АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СИМПТОМЫ ПАТОЛОГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Прочитайте:
  1. I-VII ПАРЫ ЧМН: СТРОЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ.
  2. IV. Клиника –это основные симптомы, характерные для данного заболевания
  3. IX-XII ПАРЫ ЧМН: СТРОЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ
  4. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  5. VI. Клинические и рентгенологические симптомы и признаки
  6. Аллергические симптомы вне пищеварительной системы
  7. Аллергия у ребенка. Симптомы и лечение
  8. Анализ состояния звероводства в хозяйствах Республики Татарстан (производственные показатели, заболеваемость и падеж зверей, проявление гепатопатологии)
  9. АППЕНДИКУЛЯРНЫЕ СИМПТОМЫ
  10. АППЕНДИЦИТ У РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ

Психология мышления

Мышление — это психический процесс опосредован­ного и обобщенного отражения существенных сторон пред­метов и явлений объективного мира и их внутренних взаимо­связей. Человеческое мышление невозможно без языка и имеет свои логические формы. Главными из них являются: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие— форма мышления, отражающая существен­ные признаки предметов и явлений объективного мира. По­нятия бывают абстрактные и конкретные. Абстрактные слу­жат для обозначения качеств или свойств состояний, действий, предметов или явлений. Они образуются путем абстрагирова­ния, т. е. мысленного отвлечения от конкретных свойств, сто­рон или связей объектов реального мира с целью выделения наиболее существенных. Они мыслятся сами по себе. К ним относятся такие понятия, как «белизна», «прогредиентность». Конкретными являются понятия самих предметов и явлений. Например, «больной», «шизофрения». Конкретное понятие может рассматриваться как синтез абстрактно мыслимых ка­честв. Так, конкретное понятие «учебная доска» включает такие абстрактные качества, как твердость, форма, цвет, оп­ределенная функциональная роль, и т. д.

Составные элементы понятия (цвет, форма и т. п.) при­нято называть признаками. Они бывают существенные и несу­щественные. К существенным относятся признаки рода и ви­дового отличия.

Признак рода есть понятие класса, в который вводится рассматриваемое понятие. Например, если мы рассматри­ваем понятие «шизофрения», то признаком его рода являет­ся понятие класса определенных нозологических единиц — эндогенные психозы. Видовое отличие служит дет того, что­бы используемое понятие выделить из ряда ему подобных, из его класса. Так, видовым отличием понятия «шизофре­ния» от понятия «маниакально-депрессивный психоз», тоже входящего в класс «эндогенные психозы», является наличие прогредиентности.

Помимо признаков понятия имеют объем и содержание. Первый означает совокупность представлений обо всех пред­метах, образующих понятие, а второе — те признаки, кото­рые приписываются тому или иному понятию. Чем больше объем понятия, тем беднее его содержание. Так, понятие «эндогенные психозы» больше по объему, но беднее по со­держанию, чем понятие «шизофрения».

Суждение— форма мышления, в которой высказыва­ется мысль о предмете, отражаются отношения и связи меж­ду предметами и явлениями или между их свойствами и признаками посредством утверждения или отрицания. Эта фор­ма мышления существенно отличается от понятия. Последнее отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

Умозаключение — форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений (посылок) новое (заключение).

Процесс мышления связан с рядом логических операций: анализом, синтезом, обобщением, ограничением, делением, классификацией и т. д. Анализ — мыслительная операция, заключающаяся в разложении, расчленении изучаемого яв­ления или объекта на составные признаки и части. Синтез — такая операция мышления, с помощью которой сводятся во­едино отдельные свойства, элементы, признаки, связи и т. д., выделенные анализом. Обобщение — процесс сведения ме­нее общих понятий в более общие. Например, «шизофре­ния» — «эндогенный психоз» — «психическое заболевание» — «болезнь». Ограничение — обратный процесс, образова­ние менее общих понятий из более общих. Наиболее общие понятия называются категориями. Каждая наука оперирует своей системой категорий. Так, категориями психиатрии яв­ляются «бред», «галлюцинации», «ступор» и т. п.. Определе­ние понятия совершается при помощи признака рода и ви­дового отличия, т. е. перечисляются его существенные при­знаки. В качестве примера приведем определение понятия «шизофрения».

