В предыдущих главах мы рассмотрели первые две составляющие нашего определения молитвы: Бог и верующий. Мы выяснили, что ключ к плодотворной молитве – это осознание себя и Бога. Однако необходимо исследовать и третий ее аспект. Нам следует учиться выражать себя в молитве. Мы рассмотрим эту грань молитвы далее и ответим на следующие вопросы: «Как плодотворно беседовать с Богом?», «Есть ли средство более полно открыть Ему свои мысли и чувства?»
Один из основных елементов полноценного молитвенного общения – правильное соотношение между свободой и образцом. К сожалению, этот предмет вызывает горячие споры между верующими. «Я считаю, что читать написанную молитву – значит быть неискренним,» - говорит один христианин, - «молитва должна идти от сердца, а не с листа бумаги». Другой возражает: «Когда я выделяю время для того, чтобы продумать и записать свои молитвы, они получаются значительно лучше, чем ваша бессмысленная болтовня».
Такие разногласия поднимают важный вопрос. Насколько необходимо продумывать содержание и форму молитвы? Нужно ли говорить лишь то, что приходит на ум? Или следует прежде обдумать и, возможно, записать, что мы собираемся сказать? Разные люди в различных ситуациях неодинаково ответят на эти вопросы, но есть один универсальный принцип: крайности в любом случае серьезно вредят нашим молитвам. В нашем общении с Богом необходимо искать равновесие формы и содержания.