АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Последствия эмоциональной депривации в раннем детском возрасте. Госпитализм и неогоспитализм
Психическая депривация – состояние при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и продолжительное время. Выделяют: эмоциональную (ласка, понимание), сенсорную, социальную (безнадзорность, бродяжничество).
Последствия материнской депривации: нарушение формирования личности (недостаточность равития высших эмоций, сочувствия, соучастия, осознание вины, стыда, снижение работоспособности, отсутствие соц-этических норм в поведении., психического и эмоционального развития, психические расстройства.
Ранняя материнская депривация до 3х лет, последствия не восполнимы – ограничение способности к общению, агрессивность, жестокость, импульсивность. Теория привязанности Джона Боулби: любое отношение к миру и к себе изначльно опосредовано отношениями между 2мя людьми, которые в дальнейшем определяют весь душевный склад личности..мать – первичный объект привязанности, важна уверенность и защита, тогда ребёнок будет способен наладить взаимоотношения с другими людьми. Связывают преступные наклонности с неудовлетворёнными потребностями в базисной привязанности.
Психические расстройства: *депрессивные состояния: анаклитическая депрессия-вялость, бедность мимики, снижение массытела, нечувствительность к раздражителям, нарушение сна. – 6-11 месвозвращение матери в первые 3 мес приводит к редукции симптоматики, синдром госпитализма – снижение двигат активн, потеря веса, склонность к распираторным инфекциям, выраженная задержка и регресс психического развития, при сильной привязанности эти симптом резковыраженны, соматическая депрессия- психосоматические расстройства, дети спокойны, послушны, молчаливы, не требуют внимания и зрительного контакта, заторможены, регресс психомоторного развития, вегетативная депрессия – плаксивость, вегет растр- сон, питание, нет прибавки массы тела, повышенная потребность в контакте со взрослыми, вплоть до задержки в формировании новых навыков и утраты интереса ко всему, регрессивно-аппатическая депрессия – нет психосоматики, усиление регрессивной психосоматики, бузучастность, отречённость, нет роста,, аутоагрессивные тенденции – ходьба на ципочках, манежный бег, остановка в развитии, страхи, аутистические состояния, неровное отношение к воспитателям,далее психосоматика и патологически привычные действия (сосание, грызение ногтей, врчение волос, мастурбация, раскачивания головой и туловищем.)
НЕОГОСПИТАЛИЗМ Эмми Пиклер (1902—1984) — венгерский врач-психолог, создавшая в 1946 г. Государственный Методологический ИнститутДомов ребенка — «Лоци», где была разработана комплексная система всестороннего воспитания детей раннего возраста.Наблюдавшийся в начале ХХ века в детских больницах и домах ребенка синдром госпитализации, выражавшийся в грусти,бледности, бездеятельности, длительных покачиваниях в большинстве случаев приводил к смертельному исходу. Сейчас, как правило,в большинстве учреждений дети остаются в живых, хотя их смертность еще и сегодня выше, чем средняя смертность этого возраста.
Теперь в Венгрии в этих институтах почти не видно таких детей, которые весь день проводят в стереотипных движениях. Убольшей их части вообще благодушное выражение лица, играют с находящимися в их руках игрушками, двигаются, мирно уживаютсяна узком месте, радуются приближению взрослых, хорошо себя чувствуют у них на руках. К трехлетнему возрасту они научаютсяболее или менее самостоятельно одеваться, есть, быть опрятными и говорить. В основном они похожи на детей своего возраста,
воспитываемых в домашних условиях. Правда, эти дети несколько отстают почти во всех областях развития психомоторики,существенно чаще болеют, чем воспитывающиеся в семье дети, и чаще детей, которые ходят в ясли. У них меньше сопротивляемостьорганизма, живут они более изолированно, в защищенном от инфекции окружении. Но между всеми этими детьми уже большогоконтраста нет.
Но у детей, находящихся во многих наших сильных учреждениях, почти полностью отсутствуют волевые проявления,
инициативная готовность, хотя на первый взгляд они производят хорошее впечатление и в основном общее состояние их хорошее.Обычно эти дети так играют, как им говорят или показывают взрослые; так, как им предписывается. Постоянно можно видеть целыегруппы двухлетних детей, которые точно такими же движениями, точно такими же кубиками строят так, как им показывали. Если им вруки дают веревку, к которой привязана игрушка, и предлагают тянуть, они тянут игрушку. Если игрушка опрокидывается, начинаютхныкать до тех пор, пока взрослые ее не поправят, а потом тянут дальше. Если детей попросят построиться—они строятся, если ихпопросят сесть — садятся и, как правило, остаются сидеть. Направляющей работе взрослого они не мешают своими индивидуальными проявлениями, инициативой. Вообще никогда нетрогают то, что запрещено трогать, хотя открытые полки имеются в общих комнатах наших учреждений, до них легко дотянуться, ноони не пытаются этого сделать. За взрослыми на улицах следуют парами, не разбегаются, не задерживаются, активно не интересуются тем, что творится
вокруг них. Таким образом, небольшое количество взрослых может прогуливать много детей.
