АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Свобода быть ведомым

Прочитайте:
  1. Реклама и свобода массовой информации
  2. Реклама и свобода массовой информации
  3. Реклама и свобода массовой информации
  4. Свобода в молитве
  5. Свобода и форма в молитве
  6. Свобода через насилие?
  7. Свобода через насилие?

 

 

Доброе утро!

Сегодня опять предстоит совещание у генерального директора объединения. С утра - не покидающее тебя ощущение несвободы [174]. Спиной, шеей чувствуешь, будто держишь на себе свод небесный...

Я теперь обращаюсь к человеку, чьи переживания и обстоятельства знакомы мне давно и подробно. И ситуация, и проблема, и мучения его мне кажутся чрезвычайно типичными.

...Из кабинета директора ты обычно выходишь с противным ощущением, что тебя отшлепали, как маленького, или против воли использовали.

Перед всякой встречей с ним ты, как и сегодня, даешь себе слово обязательно иметь собственное мнение, “не терять лица”. Но увы! Снова и снова “поддаешься” непостижимой для тебя магии его обаяния или властности. Вместе со всеми становишься до отвращения согласным...

Потом вместе со всеми бранишь директора за то, что он “ни с кем не считается” - “самодур”. Втайне стыдишься, что и делу не помог, и для директора “пустое место”, и что бранишь его несправедливо. Ведь за глаза ты, как и все, с гордостью называешь его “наш барин”.

Ты снова даешь себе зарок. Но из проторенной колеи вырваться не можешь.

Такая ситуация не только переживается как унижение. Она часто - и причина напряженности в отношениях с руководителем.

Что с тобой происходит? Откуда эта твоя зачарованность вашим “барином”?

Почему ты хочешь от этого чувства избавиться? И, главное, почему не можешь?

Казалось бы, очевидно, что и ты впал в грех кумиротворчества![175]Не знаешь о директоре ничего, равняющего вас, и не хочешь ничего узнавать. Не понимая его, не можешь построить равных, сотруднических отношений; в состоянии лишь, как дитя, слушаться да... артачиться!

Разум требует застыдиться своей влюбленности в кумира, срочно что-то менять, бунтовать... Вроде бы и нормы группы[176], в которой ты работаешь, тоже требуют считать твое отношение к директору низкопоклонническим и унизительным.

И только где-то затаившееся вместе с совестью[177]чувство реального[178]говорит, что в действительности не “барин” подавил тебя и твоих коллег, а вы, “бедные овечки”, ловко устроились! Вы (и ты!) эксплуатируете его: живете его решениями, его трудом и ответственностью.

Но и это чувство, вызывая стыд, побуждает ломать себя.

Вспомни, как складывалось твое отношение к директору.

Ты пришел мальчишкой на этот завод и с тех пор привык гордиться его громадностью, его широкой славой, его новыми успехами. И с тех пор знал, что все это - на директоре, от директора, благодаря ему.

Ты любишь своего “барина” и гордишься им. Его авторитет для тебя подобен авторитету отца, которому ты привык не перечить, как старшему!

Когда умом ты понимаешь, что надо ему возразить, - уважение к авторитету, совесть, а, не слабость тебе этого не позволяют.

Не отстояв свое мнение, ты чувствуешь себя плохо. Отстояв - чувствовал бы, славно руку на отца поднял - еще хуже!

Обрати внимание! Как только ты начинаешь себе доверять и изучать себя - становится ясным, что тобой движут добрые человеческие побуждения, которые все мы выносим из детства, а вовсе не “недостатки и слабости”.

Придется тебе снова углубиться в психологию человеческого переживания.

Доводы не замечающего твоих сокровенных чувств “практичного” разума громки, слышны, очевидны и понимаются без усилия.

Совесть же - чувство тайное, молчаливое. Оно дает о себе знать только тем, что дезорганизует, тормозит всю твою “разумно” спланированную активность, которая кажется правильной, но идет вразрез с этим несознаваемым чувством -совестью, противоречит ему.

Один мой товарищ, талантливый музыкант, попав в жизненные катаклизмы, выбившие его из колеи размеренного существования, в котором ничего не происходило, нащупывая новые основы жизни, говорил:

- Там мне было все понятно. Я суетился, хитрил, меня ломало, по было спокойно, - я знал правила игры. А здесь все - бред, сумасшествие, опереться не на что! Как в музыке. Ведь не понимаешь, что играешь, только чувствуешь... Кажется, тебя все осуждают... Хочется покоя, отдыха. Домой хочется!

- Ну и вернись.

- Я ж оттуда через три дня сбегу! Но тут ничего не понятно, как младенец...

Пациентка чуть ни вскрикнула:

- Нет, я никогда не буду плавать! Вокруг одна вода: там же ни граней, ни углов, ни сторон нет, - это ужасно!..

Так же и с совестью: “ни углов, ни сторон - только чувствуешь”. С непривычки может показаться, что это “бред нелогичный!”.

Мы часто смотрим только на то, КАКИЕ ВЫГОДЫ сулит нам “полезное” поведение.

А ты посмотри, К КАКИМ НЕДОПУСТИМЫМ НРАВСТВЕННЫМ[179]ПОТЕРЯМ оно могло бы тебя привести.

Наступив, на шланг, не надо спрашивать, куда крутить кран, чтобы потекла вода.

Чтобы выйти из. положения, не надо воевать за свободу с начальником.

Когда что-нибудь долго не получается, спроси себя:

-Что мне не позволяет, мешает поступать, как решил?

Может быть, действительного мужества от тебя требует свобода оставаться самим собой, пусть даже “мальчиком”, выбравшим благоговеть и подчиняться.

Что постыдного в том, чтобы быть “только” хорошим подчинённым? Это тоже немалое искусство.

Свобода - необходимость. Но свободен ты, только когда обжил условия своего существования: когда и условия и свои свойства принял как реально существующие и непременные. Свобода - это освоенная необходимость!

Может быть, твое благоговение и почтительность требуют от тебя совсем другого? Не воюй с ними, а используй.

Как?

Спроси себя: “В чем твой долг перед собой в отношениях с любимым тобой директором? В чем долг перед ним?”

Может быть, на этом этапе твоей жизни любовь к нему потребует от тебя стать его сотрудником, партнером. Это (чувство долга перед ним же) и даст силы разделить с ним ответственность, когда надо, стать его оппонентом.

Само уважение к нему, как к товарищу по работе, заставит тебя “заявиться” - ради него же не быть “пустым” - как ты говоришь - “местом”. Та же совесть даст и силы не быть “всегда согласным”.

Все мы служим людям, то есть лицам.

Но дитя, служа лицам, угождает, не интересуясь делом.

Зрелый же человек служит делу, и только через результаты дел - лицам.

Вспомни “Табачного капитана ”, который, будучи еще “холопом ”, чуть только не связал царя Петра (царя!), когда тот хотел нарушить свой же приказ “не учинять драк на ассамблее”.

Чтобы так поступить, надо было понимать, что царь “подчинен” делу, а не дело - царю. Для этого надо было понять царя как обычного человека, труженика - стать с ним вровень.

Может быть, и твое лицо в том, чтобы споспешествовать Директору, которого любишь. Ведь мужество - это свобода быть самим собой.

Я желаю тебе свободы от необеспеченных твоей жизнью, твоими делами амбиций[180]. Свободы от не выбранного тобой “мнения” группы (“группового давления”[181]). Свободы от такого “разума”, который требует от тебя того, что тебе несвойственно. Свободы служить своему сердцу, своему чувству долга - своей совести!

Свободы тебе - доверять себе и слушать себя!

 

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 575 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)