АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ВВЕДЕНИЕ. Инсульт - быстрое развитие клинических признаков фокального или обще­го нарушения мозговых функций, сохраняющихся 24 часа и больше

Прочитайте:
  1. D. если перед введением антигена провести десенсибилизацию
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. Введение
  5. I. Введение
  6. I. ВВЕДЕНИЕ
  7. I. ВВЕДЕНИЕ.
  8. I. Токсические реакции на введение анестезирующих препаратов
  9. А. Введение
  10. А. Введение

Инсульт - быстрое развитие клинических признаков фокального или обще­го нарушения мозговых функций, сохраняющихся 24 часа и больше, могущих приводить к смерти и не имеющих других причин, кроме нарушения мозгового кровообращения (ВОЗ, 1995 г.).

Результаты отдельных эпидемиологических исследований последних лет, касающиеся частоты встречаемости инсультов у детей, различные. В большин­стве работ приводятся значения 2/100000 - 3/100000 в год (de Veber et al., 2000; Lanthier S. Et al, 2000; Lynch J.K. et al, 2002, Ganesan V. et al, 2004). Согласно обоб­щенным данным Национального центра статистики здоровья США за 1999 г., рас­пространенность этого заболевания в детской популяции достигает 13,5/100000; из них геморрагические инсульты регистрируются с частотой 2,9/100000 в год, ишемические - с частотой 7,8/100000 в год (Kramarow Е. et al, 1999). Около 40% всех случаев инсульта приходится на возраст до года (Kramarow Е. et al, 1999). В перинатальном периоде заболеваемость инсультом составляет 1/4000, что со­ответствует таковой у взрослых на 4-5 десятилетии жизни (Lynch JK, Nelson К., 2001). В данном пособии будут рассмотрены вопросы диагностики и лечения нарушения мозгового кровообращения у детей старше 1 месяца. Актуальность изучения инсультов у детей определяется высокой инвалидизацией и смертно­стью после перенесенного заболевания. Общая смертность от инсультов со­ставляет 0,6/100000. И заболеваемость, и смертность от данного заболевания выше среди мальчиков, чем среди девочек: соотношение между полами состав­ляет примерно 1,5:1 (de Veber et al., 2000; Lanthier S. et al, 2000; Lynch J.K. et al, 2002, Ganesan V. et al, 2004).

Нами изучена распространенность и заболеваемость инсультом на популя­ции Южного административного округа Москвы, численность детского населе­ния в котором составила 216000 человек. По результатам нашего эпидемиоло­гического исследования распространенность церебрального инсульта у детей составляет 6,94:100000 детей, заболеваемость - 2,14:100000 в год (Зыков В.П. и соавт., 2005)

Причины инсультов у детей разнообразны, в отличие от взрослых, у которых основными предрасполагающими к инсульту факторами являются артериаль­ная гипертензия и атеросклероз. Для ишемических инсультов в детском воз­расте характерно сочетание нескольких факторов риска (Lanthier S. et al, 2000; Lynch J.K. et al, 2002).

1. ОСНОВНЫЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АРТЕРИАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. БОЛЕЗНИ СИСТЕМЫ КРОВИ И КОАГУЛОПАТИИ

Факторы риска ишемического инсульта:

· Врожденные нарушения коагуляции

· Гемоглобинопатии

· Тромбоцитоз

· Полицитемия

· Лейкемия

· Диссеминированное внутрисосудистое свертывание

· Протромботические состояния при злокачественных новообразованиях

· Антифосфолипидный синдром.

