К обоснованию перинатальной психологии
Психолого-редукционистский подход в перинатальной психологии возник как есте-
ственная реакция на игнорирование врачами психологических проблем, связанных с репро-
дуктивными процессами. Однако, во многом справедливо обвиняя акушеров-гинекологов
в патернализме, в том, что даже во время родов женщине отводится второстепенная роль,
перинатальные психологи впадают в опасное редукционистское отрицание пользы меди-
цины вообще. Любому работающему в области перинатальной психологии специалисту,
каких бы взглядов он ни придерживался, должно быть очевидным, что в XXI в. нельзя счи-
тать естественным течение беременности и родов, если женщина не наблюдается врачом и
не получает необходимой медицинской помощи.
Редукционизм проявляется также уверенностью в том, что все проблемы человека и
общества связаны исключительно с перинатальным периодом. Автор одной из программ
Школы сознательного родительства «Духовное воспитание ребенка с момента зачатия» из
Екатеринбурга вопрошает: «Почему болеют дети? Почему страдает наш народ? Почему
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
воспитательные и общеобразовательные программы для детских садов и школ не в силах
остановить процесс падения духовности в нашем обществе? Последнее время эти вопросы
набатом стучат в ума и сердца многих и многих людей» (Нуруллина В. Н., 1999, с. 143)
(орфография автора. – И. Д.).
С ее точки зрения, ответы на все вопросы нужно искать в перинатальном периоде, а
улучшить ситуацию может только повсеместное обучение населения в Школе сознательного
родительства.
Занимаясь дородовой подготовкой под лозунгом «естественные роды», такие «пси-
хологи» пугают беременных женщин осложнениями любых медицинских вмешательств, в
результате чего нередко женщины опасаются u1089 самых безобидных процедур, а иногда отка-
зываются от жизненно необходимых. Это препятствует установлению доверительных отно-
шений между пациентками и врачами, мешает их работе, дискредитирует в их глазах работу
перинатального психолога.
В качестве примера редукционистско-психологического подхода можно привести дея-
тельность Школы сознательного родительства, созданной в рамках Международного астро-
эзотерического движения (МАЭД), которое существует в странах бывшего СССР с 1970-
х гг. Школа сознательного родительства, являясь «одним из подлучей астроэзотериче-
ской школы (АЭШ) 2-го глобуса Круга Буддхи (системы взаимодействия с окружающим
миром)», уже имеет представительства более чем в 144 городах, где активно проводит заня-
тия по своей программе. Цель обучения – путем «интегрально-кардинального образования»
помочь супружеской паре понять «. истинный смысл рождения, родить детей в атмосфере
любви и святости, обрести счастье участия в священном действии – приходе Души в мир»
(Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999, с. 3).
По мнению авторов, в результате обучения «произойдет формирование здоровой пери-
натальной культуры, охватывающей беременность, роды и послеродовый период» (выде-
лено мной. – И. Д.). Отправной точкой этого является утверждение «принципиально иных
культурных установок», часть из которых не представляется такой уж принципиально иной
(«здоровье каждого человека определяется образом его жизни; каждый человек в первую
очередь сам ответственен за свое здоровье; беременность – естественный процесс, но
требующий повышенного внимания как процесс не только биологический, но и социальный;
требующий своего возвышения в интересах ребенка и всего общества») (Аганина С. Г.,
Сиромля С. Г., 1999, с. 21).
С другими «установками» можно поспорить («родители несут ответственность за
благополучие ребенка, причем не формальную, как врач, а реальную – благодаря своему био-
логическому и социальному положению как родителей). Их сегодняшняя некомпетентность
связана лишь с соответствующими культурными u1091 установками и фактическим отсут-
ствием у нас института родительства ввиду узурпации медициной начальных периодов
жизни ребенка» (там же).
Однако многое в содержании программы, а также то, какими способами ее авторы
добиваются формирования «здоровой перинатальной культуры», вызывает массу возраже-
ний. В качестве теоретического обоснования программы взяты идеи Е. П. Блаватской, Е.
И. Рерих и А. Бейли, которые, по мнению авторов, заложили философские и эзотерические
основы нового подхода к вопросам рождения. Супружеским парам, пришедшим на занятие,
объясняют, что при зачатии «…Планетная Душа включает программу воплощения посред-
ством Великого Зодиака, издавая напряженный зов созидания, магнетической силой приво-
дящий к активации рождение своего тела – человеческие души, воплощающие План Пла-
нетного Логоса» (Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999, с. 13–14).
Каждая семья, согласно этой программе, должна подвергнуться «астропсихо-анализу
совместимости и взаимодополнения недостающих потенциалов супругов» методом Кар-
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
динальной психодиагностики КАСПиД. В результате может, например, получиться, что
«.рождение семьи в январе детерминирует интенциональность, мотив развития в систем-
ных отношениях, способ достижения нового качественного состояния системных отно-
шений, в том числе и планетных отношений» (Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999, с. 40).
