Теории массовой коммуникации
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовныхценностей, моральных и правовых норм и т.п.) спомощью технических средств (пресса, радио,телевидение и др.) на численно большие,рассредоточенные аудитории.
Начало исследований массовой коммуникации связываютс именем немецкогосоциологаМ. Вебера. В 1910г. он методологическиобосновал необходимость изучения прессывсоциологическом аспекте, убедительно показавориентацию периодической печати на различныесоциальные структуры и ее влияние на формированиечеловека как члена социума.
Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, все теории можно объединить в три группыв соответствиисдоминирующей функцией: 1) функция политическогоконтроля, 2) функция опосредованного духовногоконтроля, 3) культурологическая функция. Особоеместо занимает теория «информационного общества»,в рамках которой исследуется роль массовойкоммуникации.
В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического
контроляи выражение концентрации политическойвласти, выделяются две подгруппы. В первой
подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй —идеологический. К первой подгруппе относитсятеория массового обществаи варианты теории,основывающиеся на марксистском понимании СМКпрежде всего как средств производства, которыевкапиталистическом обществе являются частнойсобственностью.
Теория массового общества исходит из положенияо взаимодействии авторитетныхивластных институтов общества, в результате чегоСМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико -экономический курс властных структур. Эта теорияособо подчеркивает роль СМКв формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякаяроль СМК: с одной стороны, они могутманипулировать общественным мнением, с другой — помогают людям выжитьв трудных условиях.
Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулатымарксизма, на первое место выдвигает рольэкономических факторов, определяющих функцииСМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев.
Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг.
Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д.
Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) рассматривает СМК как «четвертую власть» в том смысле, что онине зависят от традиционных трех, не сливаются сними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать какарбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений — продюсерам, телевизионным ирадиоканалам, газетам и журналам, журналистам,рекламодателям, так и самостоятельным субъектом,участвующим от имени общества в процессе создания
общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Соответственнопроцессы регулирования взаимодействия СМК,общества и государства представители этогонаправления связывают с регулированием отношенийи прав собственности на каналы массовойкоммуникации.
Представители политико-социологического направления (Дж. Томпсон, Г. Шаттенберг, Р.Голдман, Р. Данн и др.) рассматривают СМК преждевсего как инструмент поддержания существующего вобществе социального порядка и социальнойиерархии. При таком подходе вопросы регулированиядеятельности СМК в большей мере определяютсяборьбой или балансом интересов всех участниковпроцесса массовой коммуникации, что отражается втерминах социальной ответственности СМК и ихсоциальной эффективности.
Критическая теория представляет собой неомарксистский подход к анализу социальныхпроцессов в обществе. Эта теория разрабатываласьФранкфуртской школой раннего периода, у истоковкоторой стояли немецкие социальные философы М.Хорк-хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Своекритическое отношение к идее К. Маркса ореволюционных возможностях рабочего класса впреобразовании общества ученые Школы обосновалина примере СМИ, которые сыграли большую роль видеологизации экономического базиса в интересахгосподствующего класса.
Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации,построенная на основе марксистской методологии.
Теория гегемонии СМК носит условноеназвание, в котором слово «гегемония»интерпретируется как господствующая идеология.Наиболее последовательные представители этойтеории — греческий социолог-политолог Н.Пулантзас и французский философ Н. Альтюссер. Воснове теории гегемонии СМК лежит положение осамодостаточности идеологических факторов каксоциальных стимулов развития общества, зависящихне столько от экономических или структурныхкритериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс. Подчеркивается огромная роль СМИблагодаря их регулярности и возможностивоздействия на людей в опосредованной, скрытой форме.
На основе марксистско-ленинской методологиибыла разрабатана теория массовой коммуникации как
вида социального общения. Одним из постулатов этой теории является положение, согласно которому
массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностьюсоциальных чувстви общим социальным опытом.Наиболее существенные исследования социальногоаспекта массовой коммуникации были проведены подруководствомБ.А. Грушина: изучалось влияние СМКна формирование массового сознанияиобщественного мнения.
Во второй группе представляют интерес теории, разработанные на основе методологии структурногофункционализма.
