АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Формы речевой коммуникации

Прочитайте:
  1. I. Формы организации процесса обучения и их классификация
  2. I. Экстемпоральные лекарственные формы.
  3. II этап. Диагностика нозологической формы.
  4. II. Наследственные формы патологии
  5. II. Фокальные (парциальные) формы эпилепсии
  6. III. Формы выпуска.
  7. L-формы
  8. L-формы бактерий, их медицинское значение
  9. V. ФОРМЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ЭРИТРОЦИТОВ.
  10. XVII. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ПАТО ЛОГИИ СИСТЕМЫ ЭРИТРОЦИТОВ

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и

монологическую речь.

Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности. К основным языковым особенностям диалога относят наличие повторов в реагирующих репликах, синтаксическую неполноту реплик, экспрессивность, обилие вопросительных и побудительных предложений. Выделяют следующие типы диалога:

- информативный диалог;

- прескриптивный диалог (содержит просьбу, приказ,обещание или отказ выполнить предлагаемоедействие);

- диалог – обмен мнениями (это обычноспор или дискуссия);

- диалогс целью установленияили регулирования межличностных отношений;

- праздноречивый диалог (это может бытьэмоциональное общение или интеллектуальныйразговор). Нормальный диалог предполагаетсоблюдение некоторых принципов, так называемыхкоммуникативных максимП. Грайса:

• Максима кооперации предполагает готовностьпартнеровк сотрудничеству;

• Максима количества. Каждый должен вноситьв разговор достаточно, но не слишком многоинформации;

• Максима качества предписывает правдивостьвысказываний;

• Максима релевантности. Согласно ей, репликидолжны быть уместныи отвечать текущему контексту диалога;

• Максима способа коммуникации требуетизбегать неясности, двусмысленности.

Максимы Грайса — не единственные правила, по которым стро­ится диалог. Так, известный автор учебника «Теория риторики» Ю.В. Рождественский приводит следующие законы, которым подчиняются диалоги:

- закон времени— бесконечное продолжение диалога в од­ном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

- закон аудитории— бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную цен­ность речи (и наоборот);

- закон компетентности аудитории — бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную цен­ность речи (и наоборот);

- закон уместности— организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к пред­мету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.

На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседникуи др. Вследствие того что партнеры по диалогу принадлежат к определенной социальной группе, играют определенные роли, возникают специфические типы диалога — врачебные, театральные и академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т.д. Общение между группами может быть затруднено языковыми и коммуникативными барьерами. Возможности взаимопонимания; раничиваются также социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и действии, «социальной символизацией», сигнализирующей о принадлежности человека к определенной группе. С этим связано решеие ряда практических проблем — проблем эмиграции, специфи­ческих трудностей межкультурного взаимодействия в многонациональных государствах и пр.

Монолог – форма речи, рассчитанная на пассивноеи опосредованное восприятиеи практически несвязаннаяс речью собеседника нив содержательном,нив структурном отношении. Для монологахарактерны большая протяженность реплик,композиционная сложность, смысловая завершенность, большая степень традиционности привыборе языковых средств.

В качестве признаков монологической речи выделяют относи­тельно большую протяженность реплик; композиционную слож­ность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.

Классифицировать монологи можно по цели высказывания

монолог убеждающей окраски — примитивная формаораторской речи;

монолог лирический — речевая форма изъявления пере­живаний и эмоций;

монолог драматический — сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом мимики, жестов пластических движений и т.п.;

монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.

Возможна классификация монологов по другим основаниям

по времени подготовки

по содержанию сообщения

по форме сообщения и по самостоятельности еепорождения

по установке на воспроизведение

Обязательной чертой любого связного монологического зывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепления и построенные по типу повтора.

Зацепление - такая форма связи, при которой какой-либо одного предложения указывает на элемент другого предложения.

Существуют следующие типы зацепления: грамматические зацепления (отсылочные слова, вводные) и лексические зацепления; анафора (отсылка к ранее сказанному - иначе, итак) и катафора (обращение к последующим элементам текс­та: обеспечивается числительными (во-первых, во-вторых), вопроси­тельными словами.

Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семанти­ческими. В классической риторике выделяют такие типы повто­ров, как многосоюзие, бессоюзие, традукция (повтор слова в раз­ных главных формах), хиазм (я в мире и мир во мне— обращенный параллелизм), параллелизм, градация (расположение по степени убывание — возрастание).

Композиционнаясложность монолога обычно характеризуется методомизложения материала. Выделяют следующие методы:

• Индуктивный – от частногок общему;

• Дедуктивный – от общегок частному;

• Метод аналогии – сопоставление различныхявлений, событий, фактов;

• Концентрический метод – расположениематериала вокруг главной проблемы;

• Ступенчатый – последовательное изложениеодного вопроса за другим;

• Исторический – изложение материалавхронологической последовательности.

К разновидностям речевой коммуникации относяттакже спор, полемику, дискуссию.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1101 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)