ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ЗАРИСОВКА
Фотография в патологической анатомии имеет очень большое значение, не меньшее, чем зарисовка. Эти технические приемы не исключают, а дополняют друг друга при всяких морфологических исследованиях. Они не всегда могут и заменять друг друга. Так, например, при неправильном положении внутренних органов, особенно кишок, зарисовка не может быть заменена фотографией.
Нередко схематический рисунок дает значительно больше, чем фотографирование со всеми деталями и иод робностями, вуалирующими основную идею, ради кото рой производится снимок.
Хотя в рисунок и вносится субъективизм, но исполнитель может подчеркнуть и выделить основное, наиболее важное, как и художник вообще.
Самое талантливое описание любого патологического процесса не может дать исчерпывающего о нем представления без иллюстраций — рисунка и фотографии. Поэтому каждый прозектор должен уметь рисовать и фотографировать.
• Однако исполнение рисунка требует большого умения, знания и опыта, что приобретается только упражнениями, трудом. Фотографирование же значительно проще, легче выполнимо и более доступно. Для этого нужно только усвоить некоторые правила и сведения, прилагаемые к фотоаппаратам.
Главные плоскости изображения: 1) плоскость вертикальная, параллельная матовому стеклу, дающая наибольшую резкость, 2) плоскость вертикальная, перпендикулярная к матовому стеклу, и 3) плоскость горизонтальная, перпендикулярная к матовому стеклу, дающая глубину снимка.
При фотографировании вторая плоскость (сагиттальная), как и третья (горизонтальная), должна проходить через интересующие места объекта и середину матового стекла, для чего полезно провести карандашом две перпендикулярные линии (оси) по середине матового стекла.. Расстояние от аппарата до объекта. При приближении к объекту изображение на матовом стекле увеличивается, но увеличивается и угол расхождения лучей, идущих от крайних точек объекта к главному фокусу, что вызывает искажение изображения.
Чтобы избежать искажения, не следует аппарат приближать к объекту ближе, чем на расстояние, в 2Va раза превышающее наибольшую величину объекта; если длина объекта 100 см, то расстояние от аппарата до обьекта должно быть не меньше 250 см. Если длина объекта 50 см, то аппарат должен быть установлен не ближе 125 см к объекту, и т. д.
Это отношение расстояния от аппарата до объекта к величине объекта называется проекционным и н-
д е к с о м. Уменьшать проекционный индекс не рекомендуется во избежание искажений.
Величина изображения и фокусное расстояние. При определенном расстоянии от аппарата до объекта величина изображения зависит от фокусного расстояния объектива аппарата.
Короткофокусные объективы при фотографировании крупным планом дают искажения: если фотографируют лицо, то увеличивают наклон лба, выступание носа, покатость подбородка и пр.
При длиннофокусном объективе крупное изображение менее искажается и даже может быть получено без искажения.
Между величиной объекта (L), величиной изображения (В), фокусным расстоянием (F) и расстоянием от аппарата до объекта (D) устанавливается связь, выражаемая отношением:
_В F_
L ~ D
Зная три величины, можно определить по этой формуле четвертую.
Короткофокусные объективы (28 см) устанавливаются в камерах малых размеров (9X12), длиннофокусные (54 см) —в камерах больших размеров (18x24).
Установка аппарата и наводка на фокус. Аппарат должен быть установлен на такой высоте от пола, чтобы оптическая ось (центр объектива и место пересечения центральных осей на матовом стекле) лежала в одной горизонтальной плоскости с серединой объекта. Матовое стекло должно быть установлено вертикально, а горизонтальная ось — в горизонтальной плоскости. Для этой цели хорошие аппараты снабжаются уровнем.
Фокус устанавливают так, чтобы главные части объекта наиболее ясно проецировались на матовом стекле.
