АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПРЕДЕЛЫ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА

Прочитайте:
  1. I. Положение вопроса в различных законодательствах
  2. I. Постановка вопроса
  3. I. Постановка вопроса
  4. I. Постановка вопроса
  5. II. тип. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один или несколько ответов (один и тот же ответ может быть использован несколько раз).
  6. X. Современное положение вопроса об эндогенезе и экзогенезе синдромов
  7. Актуальность вопроса.
  8. Алгоритм постановки жизненных иелей
  9. Б) ТЕХНИКА ПОСТАНОВКи желудочНОГО ЗОНДА через нос
  10. Билеты по акушерству гр. 315 ( по 3 вопроса)

В 80-х и 90-х гг. во многих странах Европы разгорелись споры о правовом урегулировании психотерапии. С тех пор журналисты, члены разных политических партий, представители различных научных дисциплин, а также представители других общественных организаций или заинтересованные частные лица принимают живое участие в постановке вопросов, касающихся области психотерапии. При этом все чаще — по крайней мере в Австрии — ставится вопрос, надо ли считать психотерапию «отдельной самостоятельной дисциплиной». Эту тему уже кое-где обсуждают развернуто, но преимущественно все же лишь упоминая о ней, когда, например, спрашивают:

- разделен ли до сих пор психотерапевтический ланд
шафт на множество более или менее независимых друг от
друга школ и методов, которые поддерживают между собой
только пограничные контакты, зачастую даже сражаются,
и, в конце концов, являют собой чрезвычайно неоднород
ную картину психотерапии;

- приходится ли до сих пор при поисках «психотерапев
тического познания» (скажем, по вопросам возникновения
определенных заболеваний или динамики межчеловеческих
отношений) иметь дело с разными, часто противоречивыми
публикациями, которые только подчеркивают то, что «са
мостоятельные» исследователи в отрасли психотерапии еще
более отдалены от достижения научного познания, чем от
дельные школы;

- из-за того ли, что отсутствует объединенная позиция
«самостоятельных» психотерапевтов, невозможно обсуждать
вопросы психотерапевтической опеки одним с представите
лями психотерапевтов языком, который был бы узаконен
для таких обсуждений не только отдельными психотерапев-


тическими организациями, а большей частью «самостоятельных» психотерапевтических организаций; •

— или же все эти дискуссии о «самостоятельной» психотера
пии сами по себе не правомочны, поскольку «психотерапия»
должна считаться составной частью медицины, психологии или
педагогики, и, следовательно «психотерапию» только условно
можно рассматривать как нечто отдельное, «самостоятельное».

Далее мы будем рассматривать вопрос, можно ли психотерапию считать самостоятельной дисциплиной, преимущественно с точки зрения внутреннего дифференцирования науки. Однако то, что здесь речь не идет о дискуссии по поводу некоей «академической» проблемы, уже показывает некоторые из приведенных вопросов, поскольку они позволяют понять, что с решением о том, может ли психотерапия быть признана «отдельной дисциплиной», связаны многочисленные научные, внутриполитические положения и вопросы государственной опеки. Если психотерапия обретет статус самостоятельной дисциплины, она всеми способами может утверждаться относительно других дисциплин, идти путем психотерапевтических исследований, науки и практики, а также принимать решения, не зависящие от «породивших» ее дисциплин.

Признание статуса «самостоятельной дисциплины» означает также, что будут обозначены определенные пределы, и что за теми, кто принадлежит к определенной дисциплине, в пределах ее границ будут признаны первичные компетенции формулирования и принятия решений. На этой территории будет, например, царствовать соглашение:

—что определенные постановки проблем принадлежат
компетенции определенной дисциплины;

—что тот, кто к этой дисциплине принадлежит, может
принимать самостоятельные решения, при помощи каких
методов эти проблемы надо разрабатывать;

~ что участники этой дисциплины автономно решают, каким критериям качества должны отвечать исследовательские работы, для того чтобы их признавали научными и публиковали в соответствующих представительных органах;

— или что «scientific community» сама решает, каким об-
Разом кто-то может стать ее членом, какой статус эксперта
вследствие этого будет признан за отдельными членами этой


«scientific community» и которые из ее членов будут уполномочены представлять эту дисциплину за ее пределами.

Если такие полномочия относительно формирования и принятия решений будут связываться с полномочием давать определение, то это приведет к укреплению и развитию дисциплинарных структур, которые в течение длительного времени остаются сравнительно стабильными и неизменными. Дисциплинарные структуры дают участникам признанных дисциплин какую-то частицу уверенности и четкой ориентации, поскольку в пределах этих структур осуществляются (или, по крайней мере, совместно осуществляются) перспективные решения о том, как надо разрешать определенные конфликтные случаи, выполнять предполагаемые желания относительно карьеры или распределять существующие ресурсы. В этом смысле общность признанной дисциплины может обращаться к широкому «pool of peers», когда, например, нужно провести экспертизу, или может ли считаться законченным определенное образование; следует ли принимать работы на соискание званий (например, диссертационная работа); в каких солидных и признанных печатных органах должны появиться определенные работы; какие организационно закрепленные должности и функции должны быть созданы и какие лица должны их занять; или же как должно выглядеть распределение средств, направленных на исследования.

Если к компетенции определенной дисциплины принадлежит также предложение определенных служебных или опекунских услуг (а психотерапевты, во всяком случае, должны предоставлять услуги по опеке), то представители признанных дисциплин преимущественно сами решают (или, хотя бы, совместно с ними решают) вопросы, которые касаются «урегулирования рынка». Кроме того, в пределах данных дисциплинарных структур принимаются предварительные решения, кто вправе предоставлять определенные услуги, какие требования к качеству при этом должны предъявляться, или же кто уполномочен выяснять с общественными учреждениями (как, например, учреждениями социального страхования) вопросы гонораров.

Этими первыми короткими замечаниями мы можем лишь дать понять, какое множество других вопросов значительного


масштаба содержит вопрос о «дисциплинарном статусе» психотерапии. Многомерности этих вопросов отвечает многомерность мотивов, которые коренятся в дискуссии относительно, является ли та или иная профессия самостоятельной дисциплиной. Мотивы власти и основной политики надо при этом поставить на первое место. Затем мы должны напомнить о том, что толчком к недавней дискуссии о дисциплинарном статусе психотерапии было не в последнюю очередь то обстоятельство, что представители других уже определившихся дисциплин отстаивали (и до сих пор отстаивают) точку зрения, согласно которой психотерапию надо рассматривать как часть их профессии (разд. 2). Продолжая эту тему, обратимся к вопросу, что представляют собой некоторые из тех критериев, что играют решающую роль, когда за каким-либо разделом науки может быть признан статус дисциплины. Несмотря на то обстоятельство, что в наших предыдущих замечаниях уже было выражено предварительное понимание того, что такое дисциплина, надо будет задуматься еще над тем, что понятие «дисциплина» означает определенную конструкцию, которой в разных контекстах дискуссии придаются чрезвычайно разнообразные значения. Уточнение двух групп критериев (разд. 3) откроет возможность «в первом чтении» конкретно проверить, насколько психотерапию можно считать отдельной дисциплиной (разд. 4). И завершим итоговой общей оценкой, обратившись к вопросу, нужно ли, с нашей точки зрения и базируясь на приведенных критериях и эмпирических подтверждениях, считать психотерапию «просто» совокупностью разнообразных частичных отраслей уже признанных дисциплин, или «отдельной самостоятельной дисциплиной» (разд. 5). Все наши соображения будут опираться в первую очередь на австрийские реалии.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 412 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)