Кожный лейшманиоз
•f Кожный лейшманиоз (пендинская язва, болезнь Боровского) — заболевание вызываемое Leishmania tropica, характеризующееся поражением кожи с изъязвлением и рубцеванием.
Патогенез. Входными воротами является кожа. В месте внедрения возбудителя
Малярия -Ф- 487
8озникает пролиферативный процесс с образованием специфической гранулемы /лейшманиомы). В дальнейшем грануле-ма некротизируется, изъязвляется и рубцуется.
Клиническая картина. Выделяют две формы кожного леишманиоза: сухую (антропонозный городской лейшманиоз) и мокнущую (зоонозный сельский лейшманиоз).
Инкубационный период колеблется от 2—3 мес. до 1 года и более.
В периоде разгара, продолжающегося до 3—5 мес., различают две стадии: бугорка и изъязвления (см. рис. 19).
Период рубцевания длится до 1,5— 2 лет.
При сухой форме кожного леишманиоза на месте укуса москита появляется папула (или несколько папул) — безболезненный розовый бугорок величиной до 3 мм. Постепенно через 3—4 мес. папулы увеличиваются в размерах, некротизи-руются и превращаются в язвы, покрытые корочкой. Вокруг язвы определяется обширная инфильтрация. Стадия язв продолжается до 10—12 мес., затем постепенно происходит их очищение, появление грануляционной ткани и образование рубцов. Процесс имеет длительное течение (до 1 года и более), поэтому болезнь называют «годовиком».
При мокнущей форме кожного леишманиоза в месте внедрения возбудителя также образуется бугорок, который быстро увеличивается в размерах и через 1-2 нед. изъязвляется, образуя крупных размеров язву (до 15-20 см). Язва болезненная при пальпации, имеет подрытые
края, обильное серозно-гнойное отделяемое (пендинская язва). Около крупных язв могут образоваться мелкие бугорки, которые также изъязвляются, сливаясь друг с другом, образуя сплошные язвенные поверхности. Процесс обратного развития длительный — до 2—3 мес.; полное рубцевание наступает через 6 месяцев и позднее. Прогноз при кожном лейшма-ниозе благоприятный, но могут оставаться грубые косметические дефекты.
Диагностика. Опорно-диагностиге-ские признаки кожного леишманиоза:
— характерный эпиданамнез;
— образование специфических язв на месте укуса москита.
Лабораторная диагностика. Диагноз подтверждается обнаружением лей-шманий в материале, полученном со дна язвы. Возможна постановка биопробы на белых мышах.
Дифференциальная диагностика. Кожный лейшманиоз необходимо дифференцировать с сифилисом, трофическими язвами, лепрой и другими поражениями кожи.
Лечение больных кожным лейшма-ниозом заключается в применении ан-тимониата меглюмина или пентамидина (местно и внутримышечно). Для лечения сопутствующих микробных процессов применяют антибактериальные препараты. Необходима общеукрепляющая и стимулирующая терапия.
Профилактика. Проводят борьбу с москитами, оздоровление природных очагов леишманиоза. Важное значение имеет раннее выявление и лечение больных.
Малярия
*· Малярия (Malaria) — острое инфекционное заболевание, вызываемое малярийными плазмодиями, характеризующееся опреде-Ленными закономерностями: циклическим Течением со сменой периодов острых лихо-
радочных приступов и межприступных состояний, спленомегалией, анемией.
Исторические данные. Малярия известна с древнейших времен. Заболевание,
488 -Φ- СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
в основном, поражает население стран с тропическим климатом, но наблюдается и в умеренных широтах. В Европе на большей части континента заболевание было широко распространено до XIX века.
Возбудитель малярии выделен французским ученым Лавераном в 1880 г. Через несколько лет установили роль комаров рода Anopheles в качестве переносчика возбудителя малярии человеку. Большой вклад в изучение малярии внесли русские ученые В. А. Афанасьев, В. А. Данилевский, Н. А. Сахаров, Е. А. Павловский, С. П. Боткин, Η. Φ. Филатов, Е. И. Марциновский.
В начале XX века заболеваемость резко снизилась, однако во время первой и второй мировых войн она вновь возросла. Мероприятия по ликвидации малярии, проводимые ВОЗ в 1955—1969 гг., хотя и способствовали снижению заболеваемости во многих странах мира, все же не принесли существенных результатов, особенно в Африке.