В процессе занятий супруги обучаются «астромедитациям», получают «кардинальную
астропсихотерапию». Основанная «на аналитической интерпретации планетных и зодиа-
кальных лучевых энергопотоков», она «позволяет осуществить психоанализ кармической
программы развития Личности» (Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999, с. 29). Терапия вклю-
чает психофизический тренинг, имеющий целью «сгармонизировать взаимоотношения в
семейных парах, повысить чувствительность супругов друг к другу, научиться понимать
друг друга без слов». Для этого супруги обучаются «танцу энергопотоков», «тренингу на
взаимопроникновение», во время которого участники разбиваются на пары и «продолжают
танец вдвоем: танец руками, танец спинами, танец глазами, танец всем телом. В ходе тре-
нинга пары несколько раз меняются партнерами» (Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999, с.
157). Представляется странным, что танцы «взаимопроникновения» со сменой партнеров
способствуют улучшению отношений супругов.
Думаю, достаточно цитат. Беременность (а многие супруги приходят впервые в Школу
сознательного родительства уже после зачатия) не самое походящее время узнать, что с
точки зрения астрологии и нумерологии брак неудачен. Беременность также не самый под-
ходящий период жизни для начала изучения философско-эзотерического наследства Е. П.
Блаватской, Е. И. Рерих и А. Бейли в интерпретации преподавателей. Многие из их идей
входят в противоречие с учением православия, других конфессий, что создает стрессовую
ситуацию для верующих женщин, решивших пройти дородовую подготовку в Школе созна-
тельного родительства. Супруги, собирающиеся зачать ребенка или уже ожидающие его
рождения, находятся на очень важном этапе, иногда переломном этапе своей жизни. Уверен,
что к границам их личностей, к границам супружеского холона следует относиться с осо-
бой осторожностью, бережно. На занятиях, посвященных зачатию, дородовой подготовке,
они должны встретить специалиста, а не миссионера. Помимо восполнения вызывающего
тревогу дефицита информации о репродуктивных процессах с ними нужно и важно беседо-
вать об отношениях в семье, о правах и обязанностях супругов, о том, какое место в системе
семьи займет ребенок, о его правах и уважении к нему. Это, безусловно, не может не повли-
ять на мировоззрение людей. Однако грубо внедряться в их внутренний мир, пытаться резко
переделать его, пользуясь тем, что они обратились за помощью, недопустимо.
Со многими рекомендациями, которые в категоричной форме получают беременные
женщины на занятиях в Школе сознательного родительства, не согласится большинство
перинатальных психологов. Например, женщинам рекомендуют рожать непременно дома
(Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999; Трунов М. В., Китаев Л. М., 1993), навязывают обяза-
тельный переход на вегетарианскую диету, исключающую из рациона мясо, птицу и рыбу,
якобы повышающих «наличие «гормонов страха» у беременной женщины, формируя состо-
яние постоянного беспокойства».
Далее: «беременной женщине и кормящей маме ЗАПРЕЩАЕТСЯ употребление»
целого ряда продуктов, в числе которых колбасные изделия, мясной бульон, цельное молоко,
черный чай, мороженое, соль, манка, перловка, свежий хлеб, макароны. Возникающий при
этом недостаток белка рекомендуется восполнять, употребляя в пищу соевые бобы и другие
соевые продукты – такие, как соевое молоко, соевая простокваша. Есть рекомендуется не
чаще 2–3 раз в день. Раз в неделю следует поститься и «проводить очистительные проце-
дуры в виде клизм» (Аганина С. Г., Сиромля С. Г., 1999, с. 25–28).
Таким образом, от эклектически-дилетантского подхода психолого-редукционистский
отличается наличием стройной теоретической базы, что характерно и для медико-редукци-
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
онистского. Но в отличие от последнего, при этом подходе считается, что течение репродук-
тивного процесса определяется преимущественно (или даже исключительно) психологиче-
ским состоянием партнеров, а значит, при возникновении проблем требует прежде всего
психокоррекции. Биологически обусловленные проблемы минимизируются или вообще
игнорируются.
Наиболее характерными особенностями психолого-редукционистского подхода явля-
ются:
• внимание ко всем этапам репродуктивного процесса и к раннему детскому возрасту;
• наличие теоретической базы, использующей преимущественно психологические,
социальные, иногда – философские, эзотерические идеи;
• склонность к резонерству, нередко религиозно-мистическому;
• недостаточное внимание или полное игнорирование биологических проблем у кли-
ентов, при их очевидности – попытка найти психологические причины;
• недостаточное внимание к соматическому состоянию пациентки;
• психологический подход к решению любых проблем репродуктивного процесса;
• повышенное внимание к разработке методов психологического воздействия, психо-
логических тренингов;
• недостаток знаний в области биологии, физиологии, медицины;
• умение устанавливать с пациентами доверительные отношения, завоевывать автори-
тет;
• повышенная самоуверенность;
• попытка навязать свое мировоззрение, веру;
• категоричность суждений и рекомендаций;
• частое стремление подчинить пациентку себе, стать для нее уникальным и незаме-
нимым;
• непринятие критических замечаний от врачей, явное или скрытое нежелание сотруд-
ничать с ними;
• нередко огульное отрицание любой медицинской помощи.
Интегративный биопсихосоциальный вариант
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 759 | Нарушение авторских прав
|