Выражаем благодарность Министерству науки и образования Австрии за поддержку в издании данной книги.
Д-р А. Притц — редактор-составитель, Президент Австрийской Федеральной ассоциации психотерапии, Президент Всемирного Совета по психотерапии
Перевод с немецкого — Ю. Прохаска # Литературный редактор — Г.А. Буланова
Научный консультант — А. И. Сосланд
Психотерапия — новая наука о человеке: Пер. с нем. — Е 24 Екатеринбург: «Деловая книга», М.: «Академический
проект», 1999. — 397 с.
ISBN 3-211-828332-Х (Springer-Verlag)
ISBN 5-88687-057-1 (Деловая книга)
ISBN 5-8291-0023-1 (Академический проект)
Книга подводит результаты общеевропейской дискуссии по психотерапии. В ней изложены заключения исследований и выводы известных европейских авторов. Приводятся данные об эффективности психотерапии, о ее научности, механизмах действия, подготовке кадров, о принадлежности психотерапии к различным системам современного общества Даются взгляды авторов на настоящее и будущее психотерапии. Издание несомненно обогатит отечественную литературу по психотерапии. А изучение материалов книги позволяет увидеть оптимистические контуры будущего психотерапии в России и других республиках СНГ.
Книга адресована психотерапевтам, психологам, психиатрам, педагогам, социальным работникам, тем, кто глубоко интересуется психотерапией.
© Springer-Verlag, 19%
ISBN 3-211-828332-Х (Springer-Verlag) © Деловая книга, 1999
ISBN 5-88687-057-1 (Деловая книга) © Академический проект, оригинал-
ISBN 5-8291-0023-1 (Академический проект) макет, оформление, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный человек в индустриальных обществах переживает невиданную доселе эпидемию духовной неприкаянности, которая и привела к возникновению разных методов психотерапии, центральной задачей коих является определение субъективного смысла. Лечение неврозов и психосоматических расстройств, а также зависимостей, душевных заболеваний и жизненных кризисов составляет рабочую область психотерапии.
Вместе с усилением контроля за действенностью психотерапии идет процесс общественного признания ее как метода лечения. Многообразие методов психотерапии, которое длительное время воспринималось как недостаток и в котором ныне все более усматривают ее достоинство, наилучшим образом соответствует плюрализму современного общества. Разработка профессиональных правовых норм для психотерапии с необходимостью ведет к усилению проверки качества ее методов, а также к выдвижению вопроса об эпистемологических основаниях психотерапии. В таком контексте психотерапия является неким синопсисом всех психотерапевтических методов и научных направлений, которые предлагают объясняющие теории, начиная с моделей болезней и кончая специальными вопросами общественной критики. С ними связаны и определенные праксеологии общественной жизни.
Эта книга подводит итоги первой всеевропейской дискуссии о научном статусе современной психотерапии. Авторы из Великобритании, Германии, Швейцарии, Украины и Австрии, многие годы исследующие научные основания этой дисциплины, в рамках европейской дискуссии о психотерапии излагают свое видение и свои точки зрения.
Все статьи свидетельствуют о высоком научном уровне дебатов, которые не отвергают также спорных позиций и уже поэтому являются информативными для читателя. Единство мнений господствует среди авторов только в отношении того, что «научная область психотерапии» не должна более подчиняться любым другим уже обособившимся на-
укам, будь то медицина, психология, теология или педагогика, которые в качестве пограничных областей знания имеют, конечно же, значение для определения места психотерапии. Поэтому к этим наукам психотерапия обращается снова и снова, и эти отношения имеют конкретные последствия для психотерапевтической практики.
В этой книге предпринимается попытка обсудить два основополагающих вопроса: какой тип научности свойственен психотерапии и где проходит линия, отделяющая ее от соседних научных дисциплин?
Приношу свою благодарность авторам за усердную работу над статьями и их активную поддержку этого пионерского проекта. Огромную благодарность высказываю также издательству «Шпрингер», в особенности господину Петри-Ви-деру за его поощрение и терпение.
Вена, Альфред Притц — Генеральный секретарь
май 1996 г. Европейской Ассоциации Психотерапии
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Перед вами удивительное, отличающееся от других издание. Оно подводит итог общеевропейской дискуссии по психотерапии. И, несомненно, значительно обогатит нашу профессиональную литературу. Изучив его, вы получите общий взгляд на новейшую европейскую психотерапию. А ведь как известно, многие направления современной психотерапии возникли именно в странах Западной Европы. И только уже развившись, они распространились по другим странам и континентам. И, конечно же, продолжали развиваться на своей родине. Где не только сложилось бережное отношение к ним, но также непрерывно совершались попытки общего, теоретического понимания психотерапии. И как самостоятельной науки, и как множества практик, и как отдельной области человеческой деятельности.
