Существует множество факторов, увеличивающих относительный риск возникновения внематочной беременности.
Логичное объяснение повышенной частоты эктопической беременности — перенесенная или персистирующая инфекция органов малого таза.
Частой причиной эктопической беременности является хламидийная инфекция у пациенток. У этих больных имеются различные клинические проявления заболевания — от бессимптомного цервицита до сальпингоофорита и формирования воспалительных тубоовариальных образований. Более половины инфицированных женщин не отмечают каких-либо патологических выделений из половых путей и других клинических проявлений болезни, считая себя практически здоровыми.
Перенесенный в анамнезе острый сальпингит в 4—6 раз повышает риск эктопической беременности. У 70 % женщин острый сальпингит переходит в хронический. Постепенно нарастают склеротические и дистрофические изменения во всех слоях маточных труб, степень выраженности которых зависит от длительности процесса. Это приводит к анатомическим (непроходимость) и функциональным (сократительная и секреторная функция) нарушениям маточных труб.
Установлена прямая связь частоты внематочной беременности с частотой эпизодов обострения воспалительных заболеваний половых органов женщины: 13, 35 и 75 % соответственно после 1, 2 или 3 эпизодов.
Среди причин внематочной беременности выделяют локальный, длительный спазм маточной трубы как следствие вегетативно-сосудистых нарушений, стрессовых ситуаций и нейроэндокринных нарушений.
После перенесенной эктопической беременности риск вероятности повторной внематочной беременности возрастает в 7— 13 раз. В целом больные с предшествующей эктопической беременностью имеют шанс в последующем в 50—80 % случаев иметь маточную беременность, а в 10—25% — повторную внематочную.
Факторы риска развития внематочной беременности:
• Воспалительные заболевания маточных труб.
• Использование ВМК.
• Бесплодие в анамнезе (применение индукторов овуляции).
• Перенесенные ранее оперативные вмешательства на трубах.
• Опухоли и опухолевидные образования матки и придатков.
• Эндометриоз.
• Генитальный инфантилизм.
• Вегетативно-сосудистые и нейроэндокринные нарушения.
• Повышенная активность трофобласта.
• Стресс (психическая травма).
Основу патогенеза внематочной беременности составляют нарушения физиологического транспорта оплодотворенной яйцеклетки.
Среди этиологических факторов внематочной беременности можно выделить следующие:
Воспалительные заболевания внутренних половых органов,которыеприводяткнарушению проходимости, повреждению нервно-мышечного аппарата маточной трубы и нейроэндокринным нарушениям. При воспалении эндосальпинкса возникают отек, изъязвления эпителия, формируется непроходимость.
Воспаление матки и придатков приводит к нарушению физиологической секреции, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность яйцеклетки.
В последние годы среди факторов риска возникновения внематочной беременности особое внимание уделяют инфекции, передающейся половым путем.
Это в первую очередь касается хламидийного сальпингита, который встречается у 50—60 % пациенток с внематочной беременностью. Протекает воспаление длительно и сопровождается выраженными анатомическими изменениями.
Не менее важным фактором риска внематочной беременности являются перенесенные аборты (44 % женщин). Высокая частота абортов приводит к росту возникновения воспалительных заболеваний матки и труб, образованию в них спаек, сужений просвета, что способствует не только нарушению проходимости маточных труб, но и нарушает их перистальтику.
Внутриматочные контрацептивы. Наличие в матке различных ВМК (инертных, содержащих медь или выделяющих прогестерон) традиционно считается фактором риска возникновения эктопической беременности. При этом риск внематочной имплантации плодного яйца повышается в 3—7 раз. Исследователи полагают, что на фоне ВМК, содержащих прогестерон, частота эктопической беременности наиболее высокая. Современные ВМК с медью не увеличивают риск эктопической беременности.
Фактическая частота эктопических беременностей у пациенток, использующих в качестве контрацепции ВМК, составляет 3—4 %. Имеются данные, что при продолжительном использовании ВМК (более 5 лет) степень риска наступления внематочной беременности возрастает в 4—5 раз.
Следует подчеркнуть, что большинство авторов полагают, что к внематочной беременности приводит не само наличие ВМК, а те воспалительные изменения, которые сопровождают его присутствие в матке.
Индукция овуляции с помощью клостилбегита или гонадотропных гормонов увеличивает риск внематочной беременности в 4 раза (до 10 %) на фоне частого многоплодия и высоких уровней стероидных гормонов яичников.
Анализ 3000 беременностей, наступивших после ЭКО, показал, что частота эктопической беременности была более чем в 2 раза выше, чем в общей популяции до 4—7 %. При этом до 1 % беременностей может закончиться гетеротопической беременностью по сравнению с частотой 1:30 000 беременностей в обычных условиях. Поэтому при наступлении беременности после использования различных методик стимуляции овуляции следует проводить контроль с помощью трансвагинального ультразвукового исследования.
Перенесенные ранее оперативные вмешательства на трубах также являются фактором риска развития внематочной беременности. Реконструктивно-пластические операций нередко сопровождаются нарушением анатомии. Этим объясняется очень высокая (до 25 %) частота внематочной беременности после проведения подобных операций.
Операциями, сопровождающимися высоким риском возникновения трубной беременности, являются сальпингостомия, неосальпингостомия, фимбриопластика, овариосальпинголизис и наложение анастомоза трубы.
После предшествующего лигирования труб с целью стерилизации также увеличивается риск развития эктопических беременностей (до 35—50 %).
Наличие опухолей или опухолевидных образований матки и придатков приводит к изменению топографических взаимоотношений органов малого таза, что ведет к нарушению транспортной функции труб и возможности имплантации в эктопических местах.
Известно, что эндометриоз часто сочетается с воспалительными заболеваниями матки и придатков. При эндометриозе выявляются нарушения транспортной функции маточных труб, что связано с изменением взаимосвязей в системе гипоталамус—гипофиз—яичники—матка. Реже эндометриоз приводит к возникновению механических повреждений труб, сужению их просвета вследствие сдавления гетеротопиями или заращению.
При генитальном инфантилизме у пациентки имеет место наличие длинных, извитых, функционально неполноценных маточных труб. Эти факторы в сочетании с нарушением секреции гормонов могут приводить к возникновению внематочной беременности.
Курение является фактором риска развития внематочной беременности. Проведенные исследования показали, что у курящих пациенток риск возникновения эктопической беременности в 1,5—3,5 раза выше, чем у некурящих женщин. Механизм воздействия никотина заключается в отсроченной овуляции, изменении сократительной активности труб и матки, а также нарушении иммунитета.
Предполагается, что у части пациенток имеет место повышенная активность трофобласта, что изменяет нидационные свойства яйцеклетки, которые проявляются раньше времени не в полости матке, а в маточной трубе.
Ряд авторов указывают на роль психической травмы (стресс) в патогенезе внематочной беременности. В частности, имеются данные, что внематочная беременность может быть обусловлена перенесенным стрессом или психической травмой, которые приводят к нарушениям сократительной функции труб. При этом возникают антиперистальтические сокращения трубы, а плодное яйцо задерживается и имплантируется в одном из отделов маточной трубы.
В последние годы отмечается увеличение частоты внематочной беременности у рожавших женщин в позднем репродуктивном возрасте. Риск возникновения эктопической беременности у этих пациенток в 3-4 раза выше, по сравнению с пациентками в возрасте до 24 лет. Это может быть обусловлено снижением перистальтики маточных труб и функциональной активности яичников в сочетании с нейровегетативными нарушениями.
Основу патогенеза внематочной беременности составляют нарушения физиологического транспорта оплодотворенной яйцеклетки, что обусловливает ее имплантацию вне полости матки.
Эстрогены регулируют перистальтику и кровообращение в маточных трубах, пролиферацию и секрецию клеток эпителия, а также движения ресничек.
Цитотрофобласт при внематочной беременности сохраняет свои свойства: способность к пролиферации и дифференцировке. Более того, пролиферативная активность эктопического трофобласта даже выше, чем при маточной нидации, что обусловливает его разрушительное действие на стенку трубы. Труба не приспособлена к прогрессированию беременности из-за тонкого мышечного слоя. Довольно точным представляется известное выражение: «плодное яйцо роет себе в стенке трубы не только гнездо, но и могилу».
Инвазия цитотрофобласта сопровождается преодолением базальных мембран и экстрацелюллярного матрикса вокруг плодного яйца благодаря матриксным металлопротеиназам, а также интегринам, Е-кадгеринам, активатору плазминогена — урокиназы.
Децидуальная реакция эндометрия в норме играет важную роль в осуществлении питания эмбриона, ограничении инвазии цитотрофобласта, препятствования иммунного отторжения. В стенке же маточной трубы отсутствует адекватная децидуальная реакция, что и является одной из причин раннего прерывания внематочной беременности.
При трубной беременности инвазивный рост хориального эпителия с деструкцией стенки трубы, приводит к ее разрыву. При ампулярной внематочной беременности рост плодного яйца в просвет и разрыв трубы возникает реже.
При истмической внематочной беременности плодное яйцо обычно врастает в стенку трубы, что приводит к ее разрыву, так как просвет ее узкий, а эндосальпинкс тонкий.