Ожидание и смирение
Чего мы ожидаем, обращаясь с молитвами к Богу? Даст ли Он просимое или нет? Христиане отвечают на этот вопрос по-разному. Некоторые заявляют: «Богу угодно, чтобы у вас было все, чего вашей душе угодно! Просто всем сердцем веруйте, и Бог осыплет вас благословениями». Другие утверждают: «Доверяйте воле Божией. Просите исполнить не свою волю, но Его, и верьте, что Он сделает все как лучше».
Такие противоположные мнения многих сбивают с толку. Стоит ли ожидать, что Бог ответит на наши молитвы, или лучше смириться и оставить все идти своим чередом? Как мы увидим, с обеих сторон существуют убедительные доводы. Обе точки зрения отражают часть библейской истины. Вместе с тем обе они имеют серьезные недостатки.
С одной стороны, не следует забывать, что вера требует смиренного доверия Богу.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).
Умение отказаться от своих планов и принять святые замыслы Творца –неотъемлемая часть служения Христу. Противодействуя Богу, мы разрушаем свою жизнь, а доверяясь Ему, вступаем в жизнь вечную. Писание учит:
Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум Твой. Во всех путях своих познавай Его, и Он направит стези твои (Притчи 3:5, 6).
Маленькие дети иногда любят давать родителям советы: «Папа, лучше пойди этой дорогой», «Мама, нам нужно купить вот это». Обычно, мы молча усмехаемся, зная, что дети едва ли имеют представление о том, что действительно нужно. Им лучше пока довериться родительскому опыту. Так и нам стоит довериться Божьей воле, поскольку Его мудрость далеко превосходит пределы человеческого разумения. Наши собственные надежды и планы часто приносят нам разочарования и неприятности, но замыслы Бога надежны и обязательно исполнятся. Поэтому не стоит удивляться, что Иисус дал Своим ученикам такой образец молитвы:
Да придет Царство Твое,
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Матф. 6:10).
Видеть, что воля Божья исполняется в делах человеческих как на небесах, должно быть нашим глубочайшим желанием. Показательна также молитва Иисуса в Гефсиманском саду:
Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Матф. 26:42).
Иисус знал, что в Божьем замысле Ему предначертана смерть и воскресение. Он много раз предрекал это в течение Своей жизни. Следовательно, Иисус принял волю Отца до некоторой степени вопреки Своему личному желанию. Мы ученики Христа и тоже должны быть готовы подчинить свои личные желания воле Божьей.
Тем не менее, за полным отказом от своих желаний таится серьезная опасность. Такая вера в провидение Божье легко может обернуться пассивностью и фатализмом. Если мы всегда делаем упор на том, что любые наши обстоятельства свидетельствуют о Божьем благословении, очень скоро мы перестанем видеть основания обращаться к Нему с молитвой. Так мыслит ребенок, который перед сном молится такими словами: «Господи, Ты и так все знаешь. Зачем еще просить Тебя о чем-то позаботиться. Аминь». По сути, и мы нередко молимся подобным образом. Когда кто-то заболел, мы просто вручаем все воле Божьей, и не пытаемся изменить ситуацию через молитву. Когда распадается семья, мы воздеваем руки к небу и смиряемся с неизбежным, вместо того, чтобы просить Бога исцелить сердечные раны и восстановить согласие.
Несмотря на видимое благочестие подобного смирения, оно нередко свидетельствует о фатализме, а не о вере. Чем пышнее разрастается в нашей душе фатализм, тем меньше места остается у нас для молитвы. Чрезмерный акцент на смиренное согласие с Божьей волей может стать серьезной помехой нашим молитвам. Зачем просить чего-то еще, если Бог и так уже дал нам самое лучшее? Нужно проявлять осмотрительность, чтобы не позволить здравой вере в Божье провидение увести нас от активной молитвы.
В противовес фатализму, Иисус учил молиться и ожидать благословения от Бога:
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Иоанна 14:13-14)
Такой же смысл несет и стих из Евангелия от Иоанна 16:23:
И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам; о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
К сожалению, христиане зачастую неверно толкуют эти и другие отрывки (см. Иак. 1:5; 1 Иоан.3:22). Они считают, что достаточно лишь повторить как заклинание «во имя Иисуса», и Бог автоматически удовлетворит любую просьбу. Они отказываются от медицинской помощи, потому что молились во «имя Иисуса». Они решаются на необдуманные поступки, потому что ожидают от Бога положительного ответа на свои молитвы. Однако из контекста названных стихов ясно, что молиться во имя Иисуса – не означает повторять эти слова как магическую формулу. Это означает сердечное общение с Ним, через которое мы уподобляемся Христу и Его цели становятся нашими целями.
Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Иоанна 15:17).
Молиться во имя Иисуса - значит молиться в согласии с Ним, искать Его ходатайства и повиноваться Ему как Господу. Христос не уверял нас, что все наши просьбы будут исполнены, если мы повторяем «во имя Иисуса». Он обещал, что молитвы, которые согласуются с Его именем – с Его святой волей нашего Ходатая, - будут исполнены Отцом.
Не смотря на наши добрые побуждения и большие ожидания, многое из того, о чем мы молимся, не осуществляется. Нам хочется продвинуться по службе; нам хочется передышки в череде личных проблем; мы ищем исцеления от недугов. Возможно, мы и в сердце своем твердо верим, что Бог выполнит просьбу. Однако наши надежды не сбываются. Бог отвечает отказом. Как в таком случае избежать разочарования и уныния? Стоит ли нам верить в молитву? Чего мы можем ожидать от нее?
Вера в молитву существует на двух уровнях. С одной стороны, следует всегда помнить о благости Бога и доверять Ему. Бог есть свет, и в Нем нет места злу. В святости Своей Он любит творить добро. Как сказал псалмопевец:
Вкусите, и увидите, как благ Господь!
Блажен человек, который уповает на Него (Пс. 33:9).
Более того, Писание учит, что Своему народу Бог оказывает особую милость:
Как благ Господь к Израилю, к чистым сердцем (Пс. 72:1)
Ожидая ответа в молитве, нам следует опираться на свойства Бога. Поскольку Господь благ, мы всегда можем быть уверены, что Его ответ несет нам благо.
В Библии часто встречаются конкретные просьбы, обоснованные благостью Бога. Например, в псалме 24:7 читаем:
Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
Именно на благость Божью ссылался Иисус, когда наставлял учеников непрестанно молиться:
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Матф. 7:7-11)
Если люди стремятся дать своим детям наилучшее, то насколько более мы можем доверять нашему Небесному Отцу в том, что Он даст нам доброе! Любящие родители никогда не отказывают своим детям в том, что им во благо, если это в пределах их возможностей. Для нашего Небесного Отца нет невозможного, и Он творит лишь добро для Своих детей. Как сказано у апостола Иакова:
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иакова 1:17)
Помня об этом, мы можем с верой нести свои прошения к престолу Бога. Нам не нужно бояться, что Он подаст нам камень, когда мы просим хлеба. Он не обманет нас и не направит нас ко злу. Мы всегда можем быть уверены, что Он ответит на молитву по Своей благости.
Однако следует добавить слово предостережения. Уверенность в Божьей благости не означает, что Его ответ нам понравится. Нередко совершенные деяния Бога человеку вовсе не кажутся благими. Возможно, семья молилась за исцеление близкого человека, но этого не произошло. Христиане на библейских занятиях молились о настоящем руководителе для своей группы, а потом обнаружили, что новый руководитель далеко не оправдывает их ожиданий. Народ может молиться о мире, и оказаться ввергнутым в войну. Такие случаи ставят нас в тупик. «Мы молили о добром, почему же Бог нам этого не дал?»
В подобных ситуациях нужно вспоминать об ограниченности человеческого разума и предубеждениях, которые искажают наше видение реальности. Я знал одну семью, которая стремилась поселиться в определенном районе и поначалу была очень разочарована тем, что Господь дал им жилье в другом месте. И лишь через несколько лет выяснилось, что их первоначальный выбор был неудачным.
Нередко Божья благость видна сразу. Но иногда требуется время, чтобы осознать и увидеть святые цели Божьи в том, как Он ответил на нашу молитву. По сути, чтобы действительно оценить Его мудрость, нам придется ждать, когда мы увидим Его лицом к лицу. Но мы можем быть уверены, что Бог всегда дает благой ответ на наши молитвы.
Кроме того, уверенность в молитве иногда обретает форму твердого убеждения, что Бог исполнит просимое. Большинству христиан знаком подобный опыт. Чувство уверенности может происходить из разных источников. Иногда Божье обетование в Библии полностью согласуется с тем, о чем мы просим; и это дает нам веру, что Бог ответит положительно. В другом случае, уверенность основывается на понимании окружающего мира. Мы полагаем, что Бог исполнит просимое, поскольку результат будет особенно позитивный. Иногда мы просто интуитивно чувствуем, что Бог благосклонно принимает нашу просьбу. Святой Дух глубоко в сердце вселяет надежду на утвердительный ответ. Любой из этих факторов или их сочетание временами питает нашу уверенность в молитвенных прошениях к Богу.