Ребенок — пассивная кукла в руках взрослого, действует только по определенному указанию, собственной инициативы унего нет. Даже умеющий хорошо сидеть ребенок дает себя кормить лежа, пассивно, с опущенными руками, до тех пор, пока взрослыйне посадит его на стул к столу, в руки не даст ложку и не предложит есть самостоятельно.
Детей можно одеть во что угодно, в одежду любого цвета и формы. Им это безразлично: нет никакого дела ни до цвета, ни доформы (хотя по указанию взрослого они умеют выбирать цвета). Дети постарше, если им точно не говорят, что надо делать, часто беспомощно бродят, слоняются, ждут указания взрослого.
Создается такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в совершенном тумане, для них мир — загадочное явление, в которомони и не пытаются разобраться. У них нет индивидуального отношения ни к жизненному распорядку, ни к окружающему предметномумиру, да и к собственному телу едва проявляют интерес. Их можно поднять, опустить хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать,в манеж или куда угодно — они пассивны. При этом они очень охотно репродуцируют, легко могут научиться выполнятьопределенные задачи по инструкции.
Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы, не напоминают волевых действий детей,растущих в семье. В качестве примера упомяну 10—14-месячных 8 детей. Мы наблюдали их именно тогда, когда им давалинелюбимую пищу. Сначала они с радостью принялись за еду, затем все меньше открывали рты, долго держали пищу во рту передглотанием. Как бы ни плоха была пища, но по приказанию взрослого снова вовремя открывали рты, а когда уже еда вконец опротивела,тихо, с болью начинали хныкать. Да и тогда еще ослабляли мышцы рта настолько, что ложка без усилий могла быть всунута.Единственный десятимесячный ребенок вел себя по-другому. Сразу вначале кормления плотно сжал рот, отвернул голову и, когдаснова предложили ему пишу, оттолкнул руку вместе с ложкой. Этот ребенок только два дня тому назад попал в институт из-занеожиданного заболевания его матери.
Некоторые дети постарше, когда по какой-нибудь причине у них возникает внутренний тяжелый конфликт и, находясь всостоянии аффекта, они не способны выполнить приказа взрослого, тогда без звука, без слова, лицом вниз, словно обнимая пол, падаютна землю. Этот вид сопротивления мы наблюдали только у институтских детей. Да и воспитываемый в семье ребенок иногда созлостью падает на пол, но свой протест он всегда хочет донести до взрослого: орет, буйствует, брыкается, «разыгрывает спектакль». Дети, наблюдаемые нами, ведут себя не так: прижимаются, как попавшая в опасность букашка, почти приклеиваются к полу.
Дети без родителей характеризуются не только отсутствием волевых проявлений, но и безличностным отношением ковзрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в рукуигрушку. В институтах, где воспитатели одинаково милы к младенцам и маленьким детям, видно, что дети радуются, даже улыбаются,когда их поднимают, но в глаза, в лицо взрослому не смотрят. Они не потому рады, что попали в руки любимой воспитательнице (онидаже и не смотрят, кто их поднял), а потому, что хотели попасть в тепло обнимающих рук. Поведение психически здорового ребенка, живущего в заботе любящей матери, совершенно противоположновышесказанному. Здорового, хорошо развитого младенца и маленького ребенка характеризует почти неисчерпаемая инициативность.
Ни минуты не остается спокойным на пеленальном столике: ерзает, крутится, пытается что-то сделать. Во время переодеваниянаслаждается своей оголенностью, знакомится со своим телом, все хватает, что попадает под руки. Глядишь — он уж на краю стола исмотрит, что там внизу. В соответствии со степенью своего развития все пробует на вкус, бросает, постоянно экспериментирует. Ниминуты нельзя оставить без присмотра. Во втором полугодии проявляет инициативу к игре. В мгновение ока выскальзываетвыкатывается или выползает из закутывающей пеленки, при этом смеясь матери.
