АