ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ БЕРЕМЕННЫХ
Данная форма анемии беременных является самой частой. Она составляет 75—95% всех анемий беременных и встречается примерно у 15—30% женщин. В патогенезе этого типа малокровия главную роль играет нарушение баланса железа в организме беременной.
В течение беременности из материнских депо расходуется около 400 мг железа, из них около 300 мг — на развитие плода и около 100 мг — на долю плаценты.
Процесс поступления железа из крови матери через плаценту аналогичен процессу поступления железа в кровь взрослого человека из желудочно-кишечного тракта. С помощью радиоактивного железа (Fe59) показано, что железо, принятое беременной женщиной per os, через 40 минут появляется в плазме, а через 2 часа — в эритроцитах плода.
Дополнительно во время родов в связи с кровопотерей расходуется 175—200 мг железа (это количество эквивалентно количеству «сбереженной» в течение беременности массе менструальной крови). В период лактации кормящая мать отдает ребенку еще около 150—200 мг железа. В нормальных условиях беременная и кормящая женщина все же не анемизируется, так как указанные расходы железа покрываются с избытком благодаря лучшему усвоению алиментарного и мобилизации депонированного железа.
С нарастанием срока беременности отмечается повышение уровня железа плазмы, меди и свободных порфиринов в эритроцитах, а также сидерофиллина плазмы, с возвращением к исходным цифрам после родов.
В условиях физиологической беременности, при отсутствии скрытого дефицита железа, повышенное расходование железа в связи с ростом плода полностью компенсируется тем, что в этот период женщины не теряют кровь с менструациями. Таким образом, при физиологической беременности не отмечается дефицита железа, напротив, создается некоторый избыток его, используемый плодом, а после родов — младенцем в период лактации.
Более значительные потери железа во время родов и в период лактации могут привести к состоянию скрытого дефицита железа, выражающегося в снижении уровня железа плазмы без клинических симптомов гипосидероза и без анемии. Подобное состояние «преданемии», выявляемое особенно отчетливо при помощи пробы с нагрузкой железом (повышенное и ускоренное поглощение введенного железа), по существу является первой фазой развития железной недостаточности организма. С присоединением дополнительных анемизирующих факторов, в частности в условиях нарушенного усвоения алиментарного железа (ахилия, поносы) или его повышенного расходования (острые и хронические инфекции), а также в случае повторных беременностей, родов и периодов лактации, создаются условия для развития более выраженных проявлений гипосидероза в виде тяжелой железодефицитной анемии.
Таким образом, в развитии железодефицитной анемии беременных играют роль факторы как эндогенного (субъективного) порядка («капризный» аппетит у некоторых женщин в период беременности, отсюда — нерациональное питание, диспепсические явления, обусловленные самой беременностью), так и экзогенного (объективного) порядка, встречающиеся у некоторых народов в экономически слабо развитых странах: алиментарная недостаточность железа, белков, витаминов группы В и С, истощающие кишечные заболевания, гельминтозы, паразитарные заболевания (малярия), а также религиозные и бытовые предрассудки, ведущие к нерациональному питанию в период лактации («чиллашир» — отказ от употребления мяса, яиц и других полноценных белков в течение 40 дней после родов), повторные, ежегодные беременности и роды, обычай кормления грудью до 2—3 (!) лет и т. п. Указанные причины обусловливают чрезвычайную распространенность в некоторых странах анемий у беременных как железо-дефицитного, так и В12(фолиево)-дефицит-ного (см. ниже) и смешанного характера.
Диагностическими критериями железодефицитной анемии беременных являются: содержание гемоглобина ниже 10 г%, эритроцитов менее 3 600 000, показатель гематокрита ниже 33, цветной показатель ниже 0,8 (до 0,4), железо плазмы ниже 60 g%.
В лечении железодефицитной анемии беременных приходится считаться с тем фактом, что прием препаратов железа внутрь нередко вызывает или усиливает диспепсические расстройства. Из препаратов железа, назначаемых per os, наиболее усвояемым и эффективным, по нашим наблюдениям, оказался гемостимулин, Эффективным является и сочетанное лечение железом и кровью: в среднем прирост гемоглобина составляет 10 единиц. Однако переливание крови, показанное при острой кровопотере в родах или раннем послеродовом периоде, в течение самой беременности не может быть рекомендовано к широкому применению в силу возможных реакций, которые могут привести к выкидышу.