Термином «шизофрения» в настоящее время обозначает­ся клинически выделяемое хроническое эндогенное психи­ческое заболевание, которое возникает преимущественно в период от пубертатного до инволюционного криза включи­тельно и имеет тенденцию к прогредиентному течению. Пос­леднее приводит к своеобразному изменению личности, ее несостоятельности с падением эмоционально-волевого тону­са, формированием интравертированности (до степени аутиз­ма), возникновением и углублением нарушений стройности мышления, которое становится паралогичным и непродук­тивным. Для шизофрении как процесса характерен законо­мерный синдромотаксис, проявляющийся определенными стереотипами развития и трансформации психопатологичес­кой симптоматики. Это позволяет выделить три основные формы болезни: непрерывно текущую, шубообразную и ре­куррентную. Стереотипы синдромотаксиса коррелируют со степенью прогрессирования болезни, ее прогредиентностью, что позволяет при первых двух формах провести внутригрупповое деление: малопрогредиентные (вялотекущие), среднепрогредиентные и злокачественные варианты шизофрении (А. О. Бухановский).

Здесь признаком рода является понятие «хроническое эндогенное психическое заболевание», а видовым отличи­ем, позволяющим отличить шизофрению от иных эндоген­ных психических заболеваний, — вся остальная часть опре­деления.

Деление — мыслительная операция, раскрывающая объем понятия. Признак, который дает возможность разбить род на виды, называется основанием деления. Например, рас­пределение людей по полу. Деление категорий по существен­ному признаку называется классификацией. Так, внутригруп-повая систематизация шизофрении проводится по такому су­щественному основанию, как форма течения.

Различают три вида мышления: наглядно-действенное, об­разное и абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное — отражение связей и отно­шение предметов и явлений, непосредственно включенных в практическую деятельность человека. Оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в процессе практической деятельности, и применяется при манипули­ровании предметами, часто методом проб и ошибок.

Образное мышление — отражение связей и отноше­ний с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений, которые в прошлом включались в его деятельность. Вместе с наглядными образами используются и знания, полу­ченные при обучении и воспитании, но в значительно мень­шей степени.

абстрактно-логичесное (отвлеченное) мышле­ние — отражение связей и отношений путем оперирования понятиями. Здесь вскрываются такие явления, закономерность, причинно- следственные связи, которые не поддаются чувственному, нагляднодейственному и образному позна­нию. Именно данный вид мышления позволяет устанавли­вать наиболее общие закономерности развития природы и общества. Поэтому его еще называют теоретическим.

Вышесказанное характеризует содержательную сторону мышления, формой выражения которой является речь. Как отражение мышления она обладает логичностью, доказатель­ностью, грамматическим строем, темпом, целенаправленно­стью, гибкостью и подвижностью, экономичностью, широ­той, глубиной, критичностью, самостоятельностью, пытли­востью, любознательностью, находчивостью, остроумием, оригинальностью, продуктивностью.

