АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ. Арт-терапия все еще является малоизвестным в России направлением лечебно-коррекционной, профилактической и реабилитационной работы
Арт-терапия все еще является малоизвестным в России направлением лечебно-коррекционной, профилактической и реабилитационной работы. Та информация о ней, которая содержится в опубликованных в 1980-1990-е гг. работах, как, впрочем, и та, которая приводится в некоторых изданиях последнего времени, не отражает ни зарубежных достижений в этой области, ни того, что происходит у нас на родине. В силу разных причин развитие арт-терапии и психотерапии в целом в нашей стране приобрело за последние десять лет в значительной мере стихийный характер. Появление новых форм психотерапевтической практики и целых направлений происходит благодаря инициативе «снизу». Отечественная арт-терапия является ярким тому примером.
За последние годы происходит стихийное освоение арт-терапевтических методов и их внедрение в разные области практического применения. Из-за отсутствия достаточной информации об этом направлении, отсутствия системы профессиональной подготовки, недостаточно развитой теоретической базы, отечественным специалистам приходится довольствоваться сведениями второго и третьего сорта, мастерскими зарубежных «гастролеров» либо осваивать арт-терапию по книгам иностранных авторов, путем общения с коллегами или участия в краткосрочных образовательных программах.
Во многих случаях, имея лишь отрывочные представления об арт-терапии, отечественные специалисты приходят в своей работе к использованию методов художественной экспрессии интуитивно, проявляя при этом немало энтузиазма и творческой инициативы. Нередко к освоению арт-терапии их побуждает неудовлетворенность традиционными методами работы, стремление улучшить ее качество и расширить диапазон различных возможностей общения с клиентами.
Процесс стихийного освоения отечественными специалистами методов арт-терапии в чем-то напоминает то, что происходило в ряде зарубежных стран в 1960-1970-е гг., когда вместе с изменениями в их культурном климате пробуждался интерес к использованию исцеляющих возможностей различных форм творческой экспрессии. В свое время это дало толчок профессионализации арт-терапевтической деятельности и ее постепенной интеграции в систему здравоохранения, образования и социального обслуживания. Не исключено, что и в России будет происходить нечто подобное. В отличие от зарубежных пионеров арт-терапевтического направления, отечественные специалисты могут воспользоваться теми знаниями и опытом, информационными и организационными ресурсами, которые имеются у современного арт-терапевтического сообщества. Кроме того, им предстоит развивать арт-терапию и внедрять ее в разные области практики в эпоху информационных технологий, постмодернизма и мультикультуральности. Все эти факторы оказывают существенное влияние на характер общения арт-терапевтов с клиентами и формы психотерапевтической работы.
Наличие множества школ и направлений в современной арт-терапии тесно связано с существующими в разных странах политическими, социально-экономическими, правовыми, культурными и институциональными контекстами, что диктует необходимость системной оценки и формирования целостного представления об арт-терапии не только как о совокупности теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов, но и как о социальном и культурном феномене.
Автор книги стремится по-своему решить эту задачу. Анализируя различные точки зрения на предмет и методы арт-терапии, а также различные способы теоретического обоснования связанных с ней основных механизмов и факторов лечебного воздействия, он использовал элементы системного подхода. Достоинством системного подхода является то, что, не стремясь к уточнению преимуществ какой-либо отдельной системы взглядов, он предоставляет богатые возможности для описания комплексных феноменов и «дает достаточно широкую и детально разработанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложности» (Фримен,
2001, с. 57).
Данные особенности системного подхода делают его удобным способом теоретического анализа и описания процессов, связанных с индивидуальной и групповой арт-терапией. Его ценность, по убеждению автора книги, заключается также в том, что он позволяет учитывать контекстуальные влияния, без чего анализ этих процессов был бы обречен на редуктивность.
При написании книги автор руководствовался собственным опытом практического применения методов арт-терапии, в том числе в работе с психиатрическими пациентами, что позволило ему лучше понять их возможности и оценить перспективы дальнейшего развития арт-терапии. Приводимое в книге описание хода работы и ее результатов можно рассматривать в качестве примера практической реализации системной методологии. Рассматривается ее использование как на этапе планирования, так и непосредственно в ходе проведения арт-терапии, при анализе полученных результатов и разработке рекомендаций по ее дальнейшему использованию.