Общим механизмом развития ишемического инсульта при этих заболевани­ях является гиперкоагуляция и внутрисосудистое тромбообразование. В данной подгруппе этиологических факторов наиболее значимыми по частоте встречае­мости являются врожденные нарушения коагуляции. По данным исследований последних лет, они составляют от 10 до 50% всех возможных причин ишеми­ческих инсультов детского возраста [38,49, 94]. Из других этиологических факторов данной группы следует отметить серповидно-клеточную анемию, являю­щуюся значимой среди представителей негроидной расы: до 38% ишемических инсультов у них связано с этим заболеванием [24]. Наличие мутаций в генах, контролирующих свертывание крови, не является абсолютно фатальным (за ис­ключением гомозиготного носительства), однако заметно повышает риск раз­вития тромботических эпизодов, в том числе и инсульта - в среднем в 3-7 раз. Риск тромбозов возрастает еще больше при сочетании нескольких факторов тромбофилии. Существует теория «двух ударов» [11], согласно которой на пер­вый, предрасполагающий тромбофилический фактор («первый удар») наклады­ваются дополнительные локальные или общие триггеры («второй удар»), что и способствует развитию тромбозов in situ в определенное время и в определен­ном месте сосудистого русла. Было показано, что у молодых курящих женщин с лейденской мутацией риск развития острой ишемии сердца и мозга возрастает более чем в 30 раз, тогда как у некурящих женщин сопоставимого возраста носительство данной мутации не ведет к повышению риска сосудистой катастрофы [114]. По данным исследования, проведенного в институте Неврологии РАМН, также было показано, что носительство нескольких неблагоприятных аллелей в генах тромбофилических факторов усиливает суммарный риск развития того или иного тромботического эпизода в молодом возрасте [8-10].

На рисунке 1 приведены данные нейровизуализации больного врожденной тромбофилией, явившейся причиной ишемического инсульта.

Мы изучали роль врожденной тромбофилии в развитии ишемического инсуль­та у детей. Основную группу составили больные 5 месяцев -15 лет, перенесшие ИИ; п=20 (13 мальчиков). Контрольная группа: дети 2-15 лет без тромботических собы­тий в анамнезе; п=20 (11 мальчиков). У всех пациентов основной группы анализиро­вали анамнез, результаты неврологического осмотра, данные нейровизуализации и эхокардиографии; всем больным были выполнены генетические исследования с определением 11 полиморфизмов генов, ассоциированных с тромбозом, и у 9 больных определен уровень гомоцистеина в крови. В контрольной группе прово­дилось только генетическое исследование. Больные с дебютом ИИ в возрасте до

1,5 лет, составили 40% пациентов. Повторные инсульты регистрировались у 5 (25%) больных. У трех пациентов (15%) при проведении нейровизуализации выявлены клинически «немые» очаги. При генетическом тестировании тот или иной полимор­физм врожденной тромбофилии регистрировался у каждого пациента. В основной группе единичная мутация определялась у 2 больных, 2 и больше мутации - у 18 человек. Чаще всего встречались полиморфизмы генов фибриногена (п=7), ин­гибитора активатора плазминогена (п=10), метилентетрагидрофолатредуктазы (МТГФР) (п=10), метионинсинтазы редуктазы (МТРР) (п=11) и интегрина альфа-2 (п=10). В контрольной группе встречаемость полиморфизмов ВТ значимо не отли­чалась от таковой в основной группе. Отличия касались мутации Лейдена и двой­ной гомозиготной мутации МТГФР и МТРР, которых не было в контроле. Все боль­ные с повторными или «немыми» ишемическими инсультами - носители гетеро/ гомозиготных полиморфизмов МТГФР и/или МСР, у 1 пациента - гетерозиготная мутация Лейдена. Уровень гомоцистеина определен у 9 больных. Из них у 6 чело­век - гипергомоцистеинемия. Все пациенты с гипергомоцистеинемией - носители гетеро/гомозиготных полиморфизмов МТГФР и/или МТРР. По данным нейровизуа­лизации, в 14 (70%) случаях регистрировались инсульты, связанные с окклюзией мелких сосудов. У всех пациентов с окклюзией мелких сосудов выявлены множе­ственные полиморфизмы врожденной тромбофилии. При анализе анамнеза отме­чено, что в 25% случаев развитие ИИ совпало с респираторным заболеванием, в 25% - с тривиальной травмой головы; у 15% больных причина ишемического ин­сульта - кардиоэмболия; у 25% больных инсульт криптогенный.Таким образом, для развития ишемического инсульта у детей наиболее значимы полиморфизмы генов, влияющих на обмен гомоцистеина. Для инсультов, ассоциированных с врожден­ной тромбофилией, характерны поражение мелких сосудов мозга, повторяемость и развитие клинически «немых» очагов. Клиническое проявление врожденной тромбофилии часто связано с наличием дополнительных факторов, влияющих на реологические свойства крови (травма, инфекция) (Зыков В.П., Комарова И.Б. с со­авторами, The 6th World Stroke Congress, Vienna, September 24-27,2008).