Психически здоровый младенец и маленький ребенок требует своего порядка, даже темпа одевания, купания. Плачет протестует, если этого не соблюдают. Постоянно следит за выражением материнского лица, резонирует на него, а если мать ужедействительно становится нетерпеливой, бросает игру и начинает грустить.Мать и ребенок знают друг друга, одному известны привычки другого. Чувствительно реагируют на проявления друг друга,испытывая при этом общие переживания. Одевание, раздевание, купание содержат все больше и больше совместных действий, всебольше требуют удлинения времени совместного пребывания.
Психически здоровый младенец уже очень рано отличает мать от другого взрослого; не разрешает кормить себя, плачет, есличужой берет на руки или, по крайней мере, с интересом на него смотрит.
Неогоспитализм (нео + госпитализм) [Кабанов М.М., 1973]. Состояние психологической отгороженности от внешнего мира, связанное со сложившимися после выписки из больницы неблагоприятными условиями (семейными, материальными и др.) и усугубляемое искусственной ("оранжерейной", "тепличной") средой обитания в стационаре. Госпитализм. В психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений). ГОСПИТАЛИЗМ (лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие Г. ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р.Спитс в 1945, исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. Спитс относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость инфекциям и т.д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями. В.И. ОвчаренкоГоспитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие "госпитализм" ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма, по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Госпитализм взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.
Депривация – это лишение возможности удовлетворения потребностей.Фрустрация – это психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.
Различают эмоциональную, сенсорную, когнитивную, двигательную, социальную депривацию.
Различают внешние и внутренние условия депривации:
1.Внешние – ситуация крайней изоляции, ребенок находится вне социума (одичавшие дети, волчьи дети, дети жестоких родителей); принудительная сепарация от матери (помещение ребенка в приюты, больницы, санатории, закрытые детские сады); искажение социальной ситуации развития (неполная семья, нежелательный ребенок, психические отклонения у родителей).
2. Внутренние – патологические нарушения у ребенка (наличие сенсорного дефекта - глухота или слепота, двигательные нарушения – ДЦП, интеллектуальные нарушения – олигофрения).
Исследование госпитализма началось в конце Х1Х начале ХХ века в период 1-ой и 2-ой мировой войны. Явление госпитализма было связано с тем, что во время войны оставалось очень много детей сирот, которые помещались в приюты, среди этих детей очень сильно возросла детская смертность. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и особенно психическом развитии: к 3-ем годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность.
Школа Шлосмана – здесь госптиализм рассматривали как тяжелое биологическое состояние ребенка (за ребенком плохо ухаживают и плохо кормят).Фандлер считал, что госпитализм связан с отсутствием матери.
В 30 годы проблему госпитализма изучают в Венской психологической школе, Дюрфе и Вольф обследуют грудных младенцев в приютах с разной степенью ухода и приходят к выводу, что ни одно самое лучшее учреждение не может заменить ребенку мать.
Во время второй мировой воины Спиц и Вольф описали феномен «аналитической депрессии», его симптомами были печаль, замыкание ребенка в себе, потеря аппетита, бессонница, заторможенность. Депривация дольше 6-ти месяцев для младенца необратима. Спитц, а также другие сторонники неофрейдистского направления связывают госпитализм с отсутствием материнского ухода за ребенком.
Несомненная заслуга А.Фрейд, Р.Спитца, М. Риббл в том, что они привлекли внимание ученых и практических работников к общению мленьких детей с близкими взрослыми, показали его великую роль в правильном развитии ребенка и гармоническом формировании его личности.
Первыми достигли успехов в искоренении госпитализма российские педиатры и физиологи, установившие, что главной причиной этого тяжелого состояния является недостаток контактов маленького ребенка-сироты со взрослыми, или «дефицит общения»», по выражению Н.М. Щелованова. Вместе с Н.М. Аскариной Н.М. Щелованов создал в нашей стране научные основы воспитания детей раннего возраста в яслях и домах ребенка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этой работы общение персонала с воспитанниками. Новый подход к ребенку привел к искоренению госпитализма в российских детских учреждениях закрытого типа (Домах ребенка, дошкольных детских домах).
Неогоспитализм – замедление темпов психического развития ребенка при отсутствии эмоционального контакта с матерью.Феномен «неогоспитализма» развивается в силу эмоциональной депривации младенца в том случае, если уход за ним поручается третьим наемным лицам. Ребенок растет вне эмоционального контакта. Неогоспитализм не приводит к гибели ребенка, но у ребенка может быть задержка интеллектуального развития.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 2704 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|