АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Антибактериальная активность макролидов
Спектр антимикробной активности макролидов включает грамположительные и некоторые грамотрицательные микроорганизмы, Bordetella pertussis, виды Legionella, Chlamydia, Mycoplasma, Ureaplasma urealyticum, Listeria monocytogenes. Важной особенностью макролидов является активность в отношении бактероидов и энтеробактерий, хотя она и выражена в слабой степени [7, 8].
Устойчивы к макролидам вирусы, нокардии, бруцеллы [104]. Как правило отмечается перекрестная устойчивость ко всем препаратам этой группы (за исключением олеандомицина: 30 - 70% устойчивых к эритромицину штаммов чувствительны к олеандомицину). Устойчивость к макролидам грамотрицательных бацилл наиболее вероятно связано с непроницаемостью наружной клеточной мембраны для этих гидрофобных соединений. Исключение составляет азитромицин, содержащий азот в лактонном кольце, который активен в отношении грамотрицательных палочек, особенно Haemophilus spp. [32, 131, 141, 143].
Рассмотрим отдельно спектр антибактериального действия наиболее используемых антибиотиков-макролидов.
Эритромицин обладает высокой активностью против b -гемолитического стрептококка группы А, пневмококков, золотистого стафилококка (в том числе пенициллинустойчивых штаммов), Bordetella pertussis (возбудитель коклюша), Corynobacterium diphtheriae (возбудитель дифтерии), Coryneobacterium minutissimum, Moraxella catarrhallis, Listeria monocygenes, Chamydia trachomatis, Mycoplasma pneumoniae, Ureaplasma urealyticum. Относительно низкой активностью препарат обладает против Pasteurella multocida, Eikenella corrodens, Bacteroid fragilis [15, 22, 24, 30, 49, 208].
Следует иметь в виду, что метициллин-резистентные штаммы S. aureus невосприимчивы к эритромицину [66, 144]. Согласно статистике, частота встречаемости этих штаммов достигает 30% клинических случаев, зарегистрированных в США [144]. Поэтому в повседневной клинической практике не следует начинать с эритромицина лечение заболеваний, вызванных S. aureus, если только нет каких-либо существенных причин предпочтения данного препарата другим антибактериальным средствам.
Эритромицин неэффективен против H. influenzae и не влияет на рост и размножение этого микроорганизма, как in vivo, так и в экспериментах in vitro [66, 152]. Также препарат практически неэффективен против Enterobacteriaceae, Pseudomonas spp., Acinetobacter spp, т.к. не проникает через оболочку этих микроорганизмов.
В последние годы было показано, что спектр антибактериального действия эритромицина гораздо шире, чем это предполагалось ранее. Так показана эффективность эритромицина против пенициллин-резистентного штамма Streptococcus pneumoniae [152]. Данная активность была вначале показана в тестах in vitro, а затем подтверждена клинически. Интересным представляется тот факт, что кларитромицин и азитромицин практически неэффективны против данного штамма.
Не так давно открыта антибактериальная активность эритромицина против Campylobacter spp., Legionella spp., Chlamydia species, Toxoplasma gondii, Pneumocytis catarrhalis [206]. При этом активность эритромицина против токсоплазмы несколько ниже, чем у антибиотиков-макролидов второй генерации, а некоторые штаммы легионелл практически не чувствительны к препарату [117].
Необходимо отметить, что комплексный препарат Зинерит, содержащий эритромицин и ацетат цинка, эффективен даже против эритромицин-резистентных штаммов Propionibacterium acne [71, 118].
Эритромицин относится к бактериостатическим препаратам. Бактерицидное действие он оказывает на высокочувствительные штаммы b -гемолитического стрептококка группы А [131]. В отношении других микроорганизмов бактерицидное действие антибиотика обнаруживается в концентрации в 10-20 раз превышающих терапевтические дозы. Антимикробное действие эритромицина направлено, главным образом, на пролиферирующие клетки. На микроорганизмы, находящиеся в фазе покоя, т. е. не размножающиеся, антибиотик действует слабо [83].
Спирамицин. Спектр антимикробного действия спирамицина аналогичен спектру, характерному всему семейству макролидов, и включает грамположительные и грамотрицательные кокки, Legionella spp., Chlamydia trachomatis, Ureaplasma urealyticum, Mycoplasma pneumoniae. Некоторые штаммы S. aureus резистентны к спирамицину [29].
Спирамицин сохраняет активность in vitro против штаммов с приобретенной резистентностью к эритромицину. Важной особенностью спирамицина является его активность в отношении бактероидов и энтеробактерий, хотя она выражена в слабой степени [7, 8]. Спирамицин, как и другие макролиды, действует на микроорганизмы на стадии размножения. Активность спирамицина in vitro не отражает его высокой эффективности in vivo - это так называемый “парадокс спирамицина”. Возможно, это связано с достижением высокой тканевой и внутриклеточной концентрации и постантибиотическим эффектом спирамицина.
