АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Кожный лейшманиоз

Прочитайте:
  1. Висцеральный лейшманиоз
  2. КОЖНЫЙ АНАЛИЗАТОР
  3. Кожный анализатор.
  4. Первичный отсроченный кожный шов накладывают
  5. Подкожный панариций
  6. Провизорный кожный шов накладывают
  7. СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛЕЙШМАНИОЗОВ
  8. Туберкулоидный лейшманиоз.
  9. Укажите области кожи, которые иннервирует латеральный кожный нерв предплечья

•f Кожный лейшманиоз (пендинская яз­ва, болезнь Боровского) заболевание вызываемое Leishmania tropica, характери­зующееся поражением кожи с изъязвлением и рубцеванием.

Патогенез. Входными воротами явля­ется кожа. В месте внедрения возбудителя

Малярия -Ф- 487

8озникает пролиферативный процесс с образованием специфической гранулемы /лейшманиомы). В дальнейшем грануле-ма некротизируется, изъязвляется и руб­цуется.

Клиническая картина. Выделяют две формы кожного леишманиоза: сухую (антропонозный городской лейшманиоз) и мокнущую (зоонозный сельский лей­шманиоз).

Инкубационный период колеблется от 2—3 мес. до 1 года и более.

В периоде разгара, продолжающегося до 3—5 мес., различают две стадии: бугор­ка и изъязвления (см. рис. 19).

Период рубцевания длится до 1,5— 2 лет.

При сухой форме кожного леи­шманиоза на месте укуса москита появля­ется папула (или несколько папул) — без­болезненный розовый бугорок величиной до 3 мм. Постепенно через 3—4 мес. папу­лы увеличиваются в размерах, некротизи-руются и превращаются в язвы, покрытые корочкой. Вокруг язвы определяется об­ширная инфильтрация. Стадия язв про­должается до 10—12 мес., затем постепен­но происходит их очищение, появление грануляционной ткани и образование руб­цов. Процесс имеет длительное течение (до 1 года и более), поэтому болезнь назы­вают «годовиком».

При мокнущей форме кожного леишманиоза в месте внедрения возбуди­теля также образуется бугорок, который быстро увеличивается в размерах и через 1-2 нед. изъязвляется, образуя крупных размеров язву (до 15-20 см). Язва болез­ненная при пальпации, имеет подрытые

края, обильное серозно-гнойное отделяе­мое (пендинская язва). Около крупных язв могут образоваться мелкие бугорки, которые также изъязвляются, сливаясь друг с другом, образуя сплошные язвен­ные поверхности. Процесс обратного раз­вития длительный — до 2—3 мес.; полное рубцевание наступает через 6 месяцев и позднее. Прогноз при кожном лейшма-ниозе благоприятный, но могут оставать­ся грубые косметические дефекты.

Диагностика. Опорно-диагностиге-ские признаки кожного леишманиоза:

характерный эпиданамнез;

— образование специфических язв на месте укуса москита.

Лабораторная диагностика. Диаг­ноз подтверждается обнаружением лей-шманий в материале, полученном со дна язвы. Возможна постановка биопробы на белых мышах.

Дифференциальная диагностика. Кожный лейшманиоз необходимо диффе­ренцировать с сифилисом, трофическими язвами, лепрой и другими поражениями кожи.

Лечение больных кожным лейшма-ниозом заключается в применении ан-тимониата меглюмина или пентамидина (местно и внутримышечно). Для лече­ния сопутствующих микробных процессов применяют антибактериальные препара­ты. Необходима общеукрепляющая и сти­мулирующая терапия.

Профилактика. Проводят борьбу с москитами, оздоровление природных оча­гов леишманиоза. Важное значение имеет раннее выявление и лечение больных.

Малярия

Малярия (Malaria) — острое инфекцион­ное заболевание, вызываемое малярийными плазмодиями, характеризующееся опреде-Ленными закономерностями: циклическим Течением со сменой периодов острых лихо-

радочных приступов и межприступных со­стояний, спленомегалией, анемией.

Исторические данные. Малярия из­вестна с древнейших времен. Заболевание,

488 -Φ- СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

в основном, поражает население стран с тропическим климатом, но наблюдается и в умеренных широтах. В Европе на боль­шей части континента заболевание было широко распространено до XIX века.

Возбудитель малярии выделен фран­цузским ученым Лавераном в 1880 г. Через несколько лет установили роль комаров рода Anopheles в качестве пе­реносчика возбудителя малярии чело­веку. Большой вклад в изучение маля­рии внесли русские ученые В. А. Афа­насьев, В. А. Данилевский, Н. А. Сахаров, Е. А. Павловский, С. П. Боткин, Η. Φ. Фи­латов, Е. И. Марциновский.