Структурно-функциональныетеории восходятк социологической теории действия американского социологаТ. Парсонса, создателясистемно-функциональной школыв социологии, ивзначительной степени опираются на положениеамериканского социологаР. Мертона, согласнокоторому все действияв обществе обусловлены егопотребностями, а идеологические факторынесущественны. СМК рассматриваются каксамоорганизующаясяи самоконтролируемаяподсистема, функционирующаяв пределахустановленных политических правил.
Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подходк пониманию массовой коммуникациии роли СМК. Франкфуртская(поздняя) школа во второй период своей деятельности
обратилась к проблемам культурологическогофункционирования массовой коммуникации.
Критическая направленность этой школы, первоначально проявившаяся при подходек анализусоциальных процессов, была перенесенавпоследствии на культурологическую сферуи нашла наиболее последовательное выражениев работахТ.Адорно. Он показалразрушительное воздействие СМК на личность посредством распространения стереотипов массовойкультуры.
Бирмингемская школа, которая началафункционироватьс 1970г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культурыв обществе. Однимиз авторитетных представителей этой школы являетсяС. Холл. В его трудахи работах его последователейсделана попытка исследовать более тщательно рольСМКв процессе взаимодействия массовой культурыи различных социальных структур, представляющихсубкультуры молодежи, рабочих, этническихменьшинстви др. При этом подчеркиваетсяпозитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общенияпредставлена исследованиями канадского социологаипублицистаГ.М. Маклюэна и французского социологаА. Моля.
К культурологической концепции исследования массовой коммуникации можно отнести идеиЛ. ван Зоонен, которая изучала феномен функционированияСМК через призму развлекательных программ и их влияние на различные целевые аудитории. Такжеккультурологическим теориям можно отнестифеноменологическую школу, изучающую вопросы укоренения медиа-реальностив массовом сознании.Так, в 1974. была опубликована книга X. МолотчаиМ. Лестера «Новости как целесообразное поведение»,
в которой авторы рассматривали, как «мир грез», созданный СМК, живетв сознании людей,подчиняясь своим особым закономерностям, и влияетна социальную реальность.
Теории «информационного общества» выделеныв отдельную группу. Основой этих теорийявляется концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологомД. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятсякследующему:
- информация является главным источником исредством производства, а такжеи его продуктом;
- СМК являются мощным стимулом для потребления информациии ее оценки, они такжестимулируют коммуникативные технологии,благодаря чему создаются вакансии для работы (в
США до 50% работающих так или иначе связаны спроцессом подготовки, переработкиираспространения информации);
- изменения в обществе, «революционные потенции» заложены не в содержании информации, ав способах
и средствах ее передачи и дальнейшего ееприменения (иначе говоря, не важно что, а важнокак).
Теории массовой коммуникациивотечественных исследованиях никогда не замыкалисьисключительно на роли СМИ, хотя они так или иначепосвящены изучению особенностей передачиивосприятия информации при помощи различныхканалови воздействию СМИ на общественноесознание, речевое поведение
и мотивы поступков индивидов. Проблемы массовой коммуникациинашли свое отражение в таких интегративныхнаучных дисциплинах, как психолингвистика,социопсихология, социолингвистика,социокоммуникацияи др.
В психолингвистике рассматриваются пути оптимизации речевоговоздействияи возможности их моделирования
Проблемой обратной связи в массовойкоммуникации углубленно занимается социопсихология, для которой важно выяснениепсихологических условий, способствующихизменению общественного сознания, пониманиесвязи между социально значимой реакциейполучателяи собственно психической структурой егосознания.
В социолингвистическом аспекте массоваякоммуникация изучается прежде всегов плане
особенностей функционирования языка в условияхмассовой коммуникации как вида социальногообщения
В социокоммуникации доминирующим является коммуникативный аспект массовой коммуникации, а
информационно-содержательный занимает подчиненное место. К социокоммуникативным
проблемам относят следующие: обоснованиесущности и функций массовой коммуникации, механизм обратной связи, роль социологическихдоминант в массовой коммуникации, моделирование массовой коммуникации, специфика прессы, радио ителевидения как средств массовой коммуникации.
Рассмотренные теории массовой коммуникациипри всей их вариативности главным образомориентированы на роль СМК. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают усиление дифференциации власти над СМК, упадоккультурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, посколькуоно будет привязано к своим локальным интересам.Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМКв условиях свободного выбора информации, так как вэтих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а интеграция, хотя и сузится, в новыхусловиях будет более глубокой и устойчивой.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1702 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |
|