АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Регионарная анестезия: современное состояние и перспективы
Т.Ф.Гриненко, В.В.Рязанцев, А.Г.Борзенко
«Нет ничего более изящного в хирургии,
чем регионарная анестезия».
С.СЮдин
дея регионарного обезболивания возникла раньше, чем появились препараты для ее осуществления. Первая попытка стволовой анестезии была сделана еще в 1853 г. изобретателем полой иглы A. Wood, который пытался (и не без успеха) лечить невралгию путем инъекции морфия и опия около нервных стволов.
Первым местным анестетиком, используемым в клинике, был кокаин - алкалоид, выделенный из листьев Erythroxylon coca в 1860 г. Именно его ввел в область п. alveolaris inferior W. Halstedt в 1985 г. при удалении зуба, положив, таким образом, начало регионарной анестезии. В 1897 г. американец G. Grile, выполняя эндоневральную инъекцию кокаина в заранее обнаженные нервы (nn. ischiadicus, femoralis, plexus brachialis), производил под такой анестезией ампутацию конечностей. В начале 90-х годов G.Pertes применил уже чрескожную блокаду седалищного нерва, а В.Ф.Войно-Ясенецкий (1912 г.), W.Keppler и П.С.Бабицкий (1913 г.), F.Hartel (1916 г.), O.Labat (1920 г.) усовершенствовали эту технику. Начиная с этого времени вплоть до 40-х годов - период интенсивного освоения и внедрения проводниковой анестезии.
В 1885 г. нью-йоркский невропатолог L.Corning впервые ввел кокаин между остистыми отростками позвонков, получив у больного признаки центрального блока. В 1890 г. он сообщил о появлении специальной иглы для спинальной пункции, а к 1894 г. объем его наблюдений увеличился до 7 пациентов. Но LCorning применял свой метод для лечения неврологических больных, хотя и высказывал предположение о возможности использования его для обезболивания при хирургических вмешательствах.
В 1890 г. Н. Quincke выполнил первую люмбальную пункцию у ребенка с острой гидроцефалией, находящегося в коматозном состоянии. Менее чем за год он произвел люмбальную пункцию еще у 11 пациентов и дал подробное описание этой процедуры. С этого времени субарахноидальное пространство стали использовать как инфузионный канал для терапии различных заболеваний, однако эта идея оказалась неконструктивной.
Основоположником спинальной анестезии (СА) в клинике является немецкий хирург A.Bier, который 16 августа 1897 г. выполнил безболезненную резекцию голеностопного сустава, введя 0,5% раствор кокаина в подпаутинное пространство. С целью объективной оценки, прежде чем рекомендовать новый метод анестезии для широкого применения, A.Bier и его ассистент A.Hildenbrandt решили испытать этот вид обезболивания на себе, сделав инъекции кокаина в субарахноидальное пространство друг другу. Эксперимент удался, но оба исследователя перенесли тяжелую головную боль, a AHildenbrandt, судя по описыва-
емой им самим клинике, еще и менингит. Почти весь комплекс возможных осложнений в раннем послеоперационном периоде (головная боль, тошнота, рвота, боль в спине) получил A. Bier и у своих первых пациентов. Выступая на конгрессе немецких хирургов в 1901 г. он предостерегал от увлечения «кокаини-зацией» спинного мозга. Тем не менее метод стал чрезвычайно популярен во многих странах Европы, в Северной Америке и даже в Аргентине. Его стали использовать не только при операциях на нижних конечностях, но и в хирургии живота, грудной клетки и даже шеи. Так, TJonnesca из Румынии опубликовал данные о более 5000 успешных операций, выполненных в условиях спинальной анестезии, когда пункция субарахноидального пространства осуществлялась на различных участках позвоночника, в том числе и на уровне Cjj - Сщ.
В 1901 г. A. Sicard и F. Cathelin одновременно и независимо друг от друга опубликовали результаты своих работ по введению местных анестетиков в эпиду-ральное пространство через hiatus sacralis, положив тем самым начало внедрения ЭА в клиническую практику.
В 1906 г. G Forestier описал срединный доступ к эпи-дуральному пространству в межостистых промежутках. Тремя годами позже W. Stoekel сообщает об успешном использовании эпидуральной анестезии (ЭА) в акушерской практике для обезболивания нормальных родов у 111 рожениц.
В начале 20-х годов XX века испанский хирург F.Pagas подытожил принцип действия и дал подробное описание различных методик выполнения ЭА, сформулировал ее достоинства и опасности. К середине 30-х годов ЭА получила признание и достаточно широкое распространение как за рубежом, так и в нашей стране. СА и ЭА применяются практически с одинаковой частотой, передавая по очереди пальму первенства друг другу.
