Образец в молитве
Одни христиане подчеркивают значение свободы в молитве, а другие уверены, что их общение с Богом углубляет продуманная молитва. Они основаются на убеждении, что Бог достоин того, чтобы тщательно готовиться к встрече с Ним. Как наш Творец и Искупитель, Он заслуживает высочайшего почтения. Каждый христианин знает, что легкомысленное отношение к Богу недопустимо. Его могущество и милость должны вызывать в душе каждого благоговейный трепет:
Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостями и щедротами;
Насыщает благами желание твое, обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 102:1-5)
Даже безгрешные небесные творения восхваляют Его святость:
Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3)
Бог не только наш Искупитель и друг, Он еще и наш Царь. Он Владыка вселенной. Поэтому вполне уместно заранее готовиться к встрече с Ним.
Однажы мне пришлось выступать перед правительственной комиссией штата Вирджиния. Обсуждался вопрос о том, следует ли выделять из социальных фондов средства на аборты. Члены комиссии пользовались большим влиянием в правительстве штата, и вот мне предоставилась возможность с ними говорить. Нет надобности объяснять, что я тщательно подготовился к этой встрече, а не просто говорил, что на ум придет. Я продумал свое выступление и выбрал наиболее точные слова. Я стремился высказывать свои мысли с максимальной точностью и красноречием.
Все мы бывали в ситуациях, когда требовалось готовить свою речь заранее. И если мы так относимся к выступлению перед людьми, насколько же более уместно предварительно обдумать свои слова, прежде чем обратиться к Всемогущему Богу. Безусловно, нет необходимости все свои молитвы записывать, но, когда обстоятельства позволяют, свои беседы с Богом нужно планировать.
У подготовленной молитвы много преимуществ. Во-первых, следуя плану, легче уделить должное внимание всем элементам молитвы. Молитва Господня (Матф. 6:9-13) дает нам именно такой образец, где уравновешены все необходимые элементы. Когда нас одолевает искушение посвятить всю молитву своим нуждам, мы вспоминаем, с чего начинается молитва Господа Иисуса:
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое,
Да приидет царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле,
как и на небе (ст. 9-10)
Если нам кажется, что Богу нет дела до наших желаний и нужд, нам послужат следующие ее слова:
Хлеб наш насущный дай нам на сей день (ст. 11)
Когда мы забываем исповедать свои грехи, образец молитвы снова помогает нам:
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим (ст. 12)
Если мы упускаем из виду будущее, молитва учит нас просить:
И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого (ст. 13)
Молитва Господня показывает, как образец помогает сделать общение с Богом более продуктивным.
Во-вторых, продумывать полезно не только ее общую структуру молитвы, но даже ее слова. Церковь всегда высоко ценила молитвы из книги псалмов за их глубину и красоту. Их авторы были одаренными в слове людьми, которые своим талантом служили Богу. И Господь сохранил эти молитвы для нас, чтобы мы могли использовать их в своей жизни. Задумайтесь над красотой слога псалма 49:1-2:
Бог богов, Господь, возглаголал, и призывает землю, от восхода солнца до запада.
С Сиона, который есть верх красоты, является Бог.
Творческие способности другого псалмопевца проявляются в его словах:
Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
Истомилась душа моя, желая во дворы Господни;
сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе,
где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи,
Царь мой и Бог мой! (Пс. 82:2-4)
Используя слова из псалмов и другие библейские молитвы, мы сделаем свое общение с Богом продуктивнее, значительнее и глубже.
Стоит использовать не только слова самого Писания, но и другие сборники молитв. И хотя эти молитвы не богодухновенны, тем не менее они помогут нам более определенно выразить свои чувства. У меня есть друзья, с детства посещавшие Богослужения в неформальной церкви. Они находят, что молитвенники и сборники гимнов вносят в их общение с Богом новые грани. Ни с чем не сравнимо чувство благоговения и почтения, рождаемое красотой слов и фраз в этих молитвенниках. Приобщаясь к ним, мы, по сути, следуем в молитве за величайшими учителями церкви. Так прекрасная мелодия песни вдохновляет и покоряет сердце, и так лучшие образцы молитвы побуждают нас к плодотворному общению с Богом.
Продуманная молитва обладает множеством достоинств. Но в ней есть и свои опасности, которых нужно остерегаться. Самая распространенная проблема состоит в том, что записанную молитву можно читать, не испытывая при этом никаких чувств. Многие христиане знают, как легко скатиться к ритуалу, используя формальные молитвы. Насколько осмысленно дети повторяют за нами: «да придет Царство Твое»? Даже взрослые попадают в эту ловушку и воскресным утром автоматически произносят молитву Господню. Подобная склонность к пустой обрядовости должна послужить нам предостережением. Какой бы ни была прекрасной молитва, ее слова имеют ценность лишь в том случае, когда они идут от сердца. Подготовленная молитва должна отражать ваши чувства.