При установке аппарата оптической осью в горизонтальной плоскости препараты и трупы приходится фотографировать сбоку, так как они обычно лежат на горизонтальной поверхности (на столе). Это далеко не всегда может дать нужные результаты. Установка же препаратов, а тем более трупов, на вертикальной поверхности весьма затруднительна, хлопотлива, трудно осуществима, а иногда даже и невозможна. Поэтому А. И. Абрикосов
рекомендовал фотографировать сверху, помещая препараты и трупы на горизонтальной плоскости.
Для этого можно приделать к стене кронштейн, удерживающий аппарат в вертикальном положении, матовое стекло его располагается при этом горизонтально, т. е. параллельно поверхности, на которой находятся объекты. При этом для наводки на фокус работающий должен стать на возвышение.
Рис. 52. Подставка для фотографирования сверху.
| Для большего удобства и свободы действия А. И. Абрикосов рекомендует пользоваться переносной деревянной подставкой; косо стоящий упор ее делают в виде лестницы, по которой работающий и поднимается для наводки аппарата на фокус. Такой способ
весьма удобен и позволяет обходиться без помощников, препараты при этом могут помещаться на столе, а трупы— на полу для сохранения проекционного индекса (рис. 52).
Экспозиция, светосила и диафрагмирование. Экспозиция '(выдержка) зависит от силы освещения (времени года, часа дня и 'географической широты местности), чувствительности пластинки, светосилы аппарата, т. е. отношения диаметра объектива к длине фокусного расстояния, и длины растяжения меха. Чем больше светосила, тем меньше может быть экспозиция и меньше освещение. Наиболее удобны аппараты со светосилой от F: 4,5 до F: 6,8.
Для получения равномерной резкости центральных и периферических частей объекта (глубины) применяют диафрагмирование, к которому прибегают лишь при хорошем освещении, так как оно уменьшает освещение пластинки, а стало _быть, влечет удлинение экспозиции.
251.
Освещение. Все части объекта должны быть равномерно освещены, без резких теней и светлых пятен. Это лучше всего достигается двусторонним освещением (источник света и отражатель — простыня и пр.).
При освещении только спереди изображение получается плоским.
Фон лучше брать серый, на него не должна падать тень объекта.
Если для фона нет материи или бумаги серого цвета, можно пользоваться и белой, которую держит помощник, закрывая себя и сообщая материи (простыне) колебательные движения.
Во избежание бликов на препаратах А. И. Абрикосов рекомендует фотографировать препараты через чистую прозрачную воду.
Препараты помещают в стеклянную банку и заливают водой, а над ними устанавливают аппарат в вертикальном положении на описанной подставке.
Проявление. Негативный и позитивный процессы производят по обычным правилам фотографии. Можно рекомендовать следующий хорошо работающий проявитель.
.1. Воды дистиллированной 1000 мл
Метола 5»
Сульфита натрия 100»
Гидрохинона 7 »
Бромистого калия 2,5»
II. Воды дистиллированной 500 мл
Поташа 100 г
Для употребления смешивают 3 части раствора I, 1 часть раствора II и 2 части воды.
При недодержке для смягчения контрастов берут 2 части раствора I и 3 части воды. Для повышения контрастов, наоборот, берут 4 части раствора I и 1 часть воды.
При передержке добавляют по каплям 10% раствор бромистого калия.
При недодержке удлинение времени проявления к успеху не приведет, наоборот, получится вуаль и негатив будет окончательно испорчен.
Вполне понятно, что проявить и усилить можно толь ко то, что получилось на пластинке, то же, чего не полу чилось, т. е. чего нет, ни проявить, ни усилить, очевидно, нельзя...
Наша советская промышленность выпускает различные типы фотоаппаратов, предоставляя потребителю большой выбор.
Наиболее совершенной конструкцией отличаются универсальные пленочные аппараты «ФЭД», «Зоркий», «Киев», «Москва» и др. К каждому фотоаппарату прилагается брошюра с описанием конструктивных особенностей и правил обращения с ним.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 627 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 |
|