АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Дереализация и деперсонализация

Прочитайте:
  1. Дереализация, деперсонализация, дисморфомания (дисморфофобия).
  2. Интрапсихические расстройства: ориентировка во времени, месте, личности, ситуации. Растерянность, деперсонализация
  3. Псевдогаллюцинация. Деперсонализация. Дереализация.

Явления дереализации и деперсонализации довольно близки к психосенсорным рас­стройствам и иногда сочетаются с ними. Дереализацией называют ощущения изменчиво­сти окружающего мира, создающее впечатление «нереального», «далекого», «искусствен­ного», «подстроенного». Деперсонализация - это болезненное переживание собственной изменчивости пациента, потери собственной идентичности, потери собственного Я. В от­личие от психосенсорных расстройств, нарушение восприятия не затрагивает физических свойств окружающих предметов, а касается их внутренней сути.

Больные с дереализацией подчеркивают, что подобно собеседнику видят предметы тех же цветов и размеров, но воспринимают окружающее как-то неестественно: «люди похожи на роботов», «дома и деревья - как театральные декорации», «окружающее осоз­нается не сразу, как бы через стеклянную стену». Больные с деперсонализацией характе­ризуют себя как «потерявших собственное лицо», «чувства, утратившие полноту», не­смотря на то, что прекрасно справляются со сложным и логическими задачами.

Дереализация и деперсонализация редко встречаются как самостоятельные симпто­мы - обычно они включены в какой-нибудь синдром. Диагностическое значение этих фе­номенов во многом зависит от того, в сочетании с какой симптоматикой они наблюдают­ся.

Так, при синдроме острого чувственного бреда дереализация и деперсонализация выступают как преходящая продуктивная симптоматика, отражающая чрезвычайно выра­женные чувства страха и тревоги, присущие этому состоянию. Причины изменчивости окружающего больные видят в том, что, «возможно, началась война»; они поражены тем, что «все люди стали таким и серьезными, напряженными»; уверен, что «что-то состоялось, но никто не хочет им об этом рассказать». Собственная изменчивость воспринимается ими как катастрофа («может быть, я схожу с ума?!»).

Психосенсорное расстройство, дереализация и деперсонализация могут быть прояв­лением эпилептических пароксизмов. Примерами подобной симптоматики являются при­падки с чувством уже виденого или никогда не виденого. Во время подобного нападения человек, который находится дома, может внезапно ощутить, что оказался в совсем незнакомой обстановке. Это чувство сопровождается выраженным страхом, растерянностью, иногда психомоторным возбуждением, но через несколько ми­нут так же внезапно проходит, оставляя лишь тяжелые воспоминания о пережитом.

Деперсонализация нередко служит проявлением негативной симптоматики, прису­щей шизофрении. При мягком малопрогредиентном течении заболевания необратимые изменения личности в первую очередь становятся заметными самому больному и вызы­вают у него тяжелое чувство собственной изменчивости, ущербности, потери полноты чувств. При дальнейшем прогрессировании заболевания эти изменения, которые выража­ются нарастающей пассивностью и равнодушием, начинают замечать и окружающие.

Возрастные особенности нарушения сознания. Сразу вслед за полученной трав­мой у детей развивается угнетение сознания вплоть до комы, которая может длиться 30 суток и больше, а следующий вегетативный статус - до 180 дней. Не всегда наблюда­ется описанная для взрослых последовательность стадий восстановления сознания: пони­мание речи может проявиться до открывания глаз и фиксации взгляда. Синдромы помра­чения сознания более элементарные, и в их структуре часто отмечаются разные виды воз­буждения: двигательное - у детей до 3 лет, громкий плач, повторение отдельных слов - в 4-7-летнем возрасте, рече-двигательное возбуждение - с 7-8-летнего возраста, психомо­торное беспокойство — с 8-9 лет. С того же возраста возможны также тревога, раздражи­тельность, суетливость. С 9-10 лет могут наблюдаться также галлюцинаторно-бредовые, с 12 лет - дереализационно-деперсонализационные явления. У больных старше 11 лет с преобладающим поражением правого полушария может отмечаться Корсаковский син­дром.