В начале XX века заболеваемость рез­ко снизилась, однако во время первой и второй мировых войн она вновь возросла. Мероприятия по ликвидации малярии, проводимые ВОЗ в 1955—1969 гг., хотя и способствовали снижению заболеваемо­сти во многих странах мира, все же не при­несли существенных результатов, особен­но в Африке.

Этиология. Возбудитель — малярий­ный плазмодий — относится к подцарству Protozoa, типу Apicomplexa, семейству Plas-modiidae, роду Plasmodium.

Известно более 100 видов возбудите­лей малярии обезьян, грызунов, ящериц. У человека паразитируют 4 вида плазмо­диев: P. vivax, вызывающий трехдневную малярию, P.falciparum — тропическую ма­лярию, P. malariae — четырехдневную ма­лярию, P. ovale — малярию в тропической Африке по типу трехдневной.

Виды возбудителей отличаются по чувствительности к химиотерапевтиче-ским препаратам, морфологическим при­знакам, а вызванные ими заболевания — по длительности инкубационного перио­да, иммунологическим и эпидемиологиче­ским характеристикам, исходам.

Возбудитель малярии имеет сложный цикл развития со сменой хозяев: половой цикл (спорогония) в организме комара и бесполый (шизогония) в организме чело­века. Заражение происходит при укусе

комара, со слюной которого в кровь проникают спорозоиты. Сначала они сто­ком крови попадают в гепатоциты и ткане­вые макрофаги, где происходит бесполое размножение паразита с образованием мерозоитов (экзоэритроцитарная шизого­ния или тканевая фаза развития). Меро-зоиты выходят в кровь, где начинается эритроцитарный цикл развития возбуди-теля (эритроцитарная шизогония). Цикл завершается разрывом эритроцитов с высвобождением подвижных паразитов (эритроцитарных мерозоитов), которые из плазмы крови вновь внедряются в дру­гие эритроциты, и цикл повторяется не­сколько раз. Часть паразитов фагоцитиру­ется макрофагами в печени; другая часть мерозоитов в эритроцитах образует поло­вые формы — мужские и женские гамето-циты. Зрелые гаметоциты P. vivax, P. ovale и P. malariae появляются в перифериче­ской крови на несколько часов позже бес­полых форм, обнаруживаясь уже при пер­вых приступах болезни, P. fajciparum -че­рез 8—10 дней от начала заболевания. Дальнейшее развитие половых клеток возможно только в желудке комара, куда они попадают с кровью больного и где происходит образование из гаметоцитов гамет и их оплодотворение (половой цикл). Конечной формой полового цикла являются спорозоиты, которые проника­ют в гемолимфу комара, а затем слюнные железы. С этого момента комар становит­ся заразным для человека. Если гаметоци­ты не попадают в организм комара, они погибают (P. vivax, P. ovale и P. malariae через несколько часов после созревания, а у P. falciparum — через 6 нед.).

Эпидемиология. Малярия является типичным антропонозом с природной очаговостью.

Истогником инфекции является чело­век (больной и паразитоноситель), в крови которого имеются половые формы малярийных плазмодиев. Эпидемиологи­ческая опасность источника определяет­ся количеством гаметоцитов в крови,

Малярия -fr 489

длительностью гаметоносительства и до­ступностью макроорганизма для кома­ров-

Механизм передаги: гемо-контактный. Пути передаги: трансмиссивный (перенос­чики — самки комаров рода Anopheles); гемотрансфузионный (при переливании инфицированной крови и ее препаратов); трансплацентарный — от матери плоду.

Восприимгивостъ к малярии всеобщая. В эндемичных очагах болеют преимуще­ственно дети, так как взрослые имеют ан­титела к циркулирующему возбудителю. Неиммунные лица болеют вне зависимо­сти от возраста. Исключение составляют коренные жители Западной Африки, часто невосприимчивые к заражению P. vivax. У них отсутствуют эритроцитарные изоан-тигены группы Даффи, выполняющие функции рецепторов в отношении мерозо-итов P. vivax. Имеются также группы лиц с относительной устойчивостью, в частно­сти, носители аномального гемоглобина (талассемия и др.). При заражении P. falci-parum они болеют легко, численность паразитов в крови сохраняется на сравни­тельно невысоком уровне, случаи злока­чественного течения малярии отсутству­ют. Некоторой устойчивостью к малярии также обладают дети с генетически обу­словленной недостаточностью ферментов эритроцитов (дефицит глюкозо-6-фос-фатдегидрогеназы — Г6ФД).

Заболеваемость. В настоящее время заболевание широко распространено в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Латин­ской Америки. Из 180 стран 90 эндемичны по малярии. Общее количество заражен­ных в мире составляет 300—400 млн чел. Ежегодно малярией заболевают 120 млн чел., из них 1—2 млн погибают, причем 80% составляют дети.

