АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Неудовлетворенность осуществлением смысла жизни и выгорание
В. Франкл определил «смысл жизни» как основную потребность человеческого существования, говоря не о смысле жизни «вообще», определение которого, по его мнению, бессмысленно, а о «конкретном смысле каждой конкретной ситуации и каждого конкретного человека».[58]
Смысл это всегда требование момента, которое заключается в действии, в создании и переживании чего‑либо или любви к кому‑либо, т. е. он всегда действен и направлен. Осмысленность подразумевает ответственность человека за свою жизнь. Характеризуя это, Франкл ввел понятие экзистенциальный вакуум. По своему содержанию оно близко к понятию «ноогенный невроз» А. Маслоу. Однако Франкл считает, что самоактуализация – вовсе не конечное стремление человека, а результат осуществления смысла собственной жизни.
Психологическое содержание смысла жизни заставляет выделить его из категории мотивов. Он не столько будущая цель и стремление к чему‑либо, сколько переживание, которое случается в процессе реализации данного мотива (или их совокупности). К. А. Абульханова‑Славская определяет смысл жизни как «внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события». Это способ переживания жизни в процессе ее осуществления.
Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения… Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».[59]
Наличие смысла и удовлетворенность им не всегда осознаны человеком, однако их возможно обнаружить эмпирически. Они оказываются взаимосвязанными, но не всегда совпадающими с субъективной удовлетворенностью жизнью. Эмпирические измерения переживания счастья и степени удовлетворенности смыслом жизни демонстрируют, что последний представляет собой наиболее точный индикатор ощущения субъективного благополучия.
Удовлетворенность осуществлением смысла жизни не тождественна по своему содержанию удовлетворенности ходом жизни. Так, в юности человеку чаще присуще второе, но не осмысленность, поскольку он находится только в начале своей самореализации. В пожилом возрасте наблюдается скорее другая картина, когда удовлетворенность ходом жизни снижается, а осуществление ее смысла возрастает.
В исследованиях К. Муздыбаева (1981) были получены следующие результаты: показатель удовлетворенности смыслом жизни резко повышается в период 25–30 лет и после 50 лет, а минимальные его величины отмечались у респондентов до 25 лет.[60]Полученная зависимость подтверждает тезис о том, что смысл жизни и удовлетворенность им – это феномены личностного роста, проявления самореализации личности, которая представляет собой «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности» (Коростылева, 1997).
Обращаясь к феномену выгорания, который проявляется в эмоциональном истощении и снижении способности радоваться жизни, неадекватной самооценке, утрате ощущения смысла своей профессиональной деятельности и обезличенном отношении к субъектам профессионального взаимодействия, можно предположить, что «выгорающий» человек утрачивает ощущение смысла жизни, перестает чувствовать себя счастливым, теряет способность к «своевременности», личную перспективу и способность к эффективной самореализации.
Подтверждение тому мы обнаружили при исследовании медицинских сестер реанимационных отделений (100 человек) и учителей средней школы (57 человек). Для оценки удовлетворенности осуществлением смысла жизни использовался тест Дж. Крамбо и Л. Махолик. Было установлено, что психическое выгорание отрицательно сказывается на ней. Между лицами с высоким и низким уровнями выгорания выявлены достоверные различия в субъективном переживании счастья, веры в собственные силы и потенциальные возможности.
Медсестры, отличающиеся высокой степенью выгорания, охарактеризовали себя как менее счастливых, более неуверенных и неспособных к конкретному планированию будущего (по сравнению со своими коллегами, у которых не наблюдался данный синдром). У переживающих выгорание ярко выражено непринятие настоящего, опасения относительно будущего и нежелание планировать его («размывание времени»). В отличие от них, у лиц с отсутствием такого синдрома удовлетворенность смыслом настоящего и будущего имеет относительно высокие показатели, которые превышают удовлетворенность смыслом жизни в прошлом. Иначе говоря, выгорание ведет к развитию «экзистенциального вакуума», снижению ощущения осмысленности жизни в настоящем моменте и обесцениванию смысла будущей жизни.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 698 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |
|