Наилучший эффект дает парентеральное введение железа. По наблюдениям В. С. Карабанова, после 10—20 вливаний по 5 мл ферковена отмечается прирост гемоглобина на 7—18 единиц, параллельно с увеличением количества эритроцитов и железа плазмы (от следов до 56—112 g%).
Вливания ферковена беременным следует производить при условии строгого соблюдения изложенных выше правил.
Наряду с введением препаратов железа больным беременным проводится комплексная терапия витаминами С (0,8—1 г в день) и группы В, а именно: B6 и B1 в виде инъекций 5 % растворов по 1 мл (5 мл в день), на курс по 1 г; В12 — по 30 g через день, на курс 300—600 g; Ве (фолиевая кислота) — по 30— 50 мг в день; В2, РР — по 50 мг в день.
ГИПЕРХРОМНЫЕ (ФОЛИЕВО-В12-ДЕФИЦИТНЫЕ) МАКРОЦИТАРНЫЕ АНЕМИИ БЕРЕМЕННЫХ
Гиперхромная макроцитарная анемия беременных в условиях нашей страны наблюдается сравнительно редко. Значительно чаще эта анемия встречается у жительниц субтропических и тропических стран, причем часто на фоне малярии, глистной инвазии или поражения кишечника.
Согласно наблюдениям Layrisse, в Венесуэле макроцитарная анемия беременных представляет собой относительно частое осложнение беременности и пуэрперального периода у женщин с «низким экономическим уровнем». По данным автора, охватывающим свыше 1000 случаев анемии, последняя встречается у 7% беременных и у 2,3% женщин в пуэрперальном периоде. Аналогичные данные сообщены индийскими авторами.
Патогенез. Причиной гиперхромной анемии беременных является сочетанная недостаточность важнейших факторов кроветворения — фолиевой кислоты и витамина B12.
Известно, что в период беременности и лактации потребность женщины в витамине B12 и фолиевой кислоте повышается в несколько раз, достигая 5—10 g в день (вместо 2—3 у в день в обычных условиях) для витамина B12 и 5 мг (вместо 2 мг) для фолиевой кислоты. Исследования многочисленных авторов показали, что в течение беременности содержание витамина B12 прогрессивно снижается, сохраняясь, однако, в пределах нормальных колебаний. Высокая проходимость витамина B12, а также фолиевой кислоты через плацентарный барьер обеспечивает плод достаточным количеством витаминов кроветворения.
Согласно исследованиям Rachmilevitz и Izak, содержание витамина B12, фолиевой и фолиновой кислот в крови пупочной вены новорожденного соответственно в 2—4—8 раз выше, чем в материнской крови. Подобные соотношения, обнаруженные у рожениц без анемии, естественно, создают благоприятную предпосылку для развития анемии беременных при соответствующей экзогенной (алиментарной) недостаточности. Это лишний раз подтверждает положение, что беременность — физиологический процесс, подчас протекающий на грани допустимых физиологических норм.
Лечение. Терапия гиперхромной анемии беременных построена на общих правилах лечения B12 (фолиево)-дефицитных анемий с учетом особенностей, свойственных беременности.
ПЕРНИЦИОЗНАЯ (ФОЛИЕВО-B12-ДЕФИЦИТНАЯ, МЕГАЛОБЛАСТНАЯ) АНЕМИЯ БЕРЕМЕННЫХ
Под этим названием описана тяжелая анемия пернициозного типа, прогрессирующая в течение беременности и приводящая в нелеченых случаях к летальному исходу.
Патогенез. Пернициозная анемия беременных, как правило, возникает на IV—V месяце беременности, т. е. в период, когда эмбриональное кроветворение в печени плода сменяется нормобластическим (Е. В. Кравкова, наши наблюдения). Как уже было указано, смена кроветворения у плода происходит под влиянием материнских гемопоэтических факторов (фолиевая кислота, витамин B12). Поэтому возникновение пернициозной анемии беременных следует рассматривать как результат повышенного расходования материнских антианемических веществ (фолиевая кислота, витамин B12) при условии бывшей до беременности латентной фолиевой (B12) недостаточности. Тот факт, что только единичные женщины (по данным Scharplaz, 1:3000) в период беременности заболевают злокачественным малокровием; объясняется тем, что у большинства женщин в печени имеются столь большие запасы фолиевой кислоты и витамина B12, что даже повышенное расходование их в связи с ростом плода не сказывается на кроветворении материнского организма. Лишь у тех жен-шин, у которых запасы антианемических веществ в печени в физиологических условиях недостаточны, во время беременности (во второй ее половине) развивается тяжелая форма злокачественного малокровия.
