Использовать в молитве доводы
В обычных разговорах мы пытаемся убедить собеседника, приводим доводы в пользу высказанной просьбы. Иногда мы даже просим, чтобы друзья подсказали нам, нужные аргументы и заранее планируем свою речь.
Я слышал, как два мальчика использовали такой стиль убеждения. Они хотели отправиться в горы по тропе, что проходила неподалеку от дома. Однако они справедливо опасались, что у родителей их идея востога не вызовет. Поэтому все утро они составляли список причин, почему им можно позволить взобраться на гору. Позднее они зачитали родителям все двадцать пять аргументов в пользу своего плана. Горячо, но почтительно изложив их, они растопили родительские сердца и получили разрешение идти в поход. Ребята очень хотели взобраться на гору; они знали, как это сделать; и подкрепили свою просьбу тщательно продуманными доводами.
Бог побуждает нас использовать доводы и в молитве. Библейские герои нередко уделяли значительное время тому, чтобы красноречиво и подробно аргументировать свою просьбу. Так поступал, например, Авраам. Когда патриарх узнал о том, что Бог намерен разрушить Содом и Гоморру, он не просто молил: «Господи, пожалуйста, не уничтожай эти города». Он дополнил свое прошение весомыми аргументами:
Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил та, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Бытие 18:24:24б-25)
Авраам подчеркнул в своей молитве, что Бог – Судия всей земли, - не погубит праведного вместе с нечестивым. Он привел убедительные доводы, и Господь услышал его. Патриарх молился смиренно, и, вместе с тем, старался как можно лучше обосновать свое прошение. Его молитва образцом служит для всех нас.
Подобные примеры можно найти и в книге Псалмов. Например, в псалме 68 названа не только просьба, но и основания этой просьбы. В стихах 17-19 представлено несколько взаимосвязанных просьб, каждую из которых псалмопевец обосновал.
Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя;
по множеству щедрот Твоих призри на меня.
Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня.
Приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
Во-первых, он просит Бога ответить «по благой милости» Его. Он основывает свое прошение на известном ему свойстве Бога. Он просит ответить скорее, «ибо скорбит». Его бедственное положение – еще одно основание его просьбы. Он также молит Бога о помощи, потому что его одолевают «враги». Подобные молитвы с убедительными доводами неоднократно встречаются в Псалмах. В действительности, псалмопевцы практически всегда используют в поддержку своей молитвы хотя бы один довод.
Даже в пространных молитвах плача, автор, по сути перечисляет причины, почему он ждет помощи от Бога. В Псалме 22:6-8 читаем:
Я же червь, а не человек,
Поношение у людей и презрение в народе.
Все, видящие меня, ругаются надо мною,
Говорят устами, кивая головою:
«Он уповал на Господа, - пусть избавит его;
пусть спасет, если он угоден ему».
В этих словах не просто изливает свою скорбь встревоженная душа; это еще и обоснование, почему псалмопевец просит Бога прийти ему на помощь. В сущности, он говорит: «Позволишь ли Ты нечестивым насмехаться над чадом Твоим и Словом Твоим?» Псалмопевец плачет перед Богом, и всякий раз подкрепляет свою прошение убедительными доводами.
Однако следует остерегаться превратить дозволенные в молитве аргументы в повод возгордиться перед Богом. Обосновывая свою просьбу, мы не сообщаем Богу ничего нового. И не пытаемся заставить Его поступить против Его воли. Обращаясь к Богу в молитве, нужно помнить, что мы – Его создания, говорим с Творцом вселенной. Перечисляя доводы в поддержку своего прошения, мы не ставим под сомнение Его мудрость или полновластие; мы высказываем Ему почтение.
Более того, когда Бог ответил на нашу молитву, следует в смирении принять Его святую и мудрую волю. Давид усердно молился за сына Вирсавии. Однако ребенок умер. И Давид сказал своим слугам:
Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возратится ко мне? (2 Цар. 12:22-23)
Даже в минуты горя и скорби Давид смиренно склонился перед Божьей верховной волей. Так апостол Павел молился об избавлении от «жала во плоти» до тех пор, пока Бог не открыл ему Свою волю.
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается и в немощи.» И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12:8, 9).
Как Давиду и Павлу, нам следует признавать, что убедительные доводы в молитве нужно уравновешивать почтением к Всевышнему Владыке.
Тем не менее, нельзя недооценивать умение обосновать свою молитвенную просьбу. Особенно важно это по двум причинам.
Во-первых, это помогает нам говорить с Богом в тех случаях, когда мы не знаем, что сказать. Однажды мне сообщили, что дочери моих добрых друзей поставили страшный диагноз - менингит. Доктора не оставили ей надежды. Наша община сразу стала создавать молитвенные собрания по всему городу. Когда вечером собралась наша группа, все были настолько потрясены, что лишь смотрели друг на друга в молчании. Бог знал, что мы желаем ее выздоровления. Но как нам молиться, если ничего не приходит в голову, кроме слов: «Смилуйся, смилуйся, смилуйся...» Как передать свои чувства? И тогда кто-то предложил назвать перед Богом все причины помиловать девочку. Идею поддержали, и один за другим вся группа стала приводить довод за доводом. К концу первого часа молитвы мы ощутили некоторое облегчение, зная, что обосновали свою просьбу, насколько могли. Мы пытались молиться настойчиво и неотступно – это единственное, что можно было сделать для ребенка. К нашей радости через несколько недель Господь исцелил девочку, и сегодня она живет совершенно нормальной жизнью. Это событие убедило меня в том, как важно уметь настойчиво молиться. Упорная убедительная молитва позволяет нам лучше выразить свои мысли и чувства, когда обычной просьбы недостаточно.
Кроме того, обосновывая свое прошение и перечисляя доводы, мы получаем возможность продуктивно провести время в молитве. Многие христиане хотели бы посвящать молитве больше времени, но вскоре обнаруживают, что уже через несколько минут их пыл исчезает и мысли начинают блуждать. В сущности, сколько времени можно одну за другой перечислять просьбы, не впадая при этом в бессмысленное повторение? Умение одних верующих молиться дольше объясняется многими причинами. Несомненно, некоторые христиане просто наделены таким даром, как другие наделены даром петь или учить. Тем не менее, научившись в молитве аргументировать свои прошения, можно значительно развить свою способность молиться и проводить в плодотворной молитве длительное время.
Когда я служил пастором в церкви, наш совет старейшин обычно раз в три месяца собирался по пятницам и субботам для продолжительной молитвы. Это время мы посвящали одной или двум нуждам церкви. Один, два и даже три часа мы молились, сосредоточив внимание на конкретных вопросах. Вспоминая об эти днях, я думаю, что это был лучший опыт молитвенного общения. Как же нам удавалось так долго молиться, не перечитывая бесконечный список прошений? Как могли мы часами молиться об одной или двух нуждах церкви, не впадая в бессмысленные повторения? Ответить несложно. Свои прошения мы подкрепляли подробными и убедительными рассуждениями. Один за другим, старейшины молились, приводя все новые и новые обоснования в пользу нашей просьбы. Никогда эти молитвенные собрания не были скучными или утомительными. Мы плодотворно общались с Богом, объясняя свои нужды и обосновывая их доводами.
Вот так христиане могут проявлять настойчивость в молитве. Приходя к Богу с молитвенными прошениями, не стоит забывать о рассуждениях и доводах. Если мы станем практиковать такую молитву постоянно, наше общение с Господом значительно обогатится (рис. 11.2).
БОЛЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
И ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА В ПРОДУКТИВНОЙ МОЛИТВЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 560 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |
|