Писание указывает, что подобные ожидания в молитве вполне приемлемы. В псалмах неоднократно встречается обоснование для них. В псалмах мы видим, что их авторы приходили к Богу с твердым убеждением, что Он ответит на их молитвы:
К Тебе взывают я, ибо Ты услышишь меня, Боже,
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои (Псалом 16:6).
В глубине своего сердца псалмопевец уверен, что Бог выслушает его просьбу и ответит ему.
Подобная уверенность звучит и в псалме 37: 15:
Ибо на Тебя, Господи, уповаю я,
Ты услышишь, Господи, Боже мой
Автор псалма 26 проявляет веру в самом отчаянном положении, когда его отвергли даже близкие люди:
...отец мой и мать моя оставили меня,
но Господь примет меня (26:10)
Это лишь несколько примеров уверенности в молитве, которая вновь и вновь встречается в книге Псалмов. Итак, Писание свидетельствует, что иногда христиане ощущают глубокую убежденность в том, что Бог ответит на их молитвы утвердительно.
Это прекрасное чувство, однако его могут сопровождать два негативных фактора. Во-первых, некоторые христиане воспринимают молитву скорее как магический ритуал, а не как общение с Божественной Личностью. Такая вера в магическую силу молитвы подразумевает, что твердая вера и нужные слова побудят силы вселенной действовать в согласии с человеческой волей. Подобным образом многие христиане убеждены, что их горячая вера может направлять действия Бога. Ничто не может быть дальше от истины. Писание не оставляет сомнений в том, что Бог сообразуется лишь со Свой волей:
Бог наш на небесах, творит все, что хочет (Пс. 113:11).
Молитва не обладает никакой магической силой принудить Бога исполнить наши ожидания. Напротив, в ходе истории Бог не раз являл Свою способность действовать как угодно Ему, вопреки ожиданиям людей. В молитве нам не следует забывать о почтении к Богу и Его свободе.
Вторая проблема возникает из-за самомнения людей. Нередко мы полагаем, что наше понимание Библии и окружающего мира, наши внутренние убеждения - абсолютная истина, в то время как это далеко не так. Возможно, мы ждем от Бога определенных действий, в то время как нужно быть готовыми пересмотреть свои взгляды в свете того, как действует Творец на самом деле. Это касается и наших внутренних убеждений. Они могут происходить от Святого Духа, но могут и просто быть вашими собственными желаниями. Иными словами нужно соотносить ожидания с реальностью. Если деяния Божьи не согласуются с тем, чего мы ожидали, проблема не в Божьей верности, а в ненадежности человеческих суждений (см. рис. 9.3).
ОЖИДАНИЯ БОЖЬЕ
В СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ПРОВИДЕНИЕ
Рис. 9.3
Молитва дана нам как средство рассказать Богу о своих нуждах. Приходя к Нему в молитве, следует избегать эгоизма и алчности. В то же время, нам надлежит стремиться через молитву изменить мир. В молитве также необходимо уравновешивать смирение перед Божьей волей и кроткое ожидание ответа, с уверенностью, основанной на благости Бога. Таким образом, молитва станет продуктивной беседой с Творецом и откроет Ему наши истинные нужды.
Вопросы для обсуждения:
- Почему жадность может стать побуждением к молитве? Как избежать в молитве эгоизма?
- Если предвечный Божий замысел неизменен, то зачем мы молимся? Отвечает ли Бог на молитвы?
- Как христианам уравновесить смирение перед волей Божьей и ожидание ответа на свою просьбу? С какими общими и личными ожиданиями мы приходим к Богу?
Упражнения:
- Назовите три своих желания, которые проистекают от ваших истинных потребностей и три, источником которых является алчность. В чем вы видите разницу?
- Вспомните, когда вы чего-либо ожидали от Бога, но Он ответил на вашу молитву отрицательно. В чем вы надеетесь распознать мудрость Его отрицательного ответа на эту просьбу?
- Напишите молитву (четыре – пять предложений), исходящую от истинной нужды (а не алчности). По возможности используйте следующую форму:
О Господь, (используйте один из вариантов обращения к Богу) мы приходим к Тебе не из алчности, но с истинной нуждой_____________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Просим, даруй нам_____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мы верим в Твою благость и надеемся получить от Тебя это благословение, потому что (обоснуйте свою просьбу Писанием, пониманием окружающего мира или своего сердца)_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пожалуйста, даруй то, о чем мы просим, ради славы Твоей. Мы надеемся на Твою бесконечную милость_______________________________________________ _____________________________________________________________________________
Аминь.
Дополнительное задание:
Трижды на этой неделе просите Бога изменить то, что раньше вы обреченно принимали как данность. Говорите с Ним реально о том, насколько вы надеетесь на Его ответ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
_______________________________________________________________
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 593 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |
|