Тенденция к увеличению числа острых анафилактических реакций зависит от ряда экзогенных и эндогенных факторов. К экзогенным относятся: загрязнение окружающей среды (выбросы в воздух вредных веществ, использование гербицидов, пестицидов, нитратов), медикаментозная политерапия, кроме того, возросло количество лекарств с высокой биологической активностью. К эндогенным факторам относятся: генетическая предрасположенность (часто аллергия передается по наследству), аллергологическая конституция человека.
Подавляющее большинство анафилактических реакций возникает в ответ на введение лекарственных препаратов. Тип ответной реакции на то или иное вещество во многом зависит от пути его введения. Поступление препарата в организм через пищеварительный тракт или дыхательные пути считается физиологическим и практически не сопровождается вредными для иммунной системы последствиями.
Чаще при этом возникает реакция замедленного типа, шок же с летальным исходом отмечается лишь у 10 % этой категории больных.
При в/в же введении препаратов, особенно в быстром темпе, реакция протекает по типу немедленной гиперчувствительности с тяжелым течением и склонностью к анафилактическому шоку. В/венное введение препаратов увеличивает риск возникновения шока в 10 раз.
Наибольшая частота аллергических реакций приходится на возраст 20-40 лет. У женщин анафилактический шок возникает в 1,5 раза чаще, чем у мужчин. Ежегодно в мире от анафилактического шока погибает до 500 человек.
Аллергические реакции могут развиться непредсказуемо при первом контакте с препаратом или при повторных контактах. Отрицательный анамнез на воздействие данного препарата не исключает возможности тяжелой реакции на последующие его воздействия. В то же время аллергия может быть непостоянной и прекращаться.
Существует группа больных риска. В эту группу входят пациенты с анамнезом хронической атопии: бронхиальная астма, сенная лихорадка, экзема, холодовая аллергия, пищевые аллергии, больные перенесшие острые отравления, более склонны к развитию острых анафилактических реакций. Дерматомикозы (трихофития, эпидермофития, струпьевидный лишай) вырабатывают пенициллиноподобные вещества, сенсибилизирующие больных к пенициллину. Кроме того, повышенное содержание гистамина в плазме обнаружено у больных с хроническими обструктивными заболеваниями легких, с циррозом печени. В группу риска входят также больные с указанием в анамнезе на многократный прием одних и тех же или сходных по строению лекарств, а также больные, перенесшие анестезию.
Наиболее часто возникновение анафилактических реакций различной степени тяжести связано с использованием следующих препаратов.
Реланиум и рентгеноконтрастные вещества. Эффект анафилаксии связан с растворителем – кремофором ЕЛ (плиоксиэтилированное касторовое масло). Он является сильнейшим ложным гистаминогеном. Количество гистамина увеличивается от 1,5 до 8 раз (при увеличении в 8 раз развивается анафилактический шок).
Барбитураты вызывают быстрое увеличение гистамина в плазме. Анафилактические реакции развиваются в 90 % случаев, однако фатальные исходы редки и наблюдаются в основном у больных с анамнезом хронической атопии.
Кетамин только в отдельных случаях вызывает анафилактоидную реакцию.
Мышечные релаксанты вызывают аллергические реакции разной степени выраженности. Гистаминогенный эффект у сукцинилхоллина выражен меньше – в 40 % случаев, у ардуана (панкурониума) – редко, в 15 %. Атракурий обладает менее выраженной способностью высвобождать гистамин, но реакция зависит от дозы и быстроты введения. Разные мышечные релаксанты имеют структурное сходство, поэтому возможна перекрестная сенсебилизация.
Ингаляционные анестетики не вызывают реакции немедленного типа. Закись азота снижает иммунокомпетентность организма и создает фон для других фармокологческих препаратов.
Местные анестетики – тяжелые побочные реакции на эти препараты нехарактерны, в большинстве случаев это прямое токсическое действие препаратов. Кожные проявления отмечаются в 15 % случаев истинная аллергия – в 1 %.
Наркотические средства: чаще морфин, фентанил и промедол реже.
Седуксен – редко.
Все препараты крови, в том числе и свежезамороженная плазма, криопреципитат.
Плазмозамещающие растворы: гемодез, декстраны (полиглюкин, реополиглюкин, желатиноль, альбумин, особенно при длительном хранении).