Этиология. Возбудитель — малярийный плазмодий — относится к подцарству Protozoa, типу Apicomplexa, семейству Plas-modiidae, роду Plasmodium.
Известно более 100 видов возбудителей малярии обезьян, грызунов, ящериц. У человека паразитируют 4 вида плазмодиев: P. vivax, вызывающий трехдневную малярию, P.falciparum — тропическую малярию, P. malariae — четырехдневную малярию, P. ovale — малярию в тропической Африке по типу трехдневной.
Виды возбудителей отличаются по чувствительности к химиотерапевтиче-ским препаратам, морфологическим признакам, а вызванные ими заболевания — по длительности инкубационного периода, иммунологическим и эпидемиологическим характеристикам, исходам.
Возбудитель малярии имеет сложный цикл развития со сменой хозяев: половой цикл (спорогония) в организме комара и бесполый (шизогония) в организме человека. Заражение происходит при укусе
комара, со слюной которого в кровь проникают спорозоиты. Сначала они стоком крови попадают в гепатоциты и тканевые макрофаги, где происходит бесполое размножение паразита с образованием мерозоитов (экзоэритроцитарная шизогония или тканевая фаза развития). Меро-зоиты выходят в кровь, где начинается эритроцитарный цикл развития возбуди-теля (эритроцитарная шизогония). Цикл завершается разрывом эритроцитов с высвобождением подвижных паразитов (эритроцитарных мерозоитов), которые из плазмы крови вновь внедряются в другие эритроциты, и цикл повторяется несколько раз. Часть паразитов фагоцитируется макрофагами в печени; другая часть мерозоитов в эритроцитах образует половые формы — мужские и женские гамето-циты. Зрелые гаметоциты P. vivax, P. ovale и P. malariae появляются в периферической крови на несколько часов позже бесполых форм, обнаруживаясь уже при первых приступах болезни, P. fajciparum -через 8—10 дней от начала заболевания. Дальнейшее развитие половых клеток возможно только в желудке комара, куда они попадают с кровью больного и где происходит образование из гаметоцитов гамет и их оплодотворение (половой цикл). Конечной формой полового цикла являются спорозоиты, которые проникают в гемолимфу комара, а затем слюнные железы. С этого момента комар становится заразным для человека. Если гаметоциты не попадают в организм комара, они погибают (P. vivax, P. ovale и P. malariae через несколько часов после созревания, а у P. falciparum — через 6 нед.).
Эпидемиология. Малярия является типичным антропонозом с природной очаговостью.
Истогником инфекции является человек (больной и паразитоноситель), в крови которого имеются половые формы малярийных плазмодиев. Эпидемиологическая опасность источника определяется количеством гаметоцитов в крови,
Малярия -fr 489
длительностью гаметоносительства и доступностью макроорганизма для комаров-
Механизм передаги: гемо-контактный. Пути передаги: трансмиссивный (переносчики — самки комаров рода Anopheles); гемотрансфузионный (при переливании инфицированной крови и ее препаратов); трансплацентарный — от матери плоду.
Восприимгивостъ к малярии всеобщая. В эндемичных очагах болеют преимущественно дети, так как взрослые имеют антитела к циркулирующему возбудителю. Неиммунные лица болеют вне зависимости от возраста. Исключение составляют коренные жители Западной Африки, часто невосприимчивые к заражению P. vivax. У них отсутствуют эритроцитарные изоан-тигены группы Даффи, выполняющие функции рецепторов в отношении мерозо-итов P. vivax. Имеются также группы лиц с относительной устойчивостью, в частности, носители аномального гемоглобина (талассемия и др.). При заражении P. falci-parum они болеют легко, численность паразитов в крови сохраняется на сравнительно невысоком уровне, случаи злокачественного течения малярии отсутствуют. Некоторой устойчивостью к малярии также обладают дети с генетически обусловленной недостаточностью ферментов эритроцитов (дефицит глюкозо-6-фос-фатдегидрогеназы — Г6ФД).
Заболеваемость. В настоящее время заболевание широко распространено в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Из 180 стран 90 эндемичны по малярии. Общее количество зараженных в мире составляет 300—400 млн чел. Ежегодно малярией заболевают 120 млн чел., из них 1—2 млн погибают, причем 80% составляют дети.
Сезонность. В странах с умеренным климатом заболеваемость характеризуется выраженной сезонностью с подъемом в летне-осенние месяцы. В странах с тропическим климатом заражение маля-
рией происходит круглый год. В зависимости от природно-климатических и социальных условий формируются малярийные очаги с определенным уровнем интенсивности передачи, который остается неизменным в течение десятилетий (эндемичные очаги).