Книга насыщена информацией, и ее содержание выходит далеко за рамки основных двух поставленных в ней вопросов: какой тип научности свойственен психотерапии и где проходит линия, отделяющая психотерапию от соседних научных дисциплин? Изучение данной работы приводит к пониманию того, как далеко продвинулись европейские специалисты в понимании психотерапии.
Авторы дают различные определения самому термину «психотерапия». Особый интерес вызывает толкование этого понятия Австрийским Федеральным Законом о психотерапии от 1990 года. Оно приводится А. Притцем и X. Тойфель-хартом: «Термин «психотерапия» происходит от древнегреческого языка и означает примерно «чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении», уже по своему изначальному значению говорит о том, что ограничение психотерапии сферой лишь лечения болезней никак не оправдано».
В другом определении психотерапия понимается как дисциплина, которая пытается смягчить внутренне спровоцированные или приобретенные жизненные проблемы. Пользуясь, преимущественно, но не только речевыми (языковыми) средствами. При этом применяются методы, основанные на специфической теоретической конструкции, которая занимается природой,
причинами и исправлением этих проблем (Э.В. Дойрцен-Смит, Д. Смит, 1996). По мнению названных исследователей, психотерапия, несомненно, является самостоятельной дисциплиной, поскольку ее теории не являются идентичными с теориями соседних дисциплин и к ним не сюдятся. Впрочем психотерапевты сами проявили мало заинтересованности в том, чтобы вписать свою дисциплину в контекст других дисциплин.
А по А. Фильцу психотерапия представляет собой специфический подход, который состоит в служении интересам оздоровления духа. И если психология занимается нормальной душевной жизнью, а психиатрия нарушенной душевной жизнью, то объектом психотерапии является совокупная душевная жизнь.
Западная психотерапия происходит из философии. Еще точнее, из ее раздела — теологии. Тогда как в нашей стране психотерапия принадлежит медицине. А внутри медицины — психиатрии. Хотя психиатрия, по мнению авторов книги, с самого начала игнорировала два главных для психотерапии принципа: 1) объяснять болезни духа в терминах духа и 2) лечить их при помощи вербального вмешательства. В некоторых других странах психотерапия принадлежит психологии. И везде идет или уже завершается процесс выделения психотерапии в самостоятельную профессию, науку, систему общества.
По мнению авторов, психотерапия все больше удаляется от идеала естественных наук. Естественные науки больше не воспринимаются как единственные, ведущие к истине. А метод естественных наук не пригоден для изучения контакта психотерапевта и пациента. Ведь психотерапия — наука о субъективном. Для нее необходима терапевтическая ситуация и терапевтический процесс. А в обществе, где господствует плюрализм ценностей, необходим не меньший плюрализм подходов в психотерапии. До последнего времени жило чаяние перенести успехи классических естественных наук на гуманитарные и социальные науки, перенимая и их теорию. Сегодня уже пришлось признать, что таким образом не могут быть охвачены и стать понятными сугубо человеческие измерения психотерапии. Оказалось, что естественные науки руководствуются непригодными для психотерапии стандартами научности. Которые, впрочем, остаются непоколебимыми в глазах человечества. Ведь предметный участок психотерапии
обращен вовсе не к природе, а к внутреннему субъективному миру людей. Принципиально ускользающему от присущих естественным наукам методов исследования и обобщения. Это уже не сугубо научное дело, а процесс установления ценностей. То есть научно-политический и культурный феномен.
Впрочем, отвечая на вопрос, существует ли уже теперь общее учение психотерапии, авторы книги дают отрицательный ответ. И доказывают его тем, что психотерапия проделывает допара-дигматическую стадию развития, она крайне разнообразна, конкурирующие школы представляют несовместимые подходы, отсутствуют общие для всех методологические правила. И все же «психотерапия представляет собой самостоятельную дисциплину с собственным предметным участком, особенными правилами теоретического дискурса и собственным интервенционным модусом (способом лечебного вмешательства)». А значит, может развивать собственную науку и практику, систему образования, принимать самостоятельные решения.
Л. Рейтер и Э. Штейнер высказывают убеждение, что психотерапия, так же, как и медицина, не является наукой, а представляет собой профессию, причастную к науке. Психотерапия — это новая профессия, в среде которой наука постепенно приобретает все большее значение.
