает частота у таких больных эпилептиформных судорожных состояний, а также роль перенесенных энцефалитов. На этом фоне у де­тей наблюдается стойкая задержка речевого и психического развития.

С.С. Мнухин (1968) считает, что органический или со­матогенный вариант раннего детского аутизма относится к широкому кругу резидуально-органических психических расстройств, связанных с остаточными явлениями ранних, прежде всего внутриутробных и перинатальных органиче­ских поражений головного мозга различной этиологии (ин­фекционной, травматической, токсической, смешанной). А также не исключается роль наследственного фактора.

Многие авторы отмечают, что наряду с предшествовавшей органической симптоматикой, пусковым механизмом аутиз­ма могут быть реактивные состояния. В этих случаях необхо­димо проводить дифференциальную диагностику аутизма и реактивного состояния.

 

На консультацию был направлен мальчик Петя 5 лет с подозрением на аутизм.

Со слов матери: родители здоровы. Мать — врач, семья полная, дружная. Ребенок единственный, желанный. Мальчик рос здоровым и активным, хорошо контактировал с родителями и детьми в детском саду. По независящим от родителей условиям мальчика переводили из одного детского сада в другой.

Новая воспитательница приняла группу детского сада. Строгая по характеру, она требовала от детей дисциплины: все дети строем должны были пойти в туалет, затем помыть руки и сесть к столу. Один мальчик не успел сходить в туалет, а после обеда побоялся отпроситься и упустил мочу. Воспитательница поставила мальчика в центр круга и заставила всех детей ругать, оговаривать и дразнить его. После такой процедуры мальчик перестал говорить, ни с кем не контактировал, отказался ходить в детский сад.

При осмотре: ребенок сидит на руках у отца, держит крепко свою игрушку. Не говорит, контакт наладить не удается, прячет лицо. В до­машних условиях родителям говорит, что в детский сад ходить не хочет, считает себя плохим, говорит, что его не любят. В процессе игры и беседы удается выявить, что у него есть один товарищ, с которым он играет. В бе­седе пользуется отдельными словами, хочет, чтобы ему читали книжки про сильных и смелых людей, сам приносит отцу книжки для чтения.

Учитывая анамнестические данные можно предполагать о случае глубокой психогенной реакции. Аутистические явления наслоились на выраженную психогению. Мальчик нуждается в длительном психологи­ческом воздействии и наблюдении психиатра. С родителями и новым вос­питателем проведена беседа о вовлечении ребенка в небольшие группы детей, с которыми он хотел бы контактировать, в трудовую деятельность, привлекать к занятиям физкультурой. В беседах с ребенком не вспоми­нать о случившемся, в случаях необходимости говорить, что это с каж­дым может случиться.

 

В настоящее время в дошкольные учреждения поступают дети с различными отклонениями в развитии, в том числе и с ранним детским аутизмом. Задачей воспитателя являет­ся умение организовать контакт с ребенком, привлечь его к игре, исходить из его интересов, чаще разговаривать с ним, обеспечивать комфортную обстановку для общения, избегать переутомления, обучению элементарным функциям самооб­служивания, развивать запас общих представлений. Эти дети нуждаются во внимании, заботе и понимании их личностных особенностей.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите о возрастном аспекте проявления аутизма.

2. Охарактеризуйте особенности проявления аутизма в раз­ные возрастные периоды.

3. Опишите состояние моторных функций у детей с аутизмом.

4. Расскажите об особенностях формирования речи и мыш­ления у детей с аутизмом.

5. Раскройте особенности эмоциональных проявлений у детей с аутизмом.

6. Расскажите об этиологии раннего детского аутизма.

7. Опишите динамику раннего детского аутизма.

8. Расскажите о работе педагога в группе с детьми с прояв­лением аутизма.

 


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 884 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)