Немалую ценность системный подход представляет для анализа тех разнообразных феноменов, которые проявляются в ходе групповой арт-терапии, в частности внутригрупповых коммуникативных процессов разного уровня и направленности, связанных с использованием различных форм творческой экспрессии. Подтверждением этого могут быть приводимые автором описания различных моментов групповой арт-терапевтической работы. Большой интерес представляет то, что автор фактически первым в современной арт-терапии использует системный подход для анализа тех комплексных опосредованных разными формами творческой экспрессии и особенностями внутригрупповой коммуникации процессов, с которыми во многих случаях связано достижение психотерапевтических изменений. В книге представлены инновационные модели групповой арт-терапевтической работы мультимодального характера; обоснование лечебного воздействия которых основано на привлечении системных представлений.
Написанию книги во многом способствовал опыт проведения автором программы подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии творчеством. Благодаря преподаванию арт-терапии и общению со студентами с разной базовой подготовкой, автор книги смог узнать, в какой мере арт-терапевтические методы могут быть востребованы в различных областях их практического применения; какие кадровые, институциональные, материальные и иные предпосылки для этого имеются и какие модели арт-терапевтического образования являются наиболее перспективными.
Более глубокому пониманию основных проблем современной арт-терапии и связанной с ней системы профессиональной подготовки способствовало сотрудничество с зарубежными коллегами и организациями. Благодаря этому автор смог осознать, что дальнейшее развитие отечественной и зарубежной арт-терапии невозможно без создания перспективной и отвечающей реалиям XXI в. ее организационной и методологической базы, что в свою очередь связано с необходимостью решения ряда задач, включающих:
• эффективный обмен информацией между региональными и национальными арт-терапевтическими сообществами, касающийся теоретических и практических вопросов арт-терапии, а также вопросов профессиональной политики, что может быть, в частности, связано с переводом и изданием арт-терапевтической литературы, подготовкой совместных книг, созданием общенациональных и транснациональных периодических изданий, развитием электронных средств коммуникации и т. д.;
• развитие научных исследований в области арт-терапии и формирование научно-обоснованной системы представлений и приемов практической работы; немаловажная роль при этом может принадлежать совместным исследованиям специалистов из разных регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, проведению конференций, симпозиумов и других мероприятий;
• создание национальных и международных, в частности общеевропейских, образовательных стандартов в области арт-терапии, способствующих подготовке специалистов высокого уровня.
Начало решению этих задач так или иначе уже положено, но очень много еще предстоит сделать. Есть основания полагать, что особенности самого арт-терапевтического подхода и сообщества представляющих его специалистов будут этому способствовать. Арт-терапии как сравнительно молодой специальности, возникшей на стыке разных областей деятельности и явившейся результатом синтеза различных систем взглядов, посчастливилось избежать явной редуктивности и сохранить то внутреннее богатство, которое ценно для любого развития.
Притягательность и сила арт-терапии как метода заключается в ее способности выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутриличностной, межличностной и культурной. Идея о том, что творческая деятельность, в частности художественное творчество, обладает способностью исцелять людей, тесно связана с историей культуры. В то же время эта идея дополняется признанием того, что современные условия жизни, формализация и инструментализация человеческой деятельности и отношений негативно сказываются на здоровье людей, что требует более активного использования их творческого потенциала. Однако раскрытие этого потенциала, в том числе на основе арт-терапевтического подхода, вряд ли может быть достигнуто путем использования неких универсальных технологических приемов.
Современная арт-терапия не стремится к использованию стандартных способов решения проблем. Она ориентирована на исследование внутреннего мира людей и системы их отношений, и в случае необходимости — на их изменение. Она вырастает из местных культур, в отрыве от которых она являлась бы не более чем эрзацем или очередной «душеспасительной утопией». Использование разных техник и подходов, с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и опыта, является отличительной чертой современной арт-терапии. Она призвана исцелять людей и делать их более свободными и счастливыми благодаря способности специалистов в этой области сохранять высокую степень открытости и сенситивности к множеству внешних и внутренних факторов, а также развивать и корректировать свои взгляды и методы работы.
[1] Слово «клиент» в данном случае обозначает любого участвующего в арт-терапии человека.
[2] Признавая психотерапевтические отношения в арт-терапии открытой системой, мы тем не менее Допускаем разную степень ее открытости. При определенных обстоятельствах, в частности в условиях жесткого институционального или идеологического давления, при использовании психотерапевтом догматической системы взглядов, его чрезмерной директивности, при наличии у клиента определенных психических расстройств и т. д., психотерапевтические отношения становятся закрытой системой, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса. — Примеч. авт.
ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1070 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 |
|