Другая опасность, таящаяся в заранее подготовленных молитвах – это неспособность учесть изменяющиеся нужды молящегося. Несколько лет тому назад я приготовил молитву для начала воскресного Богослужения. В ней я говорил о радости и благодарил Бога за возможность поклоняться Ему. Однако перед службой я узнал, что минувшей ночью один из наших прихожан умер от рака. Мне пришлось срочно пересматривать свою молитву. Поскольку обстоятельства совершенно изменились, ее использовать было бы серьезной ошибкой. И я молился о постигшей церковь утрате и говорил о скорби, которую все мы ощущали. Нужно всегда учитывать непосредственные обстоятельства. Заранее продумывать молитвы полезно, но иногда они не соответствуют ситуации.
Молитвы в книге псалмов настолько разнообразны именно потому, что они отражают разнообразие ситуаций. Никакой образец нельзя применить ко всем жизненным обстоятельствам, в которыми сталкивается верующий. Автор псалма 7 рассказывает о ложном обвинении:
Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
если я платил злом тому, кто был со мной в мире,
- я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом;
То пусть враг преследует душу мою и настигнет (Пс. 7:4-6)
Псалом 82 – о нападении врагов.
Сказали: «Пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля» (ст. 5)
Псалом 34 – славословие Богу за дарованные блага:
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
А псалом 123 – отражает ликование всенародной победы:
Если бы не Господь был с нами, - да скажет Израиль, - Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас (ст. 1-3)
Верующие прошлого не довольствовались простым повторением чужих слов, если эти слова их не согласовались с их жизненными обстоятельствами. Они знали насколько необходимо в молитве говорить о реальных потребностях.
Форма, как и свобода, имеет свои преимущества и недостатки. Используя подготовленные молитвы, мы достигаем равномерности и выразительности в общении с Богом, что доставляет Ему радость. Однако мы можем пасть жертвами неискренности, если не будем стремиться в молитве говорить от всего сердца и в соответствии со своей ситуацией.
Итак, и форма и свобода дают нам определенные преимущества, но и таят в себе некоторую опасность, как же улучшить наше общение с Богом в молитве? Одним словом – разнообразить его. Большинство христиан, в зависимости от того, в какой среде они воспитывались, склоняются к одному из двух видов молитвы. К несчастью, такие личные предпочтения уводят их от истины. Я слышал, как христиане насмехались над молитвой брата, потому что, по их мнению, она не дотягивала до уровня их изысканных и утонченных книжных молитв. Я был свидетелем того, как другие христиане смеялись над ближним, потому что он молится по книге. Нужно остерегаться подобного отношения к друг другу!
Один из лучших способов сохранить живость и смысл в наших молитвах – соблюдать равновесие между планированием и непосредственностью. Нужно уметь пользоваться записанными молитвами, а иногда писать и собственные молитвы. Однако нельзя забывать и о неподготовленных встречах с Богом, поскольку тем, что Он слушает нас, мы обязаны не своему красноречию, а Его благодати, которая совершает свой труд в наших сердцах. Когда мы освоим оба вида молитвы, мы увидим, как наше общение с Богом становится глубже и чудеснее (см. рис.10.3)
продуманная неофициальная
подготовленная молитва непринужденная молитва
Плодотворная молитвенная жизнь
Рис. 10.3 Разнообразие в молитве
Вопросы для обсуждения:
1. В чем ценность спонтанной неподготовленной молитвы? Какие опасности таит такой способ молитвы? Как их можно избежать?
2. В чем достоинство продуманной и заранее подготовленной молитвы? Какие опасности скрыты в таком подходе к молитве? Как их можно избежать?
3. Почему полезно разнообразить молитвенную жизнь, используя и спонтанные и подготовленные молитвы?
Упражнение:
1. Назовите три ситуации, в которых вы можете свободно говорить без подготовки. Затем назовите три ситуации, когда вы сочли нужным продумать свою речь, прежде чем говорить. В чем отличие? В чем общение с Богом напоминает эти разные ситуации?
2. Расскажите о святости и величии Творца, не обдумывая предварительно своих слов. Затем прочитайте гимн «Великий Бог». Сравните этот гимн со своей речью. Что лучше? Почему?
3. Напишите молитву (четыре-пять предложений), используя слова библейских псалмов или гимнов. Воспользуйтесь следующей формой:
О Господь, Ты (описание Бога из гимна или псалма)_________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мы возносим Тебе хвалу (используйте славословия из псалмов 91, 99 или 150)________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мы славим Тебя за (используйте другие отрывки из псалмов 91, 99, 150)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мы поклоняемся Тебе, ибо Ты (перечислите свойства Бога, описанные в псалме или гимне)__________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аминь.
Дополнительное задание
Трижды на этой неделе используйте в своей молитве гимн или псалом. Руководствуйтесь формой из упражнения 3.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 593 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |
|