Постинфекционный иммунитет при малярии нестойкий, кратковременный, видоспецифичный. Приобретенный иммунитет формируется в результате антигенного воздействия эритроцитарных паразитов. Его выраженность зависит от интенсивности паразитемии. Формирование иммунитета ограничивает размножение эритроцитарных форм и приводит к прекращению приступов. С завершением шизогонии напряженность его быстро снижается и при отсутствии реинфекции восстанавливается исходная восприимчивость.
Летальность. Большинство видов малярии протекает доброкачественно, однако тропическая — приводит к летальным исходам в 0,5—7% случаев.
Патогенез. Входными воротами является кожа. Патологический процесс при малярии имеет инфекционно-аллергиче-ский характер. У человека развитие малярийных плазмодиев начинается в клетках печени. Это экзоэритроцитарная (тканевая) шизогония, которая соответствует латентному периоду болезни и клинически не проявляется. Большинство образовавшихся тканевых мерозоитов выходят в кровь, проникают в эритроциты и дают начало эритроцитарной шизогонии, которая обусловливает клинические проявления болезни. Однако часть паразитов (гипнозоиты) сохраняется в клетках печени, что объясняет развитие поздних рецидивов.
Начало малярийного приступа связано с гемолизом инфицированных эритроцитов и выходом в кровь мерозоитов, продуктов обмена паразитов (малярийного пигмента и, возможно, токсина), свободного гемоглобина, обломков эритроцитов
490 -ν1- специальная часть
с пирогенными субстанциями. Воздействуя на центр терморегуляции, они вызывают лихорадку, а также действуют обще-токсически. Возникают гиперплазия рети-кулоэндотелиальных и лимфоцитарных клеток печени и селезенки, а также сенсибилизация с реакцией гиперергического типа. Повторные приступы, сопровождаясь распадом эритроцитов, приводят к возникновению анемии и тромбоцито-пении, нарушению капиллярного кровообращения, развитию внутрисосуди-стой коагуляции, отложению малярийного пигмента в органах и тканях.
Тропигеская малярия нередко протекает с тяжелыми, угрожающими жизни больного симптомами. Это злокагествен-ная (пернициозная) малярия, заканчивающаяся летальными исходами. Патогенетическими особенностями инфекции, вызываемой P. falciparum являются: высокая репродуктивная способность возбудителя — поражается до 20—30% и более эритроцитов (при заражении другими видами плазмодиев число пораженных эритроцитов редко превышает 2%); отсутствие избирательности при поражении эритроцитов: поражаются как ретикулоциты, так и зрелые эритроциты, в то время как при других видах малярии — преимущественно ретикулоциты; асинхронность эритроцитарной шизогонии, наличие в крови одновременно нескольких достаточно крупных генераций паразитов с разным временем окончания цикла развития. Это обусловливает наслоение лихорадочных приступов, сглаживание периода апирексии и искажение характерной температурной кривой; скрытая споруля-ция — завершение шизогонии не в циркулирующей крови, как при других видах малярии, а в капиллярах внутренних органов. В периферической крови выявляют не все стадии развития паразитов, а лишь кольцевидные трофозоиты и гамонты. На оболочке зараженных эритроцитов появляются шиловидные выпячивания, обладающие антигенным сродством к эндо-
телию капилляров, что обусловливает развитие васкулитов, изменение реологических свойств крови, нарушение микроциркуляции, развитие аноксии органов и тканей. С этим связано возникновение симптомов поражения ЦНС, почек, печени, желудочно-кишечного тракта, легких.
Малярия особенно тяжело протекает у лиц с расстройством питания, сопутствующей анемией, при полипаразитизме, а также при сочетании с инфекционной и соматической патологией.
Исход заражения и характер клинического течения инфекции определяются особенностями иммунологического статуса, в частности активностью факторов неспецифической врожденной устойчивости, напряженностью постинфекционного иммунитета и уровнем специфических антител, полученных от матери (у новорожденных).
Началом иммунного ответа является фагоцитирование малярийных плазмодиев макрофагами печени, селезенки, костного мозга. Образование антител класса IgM начинается с первых дней инфицирования, IgG вырабатываются позднее. Выделяют антиспорозонтные, антимерозо-итные, антишизонтные, антитоксические и антигаметоцитные антитела.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 558 | Нарушение авторских прав
|