АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Свобода в молитве

Прочитайте:
  1. В молитве можно говорить о многом
  2. ВЕСКИЕ ДОВОДЫ В МОЛИТВЕ
  3. Во-вторых, следить за тем, чтобы негативные эмоции в молитве не проистекали из жадности и себялюбия.
  4. Изливать душу в молитве
  5. Использовать в молитве доводы
  6. Молитвенная практика
  7. Молитвенная сила
  8. МОЛИТВЕННОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ
  9. Образец в молитве
  10. Реклама и свобода массовой информации

 

Значимость свободы в молитве подчеркивают многие христиане. Хотя они и не отвергают полезность общих рекомендаций, однако стремятся по возможности избегать формулировок и заранее определенных моделей. В беседе с Богом они делают упор на непосредственность и неофициальность. У этого взгляда есть свои положительные стороны.

Во-первых, Бог явил Себя нам как Отец наш и тем самым сделал уместной непринужденую беседу. Образ Отца играет решающую роль в образце молитвы, который нам оставил Иисус:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое (Матф. 6:9)

Обращение «Отец наш» подразумевает почтение, власть, авторитет, но вместе с тем и личное внимание Бога к нам, его детям. Как сказал об этом апостол Павел:

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6).

Более того, Писание также учит, что Господь – наш друг. Иаков так говорит об Аврааме, которого мы называем отцом всех верующих:

«Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иакова 2:23)

 

Воплощение Христа стало наиболее впечатляющим свидетельством того, что Бог желает пребывать со Своим народом. Об этом напоминают и слова Самого Иисуса:

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Иоанн.15:15)

Поскольку Бог открыл нам, как внимательно Он вникает во все дела наши, иногда в наших молитвах уместны непосредственность и неофициальный тон.

Однако даже дети в определенных случаях обдумывают, что им хотелось бы сказать родителям. Они могут уйти к себе и отрепетировать особую просьбу или необычное заявление. Табель с оценками, например, нередко вручают родителям с предварительно продуманными пояснениями. Такое случается, но в здоровых семьях подобная практика – явление редкое. Когда в семье сильны узы любви и привязанности, дети не боятся родителей и не чувствуют скованности в разговоре с мамой и папой.

Нам дарована такая свобода в общении с Богом. Наш Небесный Отец открыл нам Свою нежную любовь и заботу. И благодаря этому мы можем говорить с Ним свободно и непринужденно. Когда мы говорим с тем, кто нам близок, официальность заранее спланированной речи может быть излишней. Именно близость к Богу составляет твердое основание нашей свободы в молитве.

Кроме того, свобода в молитве не только проистекает из наших близких отношений с Богом, но и делает их еще ближе. Слишком часто официальный язык традиционной молитвы воздвигает барьер между верующим и Богом. Используя старинные формы слов и читая заученные молитвы, мы можем утратить простоту общения. Для многих тяжелый груз формализма создает препятствия в развитии живых отношений с Богом.

К счастью мы избавлены от оков и можем радоваться свежести общения с Богом в непринужденной молитве. Некоторые из моих знакомых воспитывались в официальной церковной традиции. Постоянно пребывая в той среде, они утратили видение многих преимуществ традиционного Богослужения и во время учебы колледже стали посещать церковь с очень свободным стилем поклонения Богу. Как и следовало ожидать, в новой церкви они заново открыли для себя молитвы и радость совместного Богослужения. Неофициальные молитвы-беседы вскоре стали их излюбленным занятием. Для многих людей однообразная пища из формальных молитв может стать духовной отравой. В таких случаях свобода в молитве способна возродить наши души, она позволяет нам заново осознать, что Бог наш Отец и друг.

Свобода в молитве имеет многие преимущества, однако она способна создать и серьезные трудности. Две проблемы возникают здесь особенно часто. Во-первых, упор на свободу в молитве нередко ведет к лишь другой разновидности мертвого формализма. Когда мы уделяем мало внимания содержанию молитвы, мы просто в силу привычки скатываемся к повторениям. Неосознанно мы используем одни и те же фразы снова и снова. Даже в самой неформальной обстановке порой можно слово в слово предсказать, что люди будут говорить в молитве. Такая предсказуемость происходит не из желания соблюдать предписанные правила, а из неосознанной привычки.