Логичность — умение строить умозаключение в соответ­ствии с законами логики, разумно, последовательно, с от­ражением внутренней закономерности между явлениями и предметами. Доказательность — способность последователь­но обосновать свое мнение или решение. Грамматический строй — соответствие речи законам филологии соответству­ющего языка. Темп речи — скорость протекания мысли­тельного процесса, определяемая количеством образующих­ся в единицу времени ассоциаций. Целенаправленность — сохранение в течение определенного времени подчиненно­сти мыслительного процесса определенной задаче. Гибкость и подвижность — умение быстро отказаться от ранее при­нятых решений, если они перестали удовлетворять изменив­шейся ситуации или условиям, и найти новые. Экономич­ность — выполнение определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего числа ассоциаций. Широта — кру­гозор, способность использовать при мыслительном про­цессе круг разнообразных фактов и знаний и умение вне­сти в них важное и новое. Глубина — способность вникать в суть явлений, искать их причины, не ограничиваясь кон­статацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям. Критичность — умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. Самостоятельность — способность самосто­ятельно наметить требующий решения вопрос и независи­мо от мнения окружающих найти на него ответ. Самостоя­тельный ум чред конформности. Пытливость — стремле­ние дознаться до основных причин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изучить. Любознательность — стремление узнать то новое, с чем человек встречается в жизни. Находчивость — умение быстро найти способ ре­шения мыслительной задачи. Остроумие — способность к неожиданным, нешаблонным умозаключениям, которые воз­никают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие качества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д. Оригинальность — индивидуаль­ное качество мыслительного процесса, накладывающее от­печаток на все его проявления, заключается в способности прийти к правильным выводам нешаблонным путем. Про­дуктивность — итоговое свойство мыслительной деятель­ности, в результате которой происходит адекватное отра­жение существенных сторон объективного мира и его взаи­мосвязей.

Мышление является основной составной частью интеллекта, который представляет собой совокупность психичес­ких процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Для оценки интеллекта в норме и патологии при­нята схема, которая включает: предпосылки интеллекта, ин­теллект в узком смысле слова и «психический инвентарь». К предпосылкам относятся отдельные психические процессы: память, внимание, умственная работоспособность, темп функ­ционирования психической жизни человека, речевая ода­ренность, и т. п. Собственно интеллект (ум) состоит из по­чти неограниченного ряда способностей к логическому мыш­лению. Под «психическим инвентарем» понимают совокуп­ность знаний, приобретенных в процессе индивидуального опыта. Симптомы патологии мышления крайне разнообраз­ны.

Навязчивые идеи различают по механизмам возникнове­ния и сочетанию их с патологией других психических про­цессов.


· Нарушения содержания мышления

Расстройства содержания мышления (продуктивные) ха­рактеризуются неадекватным отражением существенных ка­честв, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

Навязчивые идеи (частный вариант навязчивостей). Непроизвольно возникающие мысли, содержание ко­торых не несет адекватной информации, что правильно пони­мается и критически оценивается пациентом, контролирующим свое поведение. Возникновение их не зависиг от желания боль­ного и происходит против его воли. Эти мысли носят неотступ­ный характер, от них невозможно произвольно освободиться. Как правило, навязчивости сопровождаются отрицательными эмоциональными переживаниями, душевным дискомфортом.

Навязчивости различаются по механизмам возникновения.

Ситуационные навязчивости возникают в результа­те психогении, их содержание психологически понятно, кон­кретно, отражает психотравмирующую ситуацию. Например, канцерофобия, возникающая по механизмам ятрогении.

Аутохтонные навязчивости появляются без видимой внешней причины, их содержание нередко психологически малопонятно, оторвано от реальности, абстрактно. Иногда они возникают в психотравмирующей ситуации, но содер­жания психогении обычно не отражают или быстро от нее отрываются.

Ситуационные и аутохтонные навязчивости относятся к первичным навязчивостям.

Ритуальные навязчивости появляются вслед за пер­вичными и носят защитный характер, снимая душевный дис­комфорт, вызываемый последними. Ритуал, возникающий как защита от первичной навязчивости, называется ритуа­лом первого порядка. Его содержание обычно связано с со­держанием первичной навязчивости. Например, аблютомания — навязчивое мытье рук при мизофобии — навязчивом страхе заражения. Нередко возникают ритуальные навязчи­вости на уже имеющиеся ритуалы. Это ритуалы второго по­рядка, третьего и т. д. Ритуальные навязчивости относятся ко вторичным навязчивостям. Чаще всего они являются дви­гательными актами — навязчивыми действиями.

