Основные направления лечения
1. Устранение (или снижение влияния) факторов риска развития и прогрессирования заболевания.
2. Ингибирование повышенной активности тромбоцитов (антитромбоцитарная терапия), что позволяет улучшить микроциркуляцию, снизить риск тромбообразования и ограничить процесс атерогенеза в сосудистой стенке. Данное направле ние лечения должно проводиться непрерывно и пожизненно. Основным препаратом, применяе мым с этой целью, является аспирин, который по степенно замещается более эффективными средст вами, какими представляются клопидогрелъ и тик- лопидин.
3. Липидоснижающая терапия, включающая как прием различных фармакологических средств, так и рациональное питание, физическую активность, отказ от курения.
4. Прием вазоактивных препаратов, влияющих главным образом на макро- и микроциркуляцию - пентоксифиллин, дипиридамол, препараты нико тиновой кислоты, буфломедил, пиридинолкарбо- мат,мидокалм и пр.
5. Улучшение и активация метаболических про цессов (солкосерил или актовегин, танакан, раз личные витамины).
6. Антиоксидантная защита (прием различных фармакологических средств, отказ от курения, по вышенная физическая активность и пр.).
7. Немедикаментозные методы - физиотерапия, квантовая гемотерапия, санаторно-курортное ле чение, общая физкультура, тренировочная ходьба - как основной фактор стимуляции коллатерального кровообращения.
8. Отдельно следует выделить препараты много целевого действия, в частности простаноиды (ПГЕ1 - вазапростан, алпростан) - наиболее эффектив ные при лечении критических расстройств крово обращения в конечностях, и системную энзимоте- рапию (препараты вобэнзим и флогэнзим), приво дящую к улучшению микроциркуляции, ингибиро- ванию повышенной активности тромбоцитов и лейкоцитов, активации фибринолиза, повышению иммунитета, снижению отеков, снижению уровня холестерина и рядом других эффектов.
В практической работе должны быть реализованы все вышеуказанные направления лечения. Задача врача заключается в определении оптимальных для данной клинической ситуации препаратов (или немедикаментозных средств), представляющих каждое направление с учетом потенцирования их эффектов.
Что касается устранения факторов риска (если это возможно в принципе), то к этому нужно стремиться во всех случаях и это всегда, в той или иной степени, будет способствовать успеху лечения в целом. Следует отметить, что реализация этой задачи в наибольшей степени зависит от понимания больным сути заболевания и принципов его лечения. Роль врача при этом заключается в умении убедительно и в доступной форме объяснить негативное влияние этих факторов. Снижение влияния факторов риска включает также ряд медикаментозных воздействий. Это относится к коррекции липидно-
го обмена, изменений в системе свертывания крови, снижении уровня гомоцистеина (прием фолие-вой кислоты, витаминов В^ и В^) и мочевой кислоты (прием аллопуринола, лозартана, исрадипи-на) и пр.
Одним из важнейших направлений фармакотерапии больных ХОЗАНК мы считаем применение тромбоцитарных дезагрегантов, то есть ингибиторов повышенной активности тромбоцитов, развивающейся при поражении артериальной стенки. Активация тромбоцитов сопровождается:
1) изменением их формы и адгезией к эндотелию;
2) образованием тромбоцитарных агрегатов;
3) секрецией содержимого гранул, приводящей к:
• высвобождению факторов свертывания крови и ингибиторов ферментов свертывания (фибрино ген, факторы XI, IX, V, XIII, фактор фон Виллебран-
да);
• высвобождению адгезивных белков: Р-селекти- на, тромбоспондина, фибриногена, фибронектина, витронектина, факторов роста, р-тромбоглобули- на, фактора 4 тромбоцитов, а также серотонина, АДФ, тромбоксана А2;
• стимуляции пролиферации субэндотелиальных фибробластов и гладкомышечных клеток артерий в комбинации с тромбином и факторами роста.
Нарушение контроля за этими процессами способствует развитию и распространению атеросклероза.
Роль антитромбоцитарных препаратов сводится к снижению секреторной функции тромбоцитов, снижению адгезии тромбоцитов к эндотелию, улучшению функции эндотелия, стабилизации ате-росклеротических бляшек
Клинически это проявляется улучшением микроциркуляции, снижением риска тромбообразования, ингибированием процессов атерогенеза, прогрессирующим увеличением возможности ходьбы, то есть снижением стадии артериальной недостаточности нижних конечностей.
К антитромбоцитарным препаратам относится прежде всего аспирин (доза от 50 до 325 мг в сут). Однако его недостатки - ульцерогенное действие, плохая прогнозируемость эффекта с отсутствием четкой дозозависимости - значительно ограничивают его клиническое применение. Указанных недостатков лишены селективные антагонисты тромбоцитарных рецепторов к АДФ из группы тиено-пиридинов - тиклид (тиклопидин) и более современный препарат — плавике (клопидогрель). Препараты хорошо переносятся и могут применяться длительно.
Следует подчеркнуть, что антитромбоцитарные препараты потенцируют действие многих других лекарственных средств, в частности пентоксифил-лина, никотиновой кислоты, дипиридамола.
Снижению повышенной тромбоцитарной активности способствует также отказ от курения, повышение физических нагрузок, липидоснижающая терапия.
Другим не менее важным направлением консервативной терапии больных ХОЗАНК является коррекция расстройств липидного обмена, включающая фармакотерапию (статины, препараты группы омега-3, препараты чеснока, антагонисты кальция, антиоксиданты), повышение физической активности, отказ от курения, рациональное пита-
сердечно-сосудистая хирургия
ние, предусматривающее прежде всего отсутствие переедания, ограничение животных жиров и углеводов. Данное направление также является обязательным и пожизненным и может быть реализовано как в виде непрерывного приема одного из указанных выше препаратов (обычно из группы ста-тинов или фибратов), так и поочередного приема различных лекарственных средств.
Повышение антиоксидантной активности крови предполагает отказ от курения, физическую активность и фармакотерапию (витамины Е, А, С, препараты чеснока и другие природные, а также синтетические антиоксиданты).
Целью приема вазоактивных препаратов является непосредственное влияние на гемодинамику, в частности на микроциркуляцию (пентоксифил-лин, дипиридамол, простаноиды, препараты никотиновой кислоты, реополиглюкин, буфломедил, нафтидрофурил, пиридинолкарбомат, добезилат кальция, сулодексид и пр.).
Для коррекции метаболических расстройств используют различные витамины, микроэлементы, системную энзимотерапию, танакан, солкосерил (актовегин), иммуномодуляторы, АТФ, АМФ, да-ларгин и др. Важна также нормализация функции желудочно-кишечного тракта.
Консервативная терапия больных ХОЗАНК включает также тренировочную ходьбу - практически единственного мероприятия, стимулирующего коллатеральный кровоток (1—2 ч ходьбы в день с обязательным достижением ишемической боли в пораженной конечности и обязательной остановкой при этом для отдыха). Определенную позитивную роль в общей программе лечения больных ХОЗАНК играет также физиотерапия и санаторно-курортное лечение.
Мы убеждены, что лечение больных ХОЗАНК не может быть эффективным без использования специальных карт регистрации назначений. Без них ни больной, ни врач не могут четко выполнять и контролировать сделанные рекомендации и соблюдать преемственность проводимого лечения. Данная карта должна находиться как у пациента, так и у лечащего врача. Ее наличие также позволяет более согласованно реализовывать лечебные мероприятия, рекомендованные врачами-консультантами. Облегчается также учет расхода использованных лекарственных средств.
Данный подход к лечению больных ХОЗАНК мы считаем экономически выгодным благодаря тому, что у подавляющего большинства больных удается остановить прогрессирование артериальной недостаточности нижних конечностей. По нашим подсчетам стоимость наиболее простого варианта лечения больных ХОЗАНК составляет примерно 6,5 тыс. рублей в год. При использовании более дорогих лекарств и при более тяжелых стадиях заболевания - до 20 тыс. рублей, при декомпенсации периферического кровообращения цена лечения возрастает до 40 тыс. рублей. Особенно велики расходы на лечение (как со стороны пациента, так и лечебных учреждений) в случае ампутации пораженной конечности.
Из сказанного следует, что своевременно проведенное лечение, его адекватность и эффективность с точки зрения фармакоэкономического анализа (в частности, по показателю «стои-
мость-полезность») являются полностью оправданными.
Как уже было сказано, в основе организации лечебного процесса при ХОЗАНК лежит диспансерный контроль. Он включает следующее:
1) консультация больных не реже 2 раз в год, а при тяжелых стадиях артериальной недостаточности - чаще. При этом контролируется выполнение назна чений врача (это значительно упрощается при на личии карты назначений), оценивается эффектив ность лечения и даются рекомендации для последу ющей терапии;
2) определение эффективности проводимого ле чения, которое предполагает:
• оценку возможности ходьбы (это обязательно должно регистрироваться в амбулаторной карте);
• выявление динамики атеросклеротического процесса как в артериях нижних конечностей, так и в других сосудистых регионах с помощью ультра звукового ангиосканирования;
• регистрацию изменений лодыжечно-плечевого индекса, как основного и наиболее доступного по казателя, характеризующего состояние перифери ческого кровообращения;
• контроль за состоянием липидного обмена;
• контроль изменений реологических свойств крови.
Важное значение имеет также контроль за сопутствующими заболеваниями. Прежде всего это относится к ИБС, сосудисто-мозговой недостаточности, артериальной гипертонии и сахарному диабету. Данные заболевания и их выраженность могут оказывать значительное влияние на характер лечебной программы больных ХОЗАНК.
После ознакомления с вышеуказанными установками возникает вполне закономерный вопрос - кто же их будет осуществлять на практике. В настоящее время функции ангиолога-терапевта, в силу сложившихся традиций, выполняют хирурги поликлиник, повышение квалификации которых требует организации системы их последипломной подготовки. В перспективе, после утверждения специальности «ангиология и сосудистая хирургия», должны быть организованы ангиологические кабинеты в поликлиниках и, позднее, межполиклинические ангиологические центры, где будут сосредоточены наиболее квалифицированные врачебные кадры и более современная диагностическая аппаратура. Основной функцией этих центров должна являться консультативная. Главным же же «дирижером» лечебного процесса при ХОЗАНК является хирург районной поликлиники.
На основании многолетнего опыта лечения больных хроническими облитерирующими заболеваниями артерий конечностей мы считаем, что благодаря адекватной консервативной терапии, проводимой главным образом амбулаторно, значительное увеличение числа удовлетворительных результатов лечения больных ХОЗАНК является вполне реальной задачей, реализация которой практически не требует привлечения существенных материальных средств.
Литература
1. Р.ФАкулова. Хронические нарушения кровообращения и трофики конечностей.- М.: «Медицина», 1965.- 395 с.
сердечно-сосудистая хирургия
2. А.В.Бондарчук Заболевания периферических сосудов.- Л.: «Ме дицина», 1969.- 519 с.
3. ААВишневский, Н.И.Краковский, В.Я.Золотаревский. Облитери- рующие заболевания артерий конечностенй.- М.: Медицина, 1973.-250 с.
4. Г.Н.Захарова. Облитерирующий эндартериит конечностей.- Са ратов, 1973.- 243 с.
5. А.В.Покровский. Заболевания аорты и ее ветвей.- М.: Медицина, 1979.-368 с.
6. А.В.Покровский. Клиническая ангиология.- М.: Медицина, 1979.-368 с.
7. В.С.Савельев, В.М.Кошкин. Критическая ишемия нижних конеч ностей,- М.: Медицина, 1997.- 160 с.
Роль хирурга в профилактике и лечении венозного тромбоза и легочной эмболии
В. С. Савельев
роблема венозного тромбоза и его катастрофического осложнения - тромбоэмболии легочных артерий (ТЭЛА) уже полтора столетия привлекает внимание исследователей и остается окончательно не решенной. В 1999г. в Российской Федерации, по самым скромным оценкам, венозный тромбоз возник у 240 000 человек, а легочная эмболия, в том числе фатальная, развилась у 100 000 из них [1]. В общехирургической практике ТЭЛА регистрируется в 0,8% всех наблюдений [2]. Массивное эмболическое поражение (окклюзия легочного ствола или главных его ветвей) прижизненно не диагностируется клиницистами у 40-70% больных [3]. По нашим данным [4], массивная ТЭЛА имеет место в 7,1% случаев аутопсий умерших в урологическом, 8,3% - в хирургическом и 11,2% — гинекологическом отделениях. До сих пор эта патология является причиной тяжелой инвалидиза-ции, приводя к формированию посттромбофлеби-тической болезни нижних конечностей и хронического легочного сердца. Вот почему не приходится сомневаться, что лечение и профилактика венозных тромбоэмболических осложнений представляют собою чрезвычайно важную сферу врачебной деятельности. Наибольшая ответственность за принятие оптимальных тактических решений и своевременное осуществление лечебных действий выпадает на долю хирургов.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 519 | Нарушение авторских прав
|