Лечение. Во всех протоколах лечения больных, находящихся в эпилептическом статусе, в качестве препаратов «первой линии» указывают бензодиазепиновые транквилизаторы
Во всех протоколах лечения больных, находящихся в эпилептическом статусе, в качестве препаратов «первой линии» указывают бензодиазепиновые транквилизаторы. Дискутируется преимущество клоназепама, лоразепама и диазепама. На основании опубликованных в настоящее время данных можно констатировать, что эти препараты равноценны по эффективности и имеют одинаковые побочные эффекты. Начальная доза диазепама 0,15 мг/кг, лоразепама - 0.1 мг/кг. По данным литературы, в 60-70% случаев после введения бензодиазепина судороги купируются. Практически все протоколы рекомендуют после введения препарата бензодиазепинового ряда (не позднее чем через 5-10 мин) внутривенное введение фенитоина в нагрузочной дозе 18-20 мг/кг со скоростью 50 мг/мин. В СНГ парентеральные формы этого препарата не зарегистрированы.
Дозы и скорость введения препаратов «первой линии» для лечения судорожного состояния:
- диазепам - 10-20 мг болюсно;
- лоразепам - 4-8 мг болюсно;
- фенитоин - 18-20 мг/кг, скорость инфузии 50 мг/мин.
Если после введения нагрузочной дозы препарата бензодиазепинового ряда и фенитоина судорожные припадки не прекратились, рекомендовано проведение терапии препаратами «второго ряда», к которым относят тиопентал натрия (гексобарбитал), фенобарбитал. Тиопентал натрия используют в нагрузочной дозе 2-4 мг/кг болюсно за 3-5 мин, затем в виде постоянной инфузии со скоростью 3-5 мг/(кгхч). Фенобарбитал имеет преимущества у пациентов с нарушениями сердечного ритма в анамнезе, нагрузочная доза 10 мг/кг, скорость введения — 100 мг/мин. Необходимость использования повышенных доз фенобарбитала (до 60 мг/кг), приводящих к так называемой фенобарбиталовой коме, не доказана.
Барбитураты вводят в течение не менее 24 ч. Появление на ЭЭГ активности типа «взрывугнетение» (burst-suppression) нежелательно, так как необходимые для этого дозы барбитуратов оказывают кардиодепрессивный эффект. Длительное введение барбитуратов (5 дней и более) не используют из-за развития тяжёлых осложнений — пневмонии (за счёт прямого угнетающего действия на реснитчатый эпителий), а также отёка лёгких, отёка кожи, кишечной непроходимости. В последние годы в качестве препаратов второй линии широко используют мидазолам и пропофол. Преимущество этих препаратов в сравнении с барбитуратами пока нельзя считать доказанным. Короткая продолжительность действия мидазолама и пропофола позволяет при отмене быстро выводить пациента в «диагностическое окно». Но при длительном введении (3 суток и более) фармакокинетика препаратов может измениться, период их полураспада существенно возрастает. Дозы и скорость введения препаратов «второй линии:
Если применение препаратов «второй линии» не дало достаточного эффекта, прогноз заболевания ухудшается. Клиническая эффективность препаратов «третьей линии» для лечении ЭС не доказана, рекомендации по их применению основаны на небольших клинических исследованиях. Несколько парадоксальна рекомендация по применению лидокаина, так как этот препарат рассматривается и как повышающий судорожную готовность мозга. Тем не менее, есть публикации о хорошем эффекте при рефрактерном эпилептическом статусе внутривенного введения лидокаина в дозе 2 мг/кг с последующей постоянной внутривенной инфузией со скоростью 3-4 мг/(кг*ч). Возможно использование разнообразных методов общей анестезии с применением миорелаксантов. В условиях тотальной миоплегии расширение зрачков может быть единственным клиническим проявлением судорожного припадка. Отмену препаратов производят постепенно, не быстрее чем за 24 часа. При лечении бессудорожного ЭС в первую очередь используют бензодиазепины: диазепам в дозе 10-20 мг каждые 8-12 ч. Эффективность противоэпилептических препаратов при этом состоянии не доказана. Прогноз хуже у пациентов, рефрактерных к барбитуратам, а также при полиорганной недостаточности, у больных моложе 40 лет.