Навязчивости различаются по сочетанию с патологией других психических процессов.

Идеаторшые навязчивости, возникающие только в сфере мышления. Они подразделяются на четыре категории.

Навязчивые сомнения навязчивые мысли с мучи­тельной неуверенностью в правильности и завершенности своих действий. Больные постоянно стремятся проверить себя, мало успокаиваясь при этом. Вариантом является амблинойя — патологическая затрудненность принятия решения.

Абстрактные навязчивые мысли— форма навяз­чивых идей, содержание которых носит отвлеченный харак­тер. Обычно имеют два варианта: арифмомания — навязчи­вое умственное манипулирование цифрами и «умственная жвачка» — бесплодное, изнуряющее мудрствование на от­влеченные темы.

Контрастные мысли аффективно насыщенные мыс­ли, содержание которых противоречит мировоззрению и морально-этическим принципам личности. При этом боль­ной страдает не только от самой навязчивости, но и от ее со­держания. Контрастные мысли встречаются в виде хульных (брань) и кощунственных, содержание которых отражает не истинное отношение больного, а диаметрально противопо­ложное (например, пожелание смерти любимому человеку).

Навязчивые воспоминания — непреодолимые, ненуж­ные и неактуальные в данный момент воспоминания о нейт­ральном или позорном событии из собственной жизни. Как правило, они сопровождаются чувством стыда и раскаяния.

Навязчивости, сочетающиеся с аффективными расстройствами (фобии). Это навязчивые мысли, ко­торые сочетаются с первичным страхом. Несмотря на боль­шой удельный вес в структуре этого симптома эмоциональ­ных расстройств, фобии традиционно рассматриваются при изучении патологии рационального познания. По содержа­нию фобии подразделяются на четыре категории.

Нозофобии— навязчивый страх заболевания с тяжелы­ми последствиями. В клинической практике чаще всего встречаются: кардиофобия — страх перед болезнью сердца, канцерофобия — страх заболеть злокачественной опухолью, алиенофобия — страх сойти с ума, мизофобия — страх за­грязнения и, как результат, инфекционного заболевания, лиссофобия — страх заболеть бешенством, сифилофобия — страх заболеть венерическим заболеванием, фтизиофобия — страх заболеть туберкулезом, гематофобия — страх, что воз­никнет кровотечение, онанофобия — страх перед последстви­ями мастурбации, вертигофобия — боязнь упасть в обморок, акарофобия — страх заразиться чесоткой, ангинофобия — боязнь приступов стенокардии, гельминтофобия — страх заразиться глистами.

Страх пространства, а также процессов и явлений, происходящих в нем. Наиболее распространенными фобия­ми в этой подгруппе являются: агорафобия — боязнь открытых пространств, площадей, широких улиц; клаустрофобия - боязнь закрытых помещений, кенофобия — боязнь пустых помещений; астропофобия — боязнь молний; гипсофобия — боязнь подъема и пребывания на высоте; гелиофобия — бо­язнь солнечных лучей; пирофобия — боязнь пламени, возго­рания; акрофобия — боязнь высоты, пребывания на балко­не, крыше и т. п., сопровождающаяся головокружением; амаксофобия — боязнь колесного транспорта; анемофобия - боязнь быть застигнутым бурей; базофобия — страх хо­дить; батофобия — боязнь глубины; бронтофобия — страх перед громом; гефирофобия — страх ходить по мосту.