В ранние годы автомобилестроения узкие колеса первых машин прокладывали глубокие колеи в дорожной грязи. Часто эти колеи оставались незаметными, но только до тех пор пока водитель не делал попытки свернуть направо или налево. Глубокие канавы, прорезанные колесами многих других машин, этого ему не позволяли. В своей религиозной практике христиане склонны во многих сферах идти по проторенной дороге. К несчастью, от подобных привычек - особенно в молитве - трудно избавляться. Вспомните обычное начало: «Отец Небесный, спасибо Тебе за этот день...» Подобные фразы мы слышим повсюду. Однако часто ли мы действительно задумываемся над этими словами и вкладываем в них истинные чувства?

В категорию таких бессознательных повторений попадают многие из основных элементов нашей молитвы. Если мы не даем себе труда подумать над тем, что собираемся сказать, мы просто заученно повторяем одни и те же фразы. В сущности, свобода в молитве способна сделать нас рабами привычек, которые лишают нас удивительного дара общения с Богом. Поэтому нужно остерегаться подобной непосредственности, которая ведет к сухому формализму, просто иного рода.

Вторая опасность чрезмерного упора на непринужденность ярко высвечивается, если сравнить неподготовленные молитвы христиан с библейскими образцами. Хотя Библия и содержит примеры непосредственных молитв (см. Неем. 2:4-5), отличительную черту библейских образцов составляет иное качество. Книга псалмов, например, свидетельствует о серьезном внимании авторов и к структуре, и к содержанию молитвы. Большая часть псалмов построены по определенным моделям. Например, псалмы 4 и 5 имеют по сути одинаковую структуру (см. рис. 10.1).

Оба псалма начинаются с призыва к Богу, далее следуют: плач, прошение, изъявление доверия к Богу. Эти два псалма представляют большую группу «псалмов плача». Такую форму молитвы верующие времен Ветхого Завета использовали, чтобы рассказать Богу о своем страдании. Образец молитвы составляли заранее и применяли к конкретным обстоятельствам.

Сравнивая псалмы 29 и 31, можно распознать еще одну модель молитвы (см. рис. 10.2)

 

Жалоба

Прошение

Изъявление уверенности

Рис. 10.1 Общие элементы молитвы плача

 

 

Обобщение

Призыв восхвалять Бога

Повествование

Мысли о будущем

Рис. 10.2 Общие элементы молитвы славословия

 

Эти псалмы начинаются с обобщения, за которым следует призыв хвалить Бога, повествование и размышления о будущем. Это тоже известный образец.

Книга Псалмов свидетельствует о том, что молитву можно продумать практически до буквы. Слова из псалмов верующие часто использовали в конкретных жизненных ситуациях. Например, царь Давид, закончив приготовления к строительству храма, молился так (1 Пар. 29:10-13):

Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего от века и до века!

Твое, Господи, величие и могущество, и победа и великолепие,

и все, что на небе и на земле, Твое;

Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий.

И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя, и хвалим величественное имя Твое.

 

Эта молитва представляет собой комбинацию из нескольких псалмов. Также и Соломон, его сын, заканчивая молитву при освящении храма, использует в ней отрывок из псалма 131:

И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего; Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами. Господи Боже! не отврати лица помазанника Твоего, помяни милость к Давиду, рабу Твоему (2 Пар. 6:41-42)

 

Новый Завет рассказывает, что на кресте Иисус произнес слова из Псалма 21:

Боже Мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Матф. 27:46)

 

Слова из псалмов давали направление молитве. Молящиеся были, несомненно, честны и искренни. Они просто использовали уже известные им слова псалмов в нужное время в своих жизненных ситуациях.

Следовательно, нам не стоит переоценивать свободу и непосредственность в молитве. В сущности, она не позволяет избавиться от неосознанных словестных штампов и мешает использовать библейские образцы молитвы. Стремление к свободе играет позитивную роль лишь в том случае, когда такая свобода уравновешивается должным вниманием к форме и образцу.

 

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 551 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)