Джозамицин. По спектру действия и уровню активности близок к эритромицину. Джозамицин отличается значительной эффективностью по отношению к грамположительным коккам, легионеллам, хламидиям, микоплазме. Препарат обладает малой активностью против энтеробактерий, потому его влияние на естественную бактериальную флору желудочного тракта невелико. Антибактериальная активность джозамицина во многом сходна с эритромицином, при этом препарат эффективен для лечения большинства урогенитальных инфекций, особенно вызванных Chlamydia trachomatis [18, 140, 148].
Азитромицин сходен по спектру антибактериального действия с эритромицином, однако он более активен против следующих грамположительных и грамотрицательных штаммов микроорганизмов: Haemophilus influenzae (включая ампициллин-резистентные штаммы) [141], H. parainfluenzae, Moraxella catarrhalis, Neisseria gonorrhoeae, Borrelia burgdorferi, Chlamydia trachomatis [179, 204], Toxoplasma gondii, Pneumocytis catarrhalis [204], Listeria [117], Streptococcus pyogenes, Streptococcus agalactiae, эритромицин- и пенициллинрезистентных штаммов Streptococcus pneumoniae и мециллин-резистентных штаммов S. aureus [141]. Против S. pneumoniae азитромицин менее эффективен, чем другие макролиды [131, 143].
По влиянию на некоторые грамотрицательные бактерии азитромицин превосходит другие макролидные антибиотики. Энтеробактерии менее чувствительны к азитромицину. Активность азитромицина против токсоплазмы несколько выше, чем у эритромицина [117], а против H. influenzae примерно в 4 раза ниже, чем у кларитромицина [152]. Интересно отметить, что по отношению к H. influenzae азитромицин проявляет и бактериостатические, и бактерицидные свойства [141, 153].
Микроорганизмы, продуцирующие b -лактамазу, обладают резистентностью к азитромицину [179]. Аминогликозид-резистентные штаммы S. aureus невосприимчивы и к азитромицину, и к метициллину и его производным [144]. Препарат неэффективен против некоторых штаммов S. pneumoniae, обладающих резистентностью к пенициллину [152], при этом есть данные, что чувствительность S. pneumoniae к азитромицину, кларитромицину и пенициллину одинакова [141].
Антимикробная активность кларитромицина во многом сходна с эритромицином, при этом спектр антибактериального действия несколько шире. Кларитромицин обладает активностью против многих грамположительных, грамотрицательных бактерий, а также некоторых анаэробных бактерий и небактериальных инфекционных агентов. В отличие от эритромицина, кларитромицин эффективен против следующих быстро растущих микроорганизмов: Bacteroides melaninigenicus, Mycobacterium chelonae, Micobacterium leprae, Micobacterium marinum, Microbcaterium complex, Legionella spp., Helicobacter pilory [117, 142, 180, 181].
Сам кларитромицин менее активен по отношению к H. influenzae, чем его 14-гидрокси-производная (14-ОН кларитромицин), образующаяся при нормальном метаболизме препарата в печени цитохромом Р450 [180]. Следует также заметить, что степень антибактериальной активности кларитромицина и 14-ОН кларитромицина различаются. Однако in vivo нельзя исключить антибактериальных эффектов, обусловленных совместным действием оптимальных концентраций самого препарата и его метаболита.
Активность кларитромицина по отношению к токсоплазме несколько выше, чем у эритромицина [117], по отношению к S. pneumoniaе существенно выше азитромицина [141, 152].
Кларитромицин не эффективен против метициллин-резистентных штаммов S. aureus, пенициллинрезистентных штаммов S. pneumoniae [152].
Мидекамицин сходен по спектру антибактериального действия с эритромицином. В отличие от эритромицина, препарат эффективен против Legionella pneumophila, Mycoplasma hominis, Ureaplasma urealyticum, Chlamydia trachomatis. Препарат неэффективен против Enterobacteriaceae, Haemophilus influenzae, Streptococcus aureus [119].
Натамицин, являясь “нетипичным” антибиотиком-макролидом, оказывает фунгицидное действие на большинство патогенных дрожжевых грибов, в первую очередь Candida albicans [24, 46, 49]. Менее чувствительны препарату дерматофиты. Резистентность к препарату в клинике не встречается и обнаружена лишь в отдельных экспериментах in vitro с модифицированными штаммами чувствительных микроорганизмов [129]1.
1 Эффективность применения препарата рассматривается в § 3.7.
Макролидные антибиотики являются бактериостатическими препаратами, обладая активностью против быстрорастущих штаммов большинства грамположительных кокков, ряда грамотрицательных кокков и некоторых небактериальных агентов [59, 66, 111, 131, 144, 152] (табл. 1.3). Однако некоторые авторы отмечали бактерицидное действие при концентрациях в 2-4 раза превышающих величины МИК [125, 131].
Таблица 1.3.
Сравнительная активность антибиотиков-макролидов in vitro, МИК 50 (мкг/мл) [59, 66, 111, 131, 144, 152].
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 773 | Нарушение авторских прав
|