Социофобшш— страхи, содержанием которых являются различные аспекты межперсоншшгых отношений: лалофобия - страх выступать в аудитории; вомитофобия — боязнь рвот­ных движений в присутствии людей; антропофобия — боязнь общения с людьми, особенно с посторонними; монофобия (аутофобия) — страх одиночества; мифофобия — страх со­лгать, невольно сказать неправду; ситофобия — страх поперх­нуться при приеме пищи в присутствии посторонних; гидрозофобия — страх вспотеть или же стать источником неприят­ного запаха и простудиться; эрейтофобия — страх покраснеть, смутиться в обществе; гинекофобия — боязнь общения с жен­щинами; андрофобия — страх у женщин перед половым ак­том; миксефобия — боязнь оказаться несостоятельным при интимной близости; коитофобия — страх перед половым ак­том; урофобия — боязнь неодолимого позыва к мочеиспуска­нию в условиях, препятствующих его реализации; акнефобия - боязнь появления на коже лица угрей, привлекающих вни­мание окружающих; аутомизофобия — боязнь стать источни­ком неприятного запаха (пота, кала, кишечных газов, и т. п.), что может затруднить общение с другими людьми; гамартофо-бия — страх совершить недостойный поступок; гаптофобия — боязнь перед прикосновением окружающих; петтофобия — боязнь общества; гарпаксофобия — боязнь быть ограбленным; гедонофобия — боязнь наслаждения; геронтофобия — страх встретиться с пожилым человеком, стариком; некрофобия — боязнь трупов; бромидрофобия — боязнь, что окружающие почувствуют запах тела больного.

Прочие навязчивые страхи: фобофобия — страх пе­ред возвратом ранее имевшего место страха; трискайдекафобия — страх перед числом «13»; паралинофобия — боязнь невозможности выполнить ритуальное действие, навязчивый ритуал; пантофобия — множественные навязчивые страхи раз­нопланового содержания; оксифобия — боязнь острых пред­метов, которые могут быть использованы для нанесения те­лесных повреждений самому себе или окружающим; зоофо-бия — страх перед животными; арахнофобия — боязнь пау­ков; атаксиофобия — боязнь нарушения координации авто­матизированных движений, сопровождающихся их сознатель­ным контролем; айлорофобия — боязнь кошек; айхмофобия — боязнь прикосновения к телу заостренного предмета или пальца; гематофобия — боязнь вида крови; тафофобия — боязнь быть погребенным заживо.

Навязчивые волевые расстройства делятся на две категории:

Навязчивые влечения — желание совершать ненужные, по­рой опасные действия, что сопровождается внутренним дис­комфортом. Обычно они не реализуются в двигательные акты, действия. К ним относятся: суицидомания — навязчи­вое стремление к самоубийству; гомицидомания — навязчи­вое влечение к убийству, часто близкого человека, ребенка.

Навязчивые действия — реализованные навязчивые влече­ния. Часто носят характер ритуальных. Среди них: аблютомания — навязчивое мытье рук при мизофобии, бациллофо-бии. Встречаются также самостоятельные (первичные) на­вязчивые действия: аутодепиляция — выдергивание собствен­ных волос; трихотилломания и трихотиллофагия — выщипы­вание собственных волос и их поедание; онихофагия — об­грызание ногтей; бруксомания — скрежетание зубами; гео­фагия — поедание земли; навязчивые тики — элементарные движения в виде миганий, наморщивания лба, подергивания плечами, респираторных тиков (шмыгание носом, хмыкание, покашливание и т. п.). Для отграничения данных тиков от сходных с ними неврозоподобных состояний соматическо­го, резидульно-органического и нередко процессуального происхождения у детей младшего возраста предлагается об­ращать внимание на следующие признаки:

• навязчивые тики возникают на основе различных целесо­образных защитных, чаще рефлекторных движений (ми­гание при конъюнктивите), хотя в дальнейшем они утра­чивают первоначальный защитный характер;

• у больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении определенного движения, связанная с эмо­циональным напряжением, которая усиливается при его задержке;

• навязчивые движения осознаются больным как чуждые, болезненные, как «дурная» привычка;

• дети школьного возраста часто стесняются навязчивых ти­ков, стараются скрыть или замаскировать их;

• навязчивые тики не имеют постоянной локализации, ко­торая нередко наблюдается при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения;

• навязчивые тики значительно усиливаются при волнении и в психотравмирующей ситуации, в то время как при сомати­ческих заболеваниях они не меняются или же ослабевают;

• тики навязчивого характера, как правило, сочетаются с различными невротическими расстройствами (навязчивые страхи, опасения и т, д.);

• применение психотерапевтических мероприятий при на­вязчивых тиках часто дает терапевтический эффект, тогда как при неврозоподобных тиках любого происхождения большинство видов психотерапии (исключая аутогенную тренировку) малоэффективно.