Сезонность. В странах с умеренным климатом заболеваемость характеризует­ся выраженной сезонностью с подъемом в летне-осенние месяцы. В странах с тропическим климатом заражение маля-

рией происходит круглый год. В зависи­мости от природно-климатических и социальных условий формируются маля­рийные очаги с определенным уровнем интенсивности передачи, который оста­ется неизменным в течение десятилетий (эндемичные очаги).

Постинфекционный иммунитет при малярии нестойкий, кратковременный, видоспецифичный. Приобретенный им­мунитет формируется в результате ан­тигенного воздействия эритроцитарных паразитов. Его выраженность зависит от интенсивности паразитемии. Формиро­вание иммунитета ограничивает размно­жение эритроцитарных форм и приводит к прекращению приступов. С завершением шизогонии напряженность его быстро снижается и при отсутствии реинфекции восстанавливается исходная восприимчи­вость.

Летальность. Большинство видов ма­лярии протекает доброкачественно, одна­ко тропическая — приводит к летальным исходам в 0,5—7% случаев.

Патогенез. Входными воротами явля­ется кожа. Патологический процесс при малярии имеет инфекционно-аллергиче-ский характер. У человека развитие маля­рийных плазмодиев начинается в клетках печени. Это экзоэритроцитарная (ткане­вая) шизогония, которая соответствует латентному периоду болезни и клиниче­ски не проявляется. Большинство образо­вавшихся тканевых мерозоитов выходят в кровь, проникают в эритроциты и дают начало эритроцитарной шизогонии, кото­рая обусловливает клинические проявле­ния болезни. Однако часть паразитов (гипнозоиты) сохраняется в клетках пече­ни, что объясняет развитие поздних реци­дивов.

Начало малярийного приступа связа­но с гемолизом инфицированных эритро­цитов и выходом в кровь мерозоитов, про­дуктов обмена паразитов (малярийного пигмента и, возможно, токсина), свобод­ного гемоглобина, обломков эритроцитов

490 -ν1- специальная часть

с пирогенными субстанциями. Воздейст­вуя на центр терморегуляции, они вызы­вают лихорадку, а также действуют обще-токсически. Возникают гиперплазия рети-кулоэндотелиальных и лимфоцитарных клеток печени и селезенки, а также сенси­билизация с реакцией гиперергического типа. Повторные приступы, сопровож­даясь распадом эритроцитов, приводят к возникновению анемии и тромбоцито-пении, нарушению капиллярного кро­вообращения, развитию внутрисосуди-стой коагуляции, отложению малярийно­го пигмента в органах и тканях.

Тропигеская малярия нередко проте­кает с тяжелыми, угрожающими жизни больного симптомами. Это злокагествен-ная (пернициозная) малярия, заканчиваю­щаяся летальными исходами. Патогенети­ческими особенностями инфекции, вызы­ваемой P. falciparum являются: высокая репродуктивная способность возбуди­теля — поражается до 20—30% и более эритроцитов (при заражении другими ви­дами плазмодиев число пораженных эрит­роцитов редко превышает 2%); отсутствие избирательности при поражении эритро­цитов: поражаются как ретикулоциты, так и зрелые эритроциты, в то время как при других видах малярии — преиму­щественно ретикулоциты; асинхронность эритроцитарной шизогонии, наличие в крови одновременно нескольких доста­точно крупных генераций паразитов с раз­ным временем окончания цикла развития. Это обусловливает наслоение лихорадоч­ных приступов, сглаживание периода апирексии и искажение характерной тем­пературной кривой; скрытая споруля-ция — завершение шизогонии не в цирку­лирующей крови, как при других видах малярии, а в капиллярах внутренних орга­нов. В периферической крови выявляют не все стадии развития паразитов, а лишь кольцевидные трофозоиты и гамонты. На оболочке зараженных эритроцитов по­являются шиловидные выпячивания, об­ладающие антигенным сродством к эндо-

телию капилляров, что обусловливает развитие васкулитов, изменение реологи­ческих свойств крови, нарушение микро­циркуляции, развитие аноксии органов и тканей. С этим связано возникновение симптомов поражения ЦНС, почек, пече­ни, желудочно-кишечного тракта, легких.

Малярия особенно тяжело протекает у лиц с расстройством питания, сопутствую­щей анемией, при полипаразитизме, а так­же при сочетании с инфекционной и сома­тической патологией.

Исход заражения и характер клиниче­ского течения инфекции определяются особенностями иммунологического стату­са, в частности активностью факторов не­специфической врожденной устойчиво­сти, напряженностью постинфекционного иммунитета и уровнем специфических ан­тител, полученных от матери (у новорож­денных).

Началом иммунного ответа является фагоцитирование малярийных плазмоди­ев макрофагами печени, селезенки, кост­ного мозга. Образование антител класса IgM начинается с первых дней инфициро­вания, IgG вырабатываются позднее. Вы­деляют антиспорозонтные, антимерозо-итные, антишизонтные, антитоксические и антигаметоцитные антитела.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 505 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)