Сверхценные психологические увлечения
Одним из наиболее распространенных видов отклоняющегося поведения считаются сверхценные психологические увлечения.
Увлечением называют повышенный интерес, пристрастное эмоциональное отношение к чему-либо.
Существенными признаками сверхценных психологических увлечений (по В, Д. Менделевичу) считаются:
- глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения;
- пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения;
- утрата чувства контроля над временем, затрачиваемым на увлечение;
игнорирование любой иной деятельности или увлечения.
К числу сверхценных психологических увлечений относятся трудоголизм, гемблинг, фанатизм, сутяжничество и др. Остановимся на них.
Трудоголизм (работоголизм) - это бегство в работу. Для трудоголика работа является самоцелью, а не способом достижения материальных благ, престижа или чего-либо другого, что свойственно работающему человеку в норме. Трудоголик сосредоточен на интересующей его деятельности постоянно, он не в состоянии отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе. Базой для формирования данного вида сверхценного увлечения являются либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, либо аддиктивный уход от реальности в работу.
Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут наблюдаться и на поприще хобби. Например, человек может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, но при этом эмоциональное удовлетворение он находит в другой деятельности (рыболовство, охота, коллекционирование и т. д.).
Гемблинг - сверхценное увлечение азартными играми. Это когда человек полностью посвящает себя игре (карты, рулетка, тотализатор). Игра становится самоцелью, а не средством добывания денег. У гемблинга как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) выделяют следующие признаки:
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, прово димого в ситуации игры.
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних моти ваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преоб ладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми ком бинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре кратить игру как после большого выигрыша, так и после посто янных проигрышей.
4. Появление состояний психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства (так называемой «сухой аб стиненции») через короткие промежутки времени после очеред ного участия в игре с труднопреодолимым желанием присту пить к игре вновь («игровым драйвом»).
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску.
6. Нарастание снижения способности сопротивляться со блазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к обыденной жизни, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жизни. Основой ад-диктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска в игре «на грани фола».
Разновидностью сверхценных увлечений является так называемая «Паранойя здоровья».
«Паранойя здоровья» - это увлеченность оздоровительными мероприятиями (бегом, особой гимнастикой, например, йо-говской, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой, промыванием ноздрей соленой водой и пр.). Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.
Фанатизм как сверхценное увлечение - это одержимость какой-либо деятельностью, подчинение человека деятельности и растворение в ней. Фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм) и др. В слу-
чае фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ее лидера, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира (по сути идола) и осознать отклонения собственного поведения, например, уход из семьи, оставление работы.
Одним из мотивов отрыва человека от реальности и ухода в группу может быть психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Уход человека в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность.
Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или особой социальной группе - вот своеобразные адцикты.
«Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. Предметом увлечения выступает философская, теологическая или психологическая проблематика. Пациент начинает анализировать свое собственное поведение и поведение окружающих не иначе как с точки зрения интересующих его проблем, он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, склонен обсуждать собственные «открытия» с друзьями, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы.
Сверхценные идеи как разновидность психопатологических увлечений бывают следующих видов: идеи высокого происхождения, чужих родителей, эротического отношения, реформаторства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека.
В. Д. Менделевич приводит следующие примеры их проявления:
«При идеях высокого происхождения индивид, будучи убежденным в том, что фактически он происходит от знатного ро-
да, богачей, политических деятелей стремиться доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен гордостью за себя и кичится высоким происхождением. Идеи чужих родителей выдвигаются на основании искаженного болезненного восприятия и интерпретации событий («я не похож на родителей», «никогда не видела фотографий матери в состоянии беременности»). При идеях эротического содержания человек убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный политик, артист или человек, которому симпатизируют многие) тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и изобретательства проявляются в убежденности сделанных индивидом больших открытий, способных изменить общество или отдельного человека и принести пользу многим».
Сутяжническая деятельность, или кверулянтство - это желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу.
Кверулянт - это человек с болезненным чувством справедливости, желающий «всех вывести на чистую воду», добиться правды во всем (даже в мелочах), но применяющий при этом чрезмерные, неадекватные меры.
К примеру, кверулянт способен долгие годы забрасывать письмами Кабинет Министров или Президента с сообщением о плохом освещении в его подъезде или мусоре, который несколько дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его окнами. Кверулянт любые жалобы облекает в письменную форму и отправляет их в высокие инстанции с припиской, что местное начальство на них не реагирует.
К сверхценным психологическим увлечениям относятся также расстройства влечений, которые по сути есть тоже сверхценности. К ним традиционно относят: клептоманию, пироманию, дромоманию и дипсоманию.
Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Мотивом клептомании не является приобретение каких-либо ценностей, самоценностью здесь становится сам процесс воровства и связанный с ним риск.
Пиромания, дромомания и дипсомания - это все непреодолимые влечения: в первом случае - к совершению поджогов; во втором - к бродяжничеству; в третьем - к запоям.
Навязчивые ритуалы - это разнообразные, труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида. Они являются своеобразной защитой от невротических симптомов (тревога, страх, беспокойство и др.). Наиболее частыми формами ритуалов при нозо-фобиях (навязчивом страхе заболеть какой-либо болезнью) являются такие ритуалы, как мытье рук, дезинфицирование посуды, ношение специальных масок, резиновых перчаток, очков; при тревоге по поводу предполагаемых несчастий - ритуал ношения сумки пряжкой внутрь или наружу, запрет наступать на трещины в асфальте. При невротических и шизофренических расстройствах ритуалы приобретают причудливую форму, например, «при выходе из дома трижды открывать и закрывать дверь, чтобы не попасть под машину», «топнуть сначала пяткой правой ноги, затем стукнуть носком левой ноги о землю для того, чтобы избежать встречи с недоброжелателем», «выйти из троллейбуса через переднюю дверь, чтобы затем не столкнуть родную мать под машину». Девиантное поведение при расстройстве влечений может проявляться специфическими двигательными привычками (патологическими привычными действиями): яктацией (раскачиванием головой или всем туловищем), онихофагией (обкусыванием или жеванием ногтей), сосанием пальца, ковырянием в носу, манерным щелчком пальцем, накручиванием волос и др.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 2015 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 |
|