Навязчивости встречаются в рамках обсессивных и фобических синдромов, а также при синдроме ларвированной депрессии.

Сверхценные идеи. Продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснован­ное убеждение, тесно связанное с особенностями личнос­ти, базирующееся на реальной ситуации и обладающее боль­шим эмоциональным зарядом. В силу этого оно приобре­тает не соответствующее ему по степени значимости доми­нирующее положение во всей духовной жизни человека, определяет его деятельность и приводит к дезадаптации в социальной среде.

При дифференциации навязчивых и сверхценных идей сле­дует обращать внимание на отношение к ним личности: пер­вые воспринимаются личностью как нечто чуждое, тогда как вторые часто являются составным элементом ее мировоззре­ния. В силу этого при сверхценных идеях критика отсут­ствует или носит формальный характер (формальная крити­ка — ситуационное согласие с контрдоводами при внутрен­нем убеждении в своей правоте), тогда как при навязчивос-тях она истинная. Важно учитывать и то, что сверхценная идея выступает побудителем узконаправленной деятельности в соответствии со своим содержанием, тогда как навязчиво­сти являются побудителями в борьбе с ними.

В отличие от систематизированного бреда сверхценная идея не имеет ложного содержания, в ее основе лежат ре-;шьные события и факты. Она кататимно изменяет наблюда­тельность, память, несколько суживает круг интересов, при­водит к избирательному подбору впечатлений и фактов, что не сопровождается изменением ядра личности, ее грубой дис­гармонией. Систематизированный же бред сочетается с из­менением ядра личности и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. При сверхценной идее, в отличие от бреда, воз­можна временная коррекция поведения извне. С течением времени в ряде случаев сверхценные идеи теряют свою акту­альность.

1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биоло­гических свойств своей личности, имеют четыре варианта.

Дисморфофобические сверхценные идеи — убеж­денность больного в том, что имеющийся у него косметичес­кий или физиологический дефект или недостаток настолько выражен, что приводит к уродливости, делая пациента непри­ятным в глазах окружающих. На устранение этого недостат­ка и направлены все жизненные интересы и волевые усилия больного.

Ипохондрические сверхценные идеи характери­зуются преувеличением тяжести имеющегося соматического заболевания. В отличие от больных с ипохондрическим бре­дом систематизированного характера такие больные не устанавливают своего диагноза, не разрабатывают собствен­ных теорий этиопатогенеза страдания, и т. п.

Сверхцениые идеи сексуальной неполноцен­ности проявляются убеждением в тяжелых медицинских и социальных последствиях незначительных временных или эпи­зодических неудач в сексуальной сфере (подростковая мас­турбация, случайный срыв при интимной близости, и т. п.). Сверхцениые идеи самоусовершенствования проявляются преувеличением роли и значимости общеизвес­тных и спорных взглядов на роль физических упражнений и психологической тренировки для здоровья, формирования личности, ее гармонии, мировоззрения, жизненных устано­вок. Это убеждение становится самоцелью. Для его реали­зации используются известные системы (культуризм, йоги, и т. п.) или создаются новые.

2. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психо­-
логических свойств личности или ее творчества, делятся на
три варианта:

Сверхценные идеи изобретательства характери­зуются преувеличением больным значимости сделанных им изобретений, рацпредложений и т. п., что сочетается со стремлением к их всеобщему признанию.

