АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Что такое герменевтика?
Существует ряд определений, при помощи которых ученые пытались разъяснить понятие «герменевтика». Интересно взглянуть и на само слово «герменевтика».
Это греческое слово имеет три основных значения: 1) просто высказывать что-то, говорить, произносить;
2) объяснять, излагать, преподавать, интерпретировать сказанное;
3) истолковывать сказанное на другом языке, перево дить (Seiffert, 1992).
Люди античности верили, что это слово прямо выводится от Гермеса, посланца и посредника между богами и людьми, и, следовательно, отображает его посредническую деятельность. Согласно сегодняшним взглядам, оба эти слова происходят из одного корня.
В пример общего определения этого понятия можно привести определение философа Вильгельма Дильтея (1833 — 1911). В его представлении о герменевтике как учении о понимании уже содержится указанная претензия на всеобщую истинность, напоминающая естественные науки.
«Искусное понимание письменно зафиксированных жизненных высказываний мы называем истолкованием, интерпретацией». — «Это учение об искусстве понимания письменно зафиксированных жизненных высказываний мы называем герменевтикой» (Dilthey, 1900, S.332).
«Любое истолкование письменных произведений является всего лишь искусным образованием процесса понимания, простирающимся через всю жизнь и касающимся любого рода изречений или письма» (Dilthey, 1900, S.339).
«Это понимание простирается от восприятия лепета ребенка до «Гамлета» или «Критики чистого разума» Канта» (Dilthey, 1900, S.318).
«Истолкование, в отличие от существующего прорыва романтического своеволия и скептической субъективности (...), должно теоретически обосновывать общую истинность интерпретации, на которую опирается вся надежность истории» (Dilthey, 1900, S.331).
Итак, по Дильтею, герменевтика является учением о понимании письменно зафиксированных высказываний, а предметом понимания — в принципе все жизненные проявления. Кроме того, он опять обращается к уже упомянутой претензии на объективность и общую истинность этого учения, сразу же называя при этом типичные опасности, подстерегающие истолкование: преувеличение («романтическое своеволие») и недоверие («скептическая субъективность»).
Поиск и оправдание перехода между двумя этими опасными безднами, между «слишком много» и «слишком мало», и есть основная проблема герменевтики. Однако к этим дальним целям следует идти только взвешивая каждый шаг: по Шлеермахеру (1768-1834), огромную незавершенную биографию которого написал Дильтей, цель герменевтического метода есть «понимать автора лучше, чем он сам себя понимал» (Schleiermacher, 1977). Более двух столетий до этого теолог-реформатор и философ Иоганн Генрих Альстед (1578 — 1638) писал: «Целью анализа (истолкования) — понять написанное другими более правильно, вникнуть глубже и, подражая им, высказать мысль более удачно» (Alsted, 1630).
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 402 | Нарушение авторских прав
|