АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Проблемы коммуникации в 20 веке (экзистенциализм, персонализм, диалогизм, герменевтика)

Прочитайте:
  1. Аккультурация как форма межкультурной коммуникации.
  2. Аксиомы межличностной коммуникации.
  3. Актуальность проблемы
  4. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
  5. Актуальность проблемы
  6. Актуальность проблемы
  7. Актуальность проблемы
  8. Актуальность проблемы.
  9. Актуальность проблемы.
  10. Актуальность проблемы.

На рубеже XVIII - XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях "субъект" и "объект", где под "субъектом" понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру - "объекту".

Факторы, обусловившие развитие проблем коммуникации в ХХ веке:

1. Социально-экономический фактор.

2. Научно-технический прогресс.

Черты философии ХХ века:

1. Дальнейшее развитие семиотики и герменевтики.

2. Большое внимание уделено человеческой коммуникации.

 

Ф. Шлейермахер (1768—1834), видный представитель немецкого романтизма, более последовательно рассматривал проблему обще­ния. Для него общение между людьми — это в первую очередь обще­ние между индивидами, равными сторонами. Ф. Шлейермахер заложил философско-методологические основыГерменевтики, которая в XX в. обретает статус самостоятельного направления современной философской мысли. Он рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности».В герменевтике разрабатываются категории, принципиально важные для теории коммуникации. Среди них особый статус приобретают категории "понимание" и "интерпретация".Суть его состо­ит в том, что для понимания целого необходимо понять его отдель­ные части, но для понимания отдельных частей уже необходимоиметь представление о смысле целого. Проблемы изучения и истолкования текстов вызвали философский интерес к вопросу о "понимании". Понимание -- уразумение смысла или значения чего-либо. Интерпретация понимается как истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания; в математической логике, логической семантике, философии науки интерпретация - установление значений выражений формального языка.

 

Философская традиция изучения коммуникации в XX в. еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики; кроме того, большое внимание проблеме человеческой коммуника­ции было уделено в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.

 

Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами.Офор­мление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Его основными представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и НА. Бердяев.Прежде всего экзистенциализм — это философия бытия.

Предмет и цель философских исследований экзистенциализма - внутренний мир личности, изолированной от общества.По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности. Термином "экзистенциализм" обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания - внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще.

Несколько отлична от позиции большинства экзистенциалистов точка зрения К. Ясперса. Мир Ясперса, «это всегда — мир коммуникации». Он выступает сторонни­ком «живой, повседневной, непрекращающейся коммуникации людей, решающих с помощью дискуссий, споров, столкновения точек зрения и позиций научные, политические и социальные про­блемы; только путем свободной дискуссии, развернутого и широко­го столкновения мнений могут решаться важнейшие вопросы в об­ществе».Коммуникация, по Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.

 

Персонализм - теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации, - дает сходные оценки состояния человеческой коммуникации. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф. Шлейермахер в «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим». Основным манифестантом персо­нализма в XXв. стал французский философ Э. Мунье, автор многочисленных работ, среди которых «Персоналист-ская и коммунитарная революция», «Введение в экзистенци­ализм», «Персонализм». Коммуникация в философии персонализма — общение, основы­вающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится проти­вовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюд­ных обязательств — абстрактно и безлично. В результате возника­ют мнимые коллективы «массового общества» — корпорации,.груп­пы давления, бюрократизированные институты. Коммуникация же — взаимозависимость, противоположная договору, основывает­ся на интимных контактах и осознанной духовной общности.

 

Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различных школ, сопряжен с понятием «дискурс». В немецкоязыч­ном словоупотреблении «дискурс» — подчиненное понятие по от­ношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с по­мощью аргументов. У Ю. Хабермаса и К.О. Апеля дискурс — форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным обра­зом содержащие притязания на общезначимость.

 

Диалогическая философия (философия диалога, диалогизм) - совокупное обозначение философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога, - получила широкое распространение в XX в. Диалогическое отношение, или отношение Я - Ты, мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире. Я — Ты-отношения в структуре человеческого отношения к миру подчеркивали уже многие мыслители XIXв. (например, Л. Фейербах), в качестве отосительно самостоятельного интеллек­туального течения диалогическая философия сложилась в 1920-е гг.Пожалуй, наиболее обстоятельно «диалогический принцип» был разработан М. Буберрмв работе «Я и Ты»

 

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1822 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)