Сверхценные идеи реформаторства возникают на основе предвзятой, чаще всего дилетантской, ревизии суще­ствующих научных, социальных, экономических, культурных и иных концепций и систем с болезненной убежденностью в необходимости коренных их изменений. Обычно больные вза­мен ревизуемых предлагают собственные концепции и рефор­мы, осуществление которых становится целью их жизни.

Сверхценные идеи талантливости характеризуют­ся убеждением больного в том, что он особо одаренная лич­ность. В силу этого достижение всеобщего признания стано­вится целью его жизни.

3. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой соци-­
альных факторов, имеют три варианта:


сверхценные идеи виновности проявляются преуве­личением социальной значимости реальных поступков больного.

Эротические сверхценные идеи проявляются тем, что обычные знаки внимания, кокетство лиц противополож­ного пола и т. п. расцениваются больными как признаки стра­стной влюбленности в них и вызывают соответствующие по­веденческие реакции. Сюда же относятся сверхценные идеи ревности — убеждения в неверности сексуального партнера, основанные на реальных фактах, не имеющих характера дос­товерных доказательств.

Сверхценные идем сутяжничества (кверулянства) определяются тем, что при них возникает убеждение в необходимости борьбы с реальными общеизвестными или малозначимыми недостатками, возводимыми больными в ранг социальной несправедливости. Эта борьба становится целью жизни пациентов. В силу своей патологической активности они порой дезорганизуют деятельность различных учрежде­ний, загружая их письмами, заявлениями, жалобами и т. п.

Сверхценные идеи могут встречаться как самостоятель­ное психопатологическое расстройство (малый, «моносимп­томатический» синдром), в форме реакций акцентуированных и психопатических личностей, а также на начальных этапах формирования хронических бредовых синдромов.

Бредовые идеи. Продуктивные расстройства, при которых возникают непоколебимые суждения и умозаключе­ния, не соответствующие объективной реальности, не подда­ющиеся коррекции и нарушающие адаптацию больного в био­логической и социальной среде. Бред является формальным признаком психоза и, по мнению большинства исследовате­лей, выступает одним из основных признаков психических за­болеваний. Входит в структуру большинства психотических синдромов.

Классификация бреда проводится по двум основным па­раметрам: структуре и содержанию.

ВАРИАНТЫ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ. По структуре бред делится на систематизированный и несис­тематизированный. Систематизированный бред характеризуется нали­чием логической структуры и системы доказательств. Он име­ет внутреннюю субъективную логику, в соответствии с ко­торой факты трактуются больным односторонне и искажен­но. Такой бред называют интерпретативным, первичным бредом. Развитие его обычно медленное, хроническое. Входит в структуру хронических бредовых синдромов. Несистематизированный бред характеризуется без­отлагательными болезненными утверждениями и отсутстви­ем достаточно разработанных логических построений.



 

Его отличает более тесная связь с сиюминутной ситуацией. Ис­точником информации чаще всего является все то, что нахо­дится в пределах чувственного восприятия больного. Фор­мирование этого бреда обычно острое, фабула возникает внезапно, она неустойчива и полиморфна. Высказывания больных нередко двойственны, противоречивы и довольно изменчивы. Не являясь продуктом рационального осмысле­ния, последовательных рассуждений, эти мысли не объясня­ются больными, могут быть непоследовательными и фраг­ментарными. Для этого бреда характерна тенденция к гене­рализации с вовлечением в поле зрения больного все боль­шего числа новых событий, фактов, лиц. Развитие несисте­матизированного бреда, как правило, сочетается с другими, обычно довольно обильными, психопатологическими фено­менами — галлюцинациями, эмоциональной патологией, моторными расстройствами, помрачением сознания.

Входит в структуру многих сложных психотических состо­яний — помрачений сознания, острых галлюцинозов, галлю-щшаторно-бредовых, параноидных, аффективно-параноидных, аффективно-кататонических, кататоно-параноидных, парафренных синдромов.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 1164 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.012 сек.)