Образование в области психотерапии заметно отличается и состоит из трех главных разделов: освоение теории; психотерапевтическое самопознание, личный терапевтический анализ и тренинг; и практика и ее рефлексия в супервизиях.
А ведь для поддержания и дальнейшего развития определенной научной дисциплины важно внедрить темы этой дисциплины как приоритетные в образование и повышение квалификации. А в тех дисциплинах, где этого не происходит, нет места и для развития науки.
Авторы приходят к важным выводам. Согласно их убеждениям:
• психотерапия должна стоять на самостоятельных но гах, а не быть частью какой-то другой дисциплины;
• психотерапия должна сама собой руководить и не подчи няться никаким методологическим, административным, органи зационным или образовательным правилам, которые ей чужды;
• для психотерапевтов недостаточно только психиатри ческого или психологического образования;
• психотерапевты должны получать специальное психотерапевтическое образование.
Вместе с тем, можно констатировать, что приблизительно 90 лет назад в Европе вместе с возникновением первых психотерапевтических школ и объединений начался процесс создания психотерапии как самостоятельной дисциплины. В пределах которой существуют специфические для разных направлений традиции. Процесс выделения психотерапии из других дисциплин, таких, как психология, медицина, педагогика, и таких участков практики — как социальная и пасторская, за последние 15 лет значительно интенсифицирован. Часто психотерапия имеет интердисциплинарный характер. Она находится на перекрестке социальных, гуманитарных и естественных наук. Не принадлежа полностью ни к какой из этих групп. Конечно, психотерапия накрепко укоренилась в этих и других областях и вместе с тем уже нельзя игнорировать то, что она имеет и свои собственные контуры, в которые вписываются все отдельные школы и направления. Кроме психотерапии не существует ни одного метода лечения, который при помощи коммуникативных средств лечил бы расстройства, корни которых находятся также в сфере коммуникаций.
По мнению авторов, современная психотерапия превратилась в некую службу, реагирующую на изменение общественных ситуаций, дестабилизацию смыслообразующих социальных и религиозных систем, сложности мира и повседневной жизни. Индивидуальное и психическое преодоление трудностей современной жизни, меняющейся все быстрее, является важнейшей характеристикой современности.
Авторы книги обращают внимание и на напряжение, возникшее между теоретиками и практиками психотерапии. Все ключевые открытия современной психотерапии сделаны сначала на практике. И только некоторые из них затем проверены в систематических исследованиях. Исследователи пока не поставляют практикам новых полезных и пригодных для использования подходов. А только заимствуют идеи практиков и подвергают их строгой научной проверке. Исследования идут за практикой, а не наоборот.
Интересны высказывания Г. Шипека, что психотерапия «не существует», а «становится». А формы практики, концепции образования, языковые игры, административные формь
и требования профессионального допуска пребывают в весьма текучем состоянии. И эта текучесть немедленно разбивает и сносит любую попытку определенности. Сегодня имеют место представления о психотерапии как: «художественном ремесле», «технологиях», «средствах нормирования и контроля», «помощи при создании стиля жизни и образа жизни», «процессе эмансипации» и тут же «научной дисциплине».
В психотерапевтической ситуации необходимо чуткое понимание. А для этого важно не только тонко чувствовать другого человека, но и быть компетентным в отношениях.
Авторы считают, что наступило такое время, когда вместо того чтобы распространяться о наибольшей эффективности собственного метода представители разных направлений приступят к диалогу. В течение этого диалога они лучше осознают свои собственные положения, лежащие в основе их терапевтической деятельности. Только для этого предстоит отправиться в путешествие. Выбраться из сооружения привычной модели и окунуться в действительность других школ. Причем без задней мысли о возможной интеграции, разрушения чужой территории. И без претензий на то, чтобы растолковать другим школам, что они на самом деле творят. И этот путь может повести к интересному и важному для всех профессионалов в области психотерапии результату.
В предисловии мы выделили только те аспекты книги, которые вызывают наш наибольший профессиональный интерес. Было бы неправильно пересказывать все, пусть даже основные идеи авторов. Читатели этого незаурядного издания — врачи, ученые, преподаватели, гуманитарии, несомненно, увлекутся этим чтением и найдут в нем много интересного и важного.
Москва, Президент Профессиональной
декабрь 1998 г. психотерапевтической лиги, профессор
ВВ. Макаров
Главный психиатр Министерства
Здравоохранения Российской Федерации,
доктор медицинских наук
Б.А. Казаковцев
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 623 | Нарушение авторских прав
|