Больной И.,11 лет; 1 год после ишемического инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии. Врожденная тромбофилия: мутация фактора V (Лейдена).

МРТ, Т2-режим.

А. Вентрикулодилатация, глиозная транс­формация вещества мозга, киста на месте инфаркта.

Б. Асимптоматическая киста в глубинных от­делах правой височной доли.

Протромботические полиморфизмы:

фактора V Лейдена (гетерозигота), ингибито­ра активатора плазминогена (гетерозигота), ин- тегрина Alfa-2 (гетерозигота), гликопротеина 1(3 (гетерозигота).

The АРС - resistency: 0,56 (N 0,8 -1,2).

Факторы риска геморрагического инсульта:

· Аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура

· Гемофилии

· Врожденная афибриногенемия

· Дефицит витамина К

· Диссеминированное внутрисосудистое свертывание.

Общим механизмом развития геморрагического инсульта при этих заболе­ваниях является гипокоагуляция. Болезни системы крови являются факторами риска геморрагического инсульта примерно в 10% случаев [94].

1.2. БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Врожденные заболевания:

· Дефект межжелудочковой перегородки

· Дефект межпредсердной перегооодки

· Незаращение Боталова протока

· Стеноз устья аорты

· Митральный стеноз

· Коарктация аорты

· Рабдомиома сердца

· Сложные врожденные пороки сердца.

Приобретенные заболевания:

· Ревматизм

· Протезированные клапаны сердца

· Эндокардит Либмана-Сакса

· Бактериальный эндокардит

· Кардиомиопатия

· Миокардит

· Миксома предсердия

· Нарушения ритма сердца.

Болезни сердца являются одним из наиболее значимых факторов риска и со­ставляют примерно 20% ишемических инсультов детского возраста [94].

1.3. СТРУКТУРНЫЕ АНОМАЛИИ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА

· Артериальная фибромускурярная дисплазия

· Агенезия или недоразвитие внутренних сонных или вертебральных артерий

· Артериовенозная мальформация

· Синдром Штурге-Вебера

· Интракраниальная аневризма

· Врожденная геморрагическая телеангиоэктазия.

Данная группа факторов риска является основной для геморрагических ин­сультов. По данным большинства исследований, структурные аномалии явля­ются причиной внутричерепных кровоизлияний в 60-70% случаев [94].

1.4. ВАСКУЛОПАТИИ

· Синдром Элерса-Данло

· Гипергомоцистеинемия

· Болезнь Моя-моя

· Болезнь Фабри

· Спонтанная артериальная диссекция

· Васкулопатия после воздействия радиации.

Перечисленные заболевания являются факторами риска ишемического ин­сульта. Основными патогенетическими механизмами является стеноз сосудов, расслоение стенки сосудов вследствие недостаточности соединительной ткани (той или иной этиологии) и склонность к тромбообразованию [94].

Болезнь/синдром Моя-моя относительно редкое заболевание (0,086 на 100ООО детей в США), характеризующееся прогрессирующим стенозом интракраниаль­ной части внутренней сонной артерии или (реже) проксимальной части передних мозговых артерий, задних мозговых артерий и основной артерии - 1 критерий. Стеноз крупной артерии мозга приводит к интенсивному развитию коллатералей - 2 критерий, что отражается на ангиографической картине («облако дыма»). 3 критерий заболевания - двусторонний характер поражения сосудов. При не­соблюдении любого из критериев диагноз болезни/синдрома Моя-моя является возможным, но не абсолютным [132]. Термин «синдром Моя-моя» употребляется при выявлении факторов риска, объясняющих имеющуюся церебральную васку- лопатию (см. табл. 1); термин «болезнь Моя-моя» используется при отсутствии яв­ных факторов риска (идиопатический вариант болезни).