Что касается признававшейся в недавнем прошлом патогенетической роли токсикоза беременности (рвота и т. п.), то с современной точки зрения токсикоз следует расценивать не как причину, а как следствие тяжелого малокровия. Не токсикоз вызывает анемию, а, напротив, тяжелая анемия приводит беременную в состояние токсикоза.
Известную роль в возникновении пернициозной (мегалобластной) анемии беременных играют и внешние факторы: инфекции, глистные инвазии, поносы, алиментарная недостаточность, т. е. процессы, снижающие усвоение экзогенных антианемических веществ (витамина Bi^, фолиевой кислоты). Этими обстоятельствами объясняется сравнительно большая частота мегалобластных анемий беременных в некоторых районах экваториальной Африки (по данным Dubuis и Lavanchy, 1 случай на 250 беременностей) и Азии.
Картина крови. Развитию пернициозноанемической картины крови обычно предшествует макроцитарная нормогиперхромная анемия. Постепенно малокровие приобретает все характерные особенности пернициозной анемии. В костном мозгу вначале сохраняется макронормобластичеекий эритропоэз, в дальнейшем развивается мегалобластический тип кроветворения. В отличие от классической пернициозной анемии не наблюдается лейкопении, — напротив, отмечается нейтрофильный лейкоцитоз.
Клиника. Симптомы пернициозной анемии беременных в основном соответствуют клинике тяжелого рецидива болезни Аддисона—Бирмера, но имеются и некоторые отличия.
Секреция желудочного сока, как правило, не нарушена. Глоссит наблюдается непостоянно. Отмечаются парестезии. Фуникулярный миелоз развивается только при повторных рецидивах анемии. При сохранении беременности состояние больной прогрессивно ухудшается, анемия и сопутствующая гемолитическая желтуха резко усиливаются. В этот период картина костномозгового кроветворения и периферической крови полностью соответствует таковой при тяжелой пернициозной анемии. Нелеченая анемия в подобных случаях приводит беременную к состоянию пернициозной комы и к гибели. При благополучном родоразрешении дальнейшее развитие болезни протекает по-разному: или наступает полное выздоровление (даже без специальной антианемической терапии) и рецидивы могут наблюдаться только при повторных беременностях (особенно, если последние часто повторяются), или же развивается типичная пернициозная анемия с циклическим течением и обострениями, не связанными с повторными беременностями.
Лечение. Терапевтическая тактика при пернициозной анемии беременных является большим испытанием для клинициста. До последнего времени при этой болезни наблюдаются летальные исходы, которых можно было бы избежать при правильно проведенном лечении. В «допеченочную» эру единственным шансом на спасение больной было своевременное прерывание беременности (кесарево сечение) в сочетании с переливанием крови. Витамин B12 и фолиевая кислота дали возможность успешно лечить пернициозную анемию беременных консервативно. К сожалению, не во всех случаях удается довести беременную до нормального родоразрешения. Поэтому решение тактической задачи: продолжать ли в данном конкретном случае консервативную терапию или прервать беременность и в какой момент — имеет по-прежнему решающее значение для жизни больной и плода.
Как правило, если беременная поступает в состоянии комы или прекомы, следует попытаться вывести ее из этого тяжелого' состояния при помощи повторных переливаний эритроцитной массы (по 250—500 мл). Одновременно необходимо ввести в больших дозах витамин B12 (200—500 g) и фолиевую кислоту (100—150 мг в день). В литературе имеются указания на лучшую эффективность фолиевой кислоты при пернициозной анемии беременных. На этом основании последнюю предложено рассматривать как фолиеводефицитную анемию.
При. отсутствии эффекта показано прерывание беременности под защитой переливания крови (эритроцитной массы).
Лечение витамином B12 (по 100—200 g в течение первой недели ежедневно и в дальнейшем через день) и фолиевой кислотой (100—150 мг в день) в достаточных дозах необходимо предпринимать с появления первых признаков гиперхромно-макроцитарной (пернициозной) анемии беременных. Лишь при этом условии можно рассчитывать на сохранение беременности и благополучное родоразрешение.
Профилактика заключается в должном контроле за картиной крови, осуществляемом в женской консультации, и своевременном назначении фолиевой кислоты и витамина B12 при появлении первых признаков макро(мегало)цитарной гиперхромной анемии. Заслуживает внимания предложение назначать пероральный прием фолиевой кислоты в течение последнего триместра беременности, тем женщинам, у которых еще до развития анемии определяются макроцитоз эритроцитов и дефицит (в них и сыворотке крови) фолиевой кислоты.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 807 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
|