Следует отметить особую роль русских ученых-хирургов ПАГерцена, В.Ф.Войно-Ясенецкого, П.С.Бабицкого, ВАШаака и ЛААндреева, С.С.Юдина и др. в развитии всех методов регионарной анестезии. Более чем за вековой период своего существования регионарная анестезия (особенно центральные сегментарные блокады) изведала как периоды популярности, так и периоды полного забвения. С момента своего возникновения и до сегодняшнего дня регионарная анестезия развивалась и развивается параллельно общей анестезии. Однако долгое время эти методы рассматривались как антиподы при выборе вида анестезиологического пособия, и до недавнего времени выбор был не за регионарным обезболиванием. Большинство клиницистов склонялись в пользу общей анестезии, которая, обеспечивая поддержание функций жизненно важных органов и систем во время оперативных вмешательств, способствовала прогрессу хирургии. Технические сложности и неудачи при выполне-
анестезиология и реаниматология
нии ряда регионарных блокад на этапе их освоения, сообщения о серьезных (вплоть до летальных) осложнениях, недостаточная предсказуемость, а в связи с этим и недостаточная управляемость центральных сегментарных блоков и, наконец, эмоциональный и позиционный дискомфорт сдерживали внедрение регионарных методик в широкую клиническую практику. Это привело к значительному «перекосу» - применению общей анестезии с ИВЛ при операциях, где тотальная миорелаксация и управляемая вентиляция не показаны, а в некоторых случаях и противопоказаны. Лишь в последние два десятилетия регионарная анестезия заняла достойное место в современной анестезиологии в виде основного метода или компонента общей анестезии. «Ренессансу» регионарной анестезии способствовали следующие обстоятельства.
• Накопление доказательных данных «за и про тив» методов общей анестезии при внеполостных вмешательствах.
• Повышение безопасности регионарных мето дов обезболивания, что в свою очередь связано с научно-техническим прогрессом и внедрением высоких технологий в клиническую медицинскую практику. В частности, в настоящее время выпуска ются и доступны иглы, позволяющие выполнять центральные и периферические блоки с мини мальной травматизацией тканей; появление одно разовых наборов для выполнения блокад снизило риск инфекционных осложнений; освоение тех ники катетеризации эпидурального, субарахнои- дального и периневрального пространств открыло возможность выполнения продленных блокад; внедрение в клиническую практику электронейро- стимуляторов упростило задачу верификации нервных структур при выполнении стволовой ане стезии и анестезии сплетений; синтезированы но вые эффективные и менее токсичные местные ане стетики для интратекального и эпидурального вве дения, что повысило безопасность, надежность и качество регионарных блокад.
Кроме того, важнейшим фактором широкого внедрения регионарной анестезии в клиническую практику является углубление наших знаний в области анатомии, физиологии и фармакологии боли, а также рост профессионализма анестезиологов и освоение ими весьма непростых методов пункции и катетеризации эпидурального и суб-арахноидального пространств, которые раньше были прерогативой хирургов.
Исходя из современных представлений о механизмах повреждающего воздействия оперативного вмешательства на структуры ЦНС, в настоящее время стало ясно, что методы общей анестезии не могут полностью предотвратить отрицательное воздействие хирургической травмы на организм.
Передача ноцицептивной импульсации из операционного поля в высшие центры приводит к функциональным нарушениям ЦНС на различных ее участках, в том числе и на уровне спинного мозга. Общая анестезия, устраняя перцепцию боли на супраспинальном уровне, т.е. на уровне коры, не блокирует или блокирует лишь частично передачу ноцицептивных импульсов на уровне нейронов задних рогов спинного мозга (ЗРСМ) и других участков соматосенсорных путей, вызывая их сенситацию (гиперактивность)
и оказывая тем самым повреждающее воздействие. Формирование гиперактивности ЗРСМ имеет двухфазный характер, причем степень сенситации второй, более поздней фазы, ответственной за формирование послеоперационного болевого синдрома различной интенсивности, всецело зависит от тяжести повреждений, генерированных в период ранней фазы, т.е. при прохождении болевого импульса по афферентным путям спинного мозга. Поэтому адекватность анестезии должна оцениваться не только с позиций защиты головного мозга, но и с позиций защиты спинного мозга от ноцицептивных импульсов всех модальностей, формирующихся в зоне оперативного вмешательства. Именно такую многоуровневую защиту можно осуществить с помощью фармакологической блокады ноцицептивной импульсации из зоны хирургической агрессии. Поэтому афферентная блокада в любом ее варианте (инфильтрационная, проводниковая или центральная сегментарная анестезия), обеспечивающая «разрыв» ноцицептивной цепи, должна быть одним из компонентов анестезиологического пособия, а в некоторых случаях - основным методом защиты больного от хирургической травмы.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 569 | Нарушение авторских прав
|