Факторы риска синдрома Моя-моя Таблица 1.
Нейрофиброматоз 1 типа
Принадлежность к азиатской расе
Воздействие радиацией на область головы  
- при гипоталамически оптической глиоме  
- при краниофаримгеоме  
- при медулооластоме  
- при остром лейкозе, интратекальной химиотерапии  
Синдром Дауна
Врожденные пороки сердца, оперированные
Стеноз почечной артерии
Гемоглобинопатии
Гигантская цервикофациальнан гемангиома
Шунтированная гидроцефалия
Идиопатическая внутричерепная гипертензия
Гипертиреоидизм

 

Церебральная артериальная диссекция ранее считалась редкой в детском возрасте. Результаты исследовании последних лет опровергают это положение [63]. У некоторых больных со спонтанной артериальной диссекцией имеется заболевание соединительной ткани, обусловливающее несостоятельность со­судистой стенки. Обычно это синдром Марфана, синдром Элерса-Данло, фибро­мышечная дисплазия, синдром Моя-моя [63]. Однако в большинстве случаев явная соединительнотканная патология не обнаруживается. Тем не менее, есть основание считать, что спонтанная диссекция чаще встречается у лиц с коли­чественным или качественным дефектом коллагена [34). По данным Brandt Т. Et al. (1998 r.)f при электронной микроскопии кожи пациентов со спонтанной ЦАД в 68% случаев обнаруживаются ультраструктурные изменения, подобные тако­вым у больных синдромом Элерса-Данло II или III типов [34].

Подозрение на артериальную диссекцию должно возникать при обнаруже­нии на МРТ усиленного сигнала от стенки сосуда (рис. 2А). На МР-ангиографии в месте расслоения сосуда выявляется дилатация артерии с последующим суже­нием за счет уменьшения прохождения крови, см. рис. ЗБ. Дополнительным к ангиографии методом диагностики артериальной диссекции является дуплекс­ное сканирование.

Одной из важных причин, приводящих к диссекции сосудов, является гипергомоцистеинемия. Тяжелая гипергомоцистеинемия (классическая го- моцистинурия) - редкое аутосомно-рецессивное заболевание, обуслов­ленное гомозиготной мутацией гена цистатионинсинтетазы. Гетерозиготное носительство мутации в данном гене сопровождается умеренной гипергомо- цистеинемией и встречается у 0,3-1,4% популяции [11]. Наиболее же частой генетической основой гипергомоцистеинемии является дефицит фермента 5,10-метилентетрагидрофолатредуктазы, обусловленный небольшим числом мутаций (полиморфизмов) в соответствующем гене. Самая частая мутация - за­мена С677Т - приводит к синтезу термолабильной изоформы фермента. В гомо­зиготном варианте это сопровождается 50% снижением активности МТГФР. Ука­занный вариант гипергомоцистеинемии встречается у 5-20% лиц белой расы |39, 112]. Патологическое действие избытка гомоцистеина реализуется через повреждение эндотелия и стимуляцию протромботических реакций. Поэтому гипергомоцистеинемию можно классифицировать как в рубрике васкулопатий, так и в рубрике тромбофилий.



Рисунок 2Б. Признак диссекции на ангиограмме: «дилатация - сужение».

Рисунок 2А. Признак диссекции на МРТ: знак «полумесяца» на аксиальном срезе.

 



 

Из рекомендаций Writing Group of the American Heart Association Stroke Council and the Council on Cardiovascular Disease in the Young (2008 г.): «рекомен­дуется измерение уровня гомоцистеина у всех больных артериальным ишеми­ческим инсультом и церебральным венозным тромбозом (Класс На, Уровень до­казательств В).».

На рисунке 3 представлены данные нейровизуализации больного, перенес­шего клинический ишемический инсульт, а также «немые» инсульты. Ведущая причина церебральной сосудистой патологии - гипергомоцистеинемия вслед­ствие гомозиготных мутаций в генах МТГФР и МТРР; уровень гомоцистеина у па­циента 32,8 мкмоль/л (норма для данного возраста до 7 мкмоль/л [20]).

Рисунок ЗА.

больной О., 15 лет. В остром периоде ин­сульта: сильная правосторонняя головная боль, сонливость в течение 1 дня; левосто­ронний гемипарез, левосторонняя гемиги- пестезия, дизартрия в течение 1 недели с последующим полным восстановлением не­врологического дефицита.

MPT, Т2 режим.