У людей преклонного возраста и стариков кома наступает редко. Если она возника­ет, то длится не больше 3 суток. Чаше наблюдаются оглушение, состояния амнестической и амнестическо-конфабуляторной спутанности. Нередко возникают двигательное и рече­вое беспокойство, речедвигательное возбуждение, в единичных случаях - кратковремен­ные галлюцинаторно-бредовые переживания. Спутанность сознания у стариков усилива­ется вечером, на фоне нарушений ритма сон - бодрствование.

Различия между крайними возрастными группами состоят в том, что преимущество разных форм нарушения сознания у детей, в том числе продолжительной комы и вегета­тивного статуса, резко контрастирует с небольшой продолжительностью нарушения соз­нания у пожилых и стариков; дифференцированность нарушений сознания по мере увели­чения возраста нарастает у детей и снижается у пожилых и старых; у последних практиче­ски не бывает помрачения сознания в точном значении слова, а характерны состояния спутанности сознания, которые становятся с возрастом менее дифференцированными; от­даленные от момента черепно-мозговой травмы нарушения сознания часты у пожилых и стариков с хроническими субдуральными гематомами; восстановление сознания происхо­дит быстрее у детей, чем у пожилых больных. Сходство же клиники черепно-мозговой травмы крайних возрастных групп определяется преимуществом дефицитарных симпто­мов над продуктивными, незначительным влиянием стороны преобладающего поражения мозга на клиническую структуру и обратное развитие нарушений сознания.

Методы клинического исследования самосознания. В настоящее время исследу­ют не только результаты акта самосознания в форме самооценок и критики к болезни, но и разные стороны самого процесса самосознания, его генез. В частности, обращают вни­мание на способность больного осознавать различные параметры образа "Я" в сопостав­лении со способностью оценивать те же параметры "Я" других людей. Изучается способ­ность переноса знаний про окружающее на себя. Важное место отводят мучению осозна­ния больным своего физического и психического "Я".

1.Сопоставление данных объективного (со слов родственников, знакомых) и субъ­ективных (со слов больного) анамнеза жизни и болезни. При сборе этой информации ис­следователь получает представление о том, как больной оценивает качества своего харак­тера и личности, свое поведение в разных ситуациях, свои мысли и поступки, а также как характеризует те же явления окружающие, близкие ит.д.

2.Клинико-психопатологическое исследование. Позволяет судить об адекватности и точности субъективных самооценок. Именно исследование больного раскрывает некото­рые стороны патологии самосознания. Так констатация у больного синдрома помрачения сознания заставляет предположить одновременное нарушение процессов самосознания. К такому же выводу можно прийти, наблюдая психомоторное возбуждение. Однако в случае ясного сознания большой объем информации можно получить, используя дополнительно методы, специально разработанные для изучения особенностей самосознания.

Психиатрическая модель сознания довольно проста - она представляет сознание по ориентировке в себе, времени и пространстве. Ориентировка в себе включает осознание Я, телесный, интерперсональный (межличностный) элементы, ориентировка во времени но­сит чисто календарный характер, а ориентировка в пространстве - формально территори­альный. Человек должен сказать, кто он такой, с кем общается, должен назвать текущую дату и место. Если он делает это приблизительно, говорят о суженном сознании. Если не может что-нибудь назвать правильно - говорят о дезориентировке. Для определения осо­бенностей внимания важно установить степень пассивности внимания, наличие четкости восприятия (пациент присматривается или прислушивается, переспрашивает), степень ос­лабления запоминания и воспоминания, нарушения осмысления, снижения способности к суждениям и умозаключениям. В речи при минимальных расстройствах создания можно обнаружить повторы (персеверации), повторы вопроса (эхолалии), увеличение расстояний между словами, возрастание количества слов типа «дак», «вот», «ну», недоговаривание окончаний слов.

 


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 637 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)