АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Инфекционно-аллергические и аутоиммунные заболевания нервной системы
Клиническая картина острого, подострого и хронического рассеянного энцефаломиелита и рассеянного склероза на ранних стадиях болезни весьма полиморфна, с частыми колебаниями тех или иных симптомов. Нередко встречается моносимптомный дебют заболевания — с понижением остроты зрения или с глазодвигательными расстройствами, диплопией, нистагмом, косоглазием, вестибулярными нарушениями, меньероподобными пароксизмами, парестезией, атаксией, расстройством мочеиспускания, нарастающей слабостью в ногах. Наиболее характерно сочетание пирамидных и мозжечковых симптомов, а также зрительных, чувствительных и тазовых расстройств. Выявляется нижний спастический парапарез с выраженными стопными патологическими рефлексами при относительной сохранности двигательных функций. Исчезают брюшные рефлексы, появляются императивные позывы к мочеиспусканию и координаторные нарушения (интенционный тремор, расстройства почерка, пошатывание при ходьбе и др.). Из черепных нервов чаще страдают зрительные (вследствие развития ретробульбарного неврита) в виде снижения остроты зрения, появления центральных скотом, побледнения височных половин дисков зрительных нервов (частичная атрофия) и глазодвигательные нервы (диплопия, нистагм и др.). Нередко отмечаются чувствительные проводниковые нарушения (вибрационной чувствительности и суставно-мышечного чувства), сочетающиеся с гиперпатией в дистальных отделах ног. Возможно постепенное развитие “эйфорической деменции” — сочетания благодушия со снижением интеллекта и памяти. Реже отмечаются апатия и депрессия. При остром рассеянном энцефаломиелите возможно возникновение корковых симптомов (афазии, апраксии, агнозии).
Диагностика острого, подострого и хронического рассеянного энцефаломиелита базируется на следующих клинических признаках: многоочаговость процесса (наличие двух и более клинических очагов поражения ЦНС); сочетание поражения белого и серого вещества головного и спинного мозга (с типичным развитием пирамидных и мозжечковых симптомов); нестойкость клинической картины при наблюдении в различные по длительности временные интервалы с неодинаковой степенью обратимости нарушений разных функциональных систем в периоде восстановления. Диагноз подтверждается магнитной-резонансной томографией головного и спинного мозга, исследованием зрительных и других модальностей вызванных потенциалов головного мозга, исследованием цереброспинальной жидкости (реакция Ланге, свободные легкие цепи иммуноглобулинов), а также определением вируснейтрализующих антител в диагностических титрах в парных сыворотках крови, выявлением ДНК инфекционных агентов в полимеразной цепной реакции, иммунологическими исследованиями, а также наличием клинико-лабораторных признаков активности инфекционного процесса (повышенная СОЭ, лимфоцитоз).
Диагностика рассеянного склероза базируется на выявлении признаков многоочагового процесса (наличие двух и более клинических очагов поражения ЦНС); диссеминация процесса во времени (наличие двух и более атак заболевания); молодом возрасте начала заболевания (20-40 лет); преимущественном поражении белого вещества головного и спинного мозга (с типичным сочетанием пирамидных и мозжечковых симптомов); нестойкости клинической картины при наблюдении в различные по длительности временные интервалы с неодинаковой степенью обратимости нарушений разных функциональных систем в периоде ремиссий; наличии прогредиентности процесса с усилением имеющихся симптомов и возникновением новых очаговых симптомов поражения головного и спинного мозга.
Для подтверждения диагноза и оценки эффективности проведения лечения используют магнитно-резонансную томографию головного и спинного мозга, исследование зрительных и других модальностей вызванных потенциалов головного мозга, исследование цереброспинальной жидкости (реакция Ланге, свободные легкие цепи иммуноглобулинов), иммунологическое обследование. Диагностика синдрома рассеянного энцефаломиелита, связанного с церебральными (или цереброспинальными) васкулитами бактериальной природы, базируется на особенностях их клиники (при ревматизме, туберкулезе и др.), наличии характерных поражений внутренних органов, серологических и иммунологических показателях, специфических для той или иной хронической инфекции (РИФ, РИБТ, НРИФ, ПЦР, реакция Вассермана при сифилисе и т. д.).
Лечение. Первая врачебная помощь заключается в назначении симптоматической терапии (анальгетики, седативные, антиспастические средства) и эвакуации в специализированный неврологический стационар.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь. При остром и подостром рассеянном энцефаломиелите и обострении рассеянного склероза применяют кортикостероиды в режиме пульс-терапии (метилпреднизолон по 500 – 1000 мг в/в капельно в течение 5-7 дней или дексаметазон по 16-32 мг/сут внутривенно или внутримышечно в течение 6—8 дней), при необходимости с последующим переходом на пероральный прием метилпреднизолона с 40-48 мг в сутки по убывающей схеме с длительностью приема не более 1 месяца в сочетании с антацидами и препаратами калия. При нерезко выраженном воспалении или легком обострении часто эффективным бывает назначение 2-3 сеансов плазмофереза или криоплазмосорбции, при необходимости с назначением после каждой процедуры капельного внутривенного введения 500 мг метилпреднизолона или 120 мг преднизолона. При рассеянном энцефаломиелите с точно установленной этиологией болезни назначают этиотропную терапию — соответствующие вакцины, гаммаглобулины, противовирусные и противобактериальные средства. В качестве противовирусной терапии при герпетическом поражении используют ацикловир и его более современные аналоги (валацикловир, фамацикловир, ганцикловир), а также человеческий лейкоцитарный интерферон и интерфероногены (циклоферон, амиксин и др.) в сочетании с десенсибилизирующими средствами (тавегил, димедрол и др.) и иммуностимуляторами (тималин, левомизол, изопринозин, эхинацея и др.). При ревматической, сифилитической, туберкулезной и бруцеллезной природе процесса назначают соответствующее специфическое лечение в сочетании с активной десенсибилизирующей терапией и санацией очагов инфекции. При неустановленной этиологии заболевания воздействуют преимущественно на нарушенные звенья патогенеза – противовоспалительная, противоотечная терапия, коррекция нарушений обмена и эндокринных расстройств, симптоматическая терапию. При рецидиве болезни наиболее часто используют противовоспалительные (метилпреднизолон по 500-1000 мг/сут в течение 5-7 дней или дексаметазон по 16-32 мг/сут внутривенно или внутримышечно в течение 6—8 дней), антиоксидантные (альфа-липоевая кислота по 600 -1200 мг/сут, витамины С, Е, бета-каротин, ацетилцистеин по 600 мг/сут, мексидол 5% - 2 мл по 1 ампуле внутримышечно 3 раза в день, убихинон 15 мг по 2 капсулы 3 раза в день) и десенсибилизирующие средства. Симптоматическая терапия включает средства, снижающие мышечный тонус (баклофен, мидокалм), тормозящие императивные позывы (амитриптилин), снижающие повышенную мышечную утомляемость (амантадин), улучшающие трофику тканей (церебролизин, актовегин, массаж, ЛФК). Больных эвакуируют в ВПНГ или ТГМЗ с переосвидетельствованием через год; в случаях стойкой и полной ремиссии офицеры могут быть признаны ограничено годными к военной службе 1 или 2 степени в военное время при сохранении за ними диспансерного наблюдения.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 857 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|