Справа: зона инфаркта в таламусе.

Слева: симметричное изменение ткани мозга, симптоматика отсутствует («немой» инсульт).

Рисунок 3 Б. МР-ангиограмма. Множественые участки сужения церебральных сосудов.

 

1.5. ВАСКУЛИТЫ

· Менингит

· Энцефалит

· Постветряночный васкулит

· Системные инфекции

· Системная красная волчанка

· Грануломатозный ангиит

· Болезнь Такаясу

· Ревматоидный артрит

· Дерматомиозит

· Гемолитико-уремический синдром

· Наркомания (кокаин, амфетамин, марихуана).


Как видно, васкулиты могут быть инфекционными и неинфекционными. И в том, и в другом случае имеется поражение сосудистой стенки (воспаление, повреждение и нарушение функции эндотелия), что может приводить к тромбообразованию, являющемуся одним из механизмов развития ишемического инсульта. Иногда за счет выраженного повреждения сосудистой стенки мо­жет иметь место геморрагическая трансформация ишемического инсульта. Кроме того, при тяжелых заболеваниях, помимо васкулита, возможны гемор­рагические осложнения вследствие коагулопатии потребления.

В последние годы большое внимание исследователей привлекает проблема взаимосвязи ветряной оспы и ишемического инсульта в детском возрасте [125]. По данным Askalan et al. (2001 г.), при неустановленной этиологии инсульта не­задолго до сосудистой катастрофы дети переболевали ветрянкой в 3 раза чаще, чем в популяции. Вероятность развития инсульта, ассоциированного с ветря­ной оспой, очень высокая в первые 4 месяца после перенесенного заболевания и значимая в течение 1 года [125].

1.6. ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ

· Артериальная гипертензия

· Гиповолемия и артериальная гипотензия

· Гипернатриемия

· Диабет (см. рис. 4)

· Метаболические заболевания.

Метаболические заболевания, проявляющиеся инсультами и инсультоподобными эпизодами:

· Болезнь Фабри

· Гомоцистеинурия

· Органические аминоацидурии (метилмалоновая, пропионовая, изо- валериановая, глутаровая 1 и 2 типов)

· Дефицит транскарбамилазы

· MELAS-синдром

· Вазоспастические состояния

· Мигрень

· Вазоспазм при субарахноидальном кровоизлиянии

· Травма

· Посттравматическая артериальная диссекция («карандашная» травма)

· Повреждение сосудов при травмах шеи

· Опухоли мозга.

По результатам зарубежных авторов в Европе и Америке около 20% ишеми­ческих инсультов у детей остаются этиологически неясными [37,94]. По нашим данным, в России причина заболевания остается неуточненной в 60% случаев, что, вероятно, связано с отсутствием единых диагностических стандартов при ишемическом инсульте в педиатрии. При дообследовании пациентов в восста­новительном периоде заболевания возможно повысить выявляемость этиоло­гических факторов до 60-61%.

Низкий уровень распознавания этиологии детского церебрального инсульта препятствует проведению целенаправленной вторичной профилактики и уве­личивает риск развития повторного инсульта у пациентов. Поэтому скорейшее выявление этиологии заболевании у каждого пациента является приоритетной и наиболее важной задачей диагностического поиска.

Рисунок 4

Больная Л., 1 год 7 месяцев: ишемический инсульт, диабет, кома. 1 день заболевания: внезапная вялость, сонливость. 2 день заболевания: одышка 40 - 441 мин., сопор, затем кома; уровень глюкозы 32,6 ммоль/л; метаболический ацидоз (pH 6,95, BE (-)29,5). Диагностирован сахарный диабет 1 типа, кетоацидотическая кома III степени. ИВЛ 8 суток. При выходе из комы - левосторонний гемипарез.

 

  Рисунок 4 Б. МРТ головного мозга, Т2 режим; че­рез 1,5 месяца ишемического инсульта: справа в проекции колена и заднего бедра внутренней капсулы очаг 9x5 мм неравномерно повышенного сигнала.

 

 

Рисунок 4 A.

КТ головного мозга, 8 сутки комы: симметричные

очаги пониженной плотности вещества мозга

в задних медиобазальных отделах лобных долей.

 


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 853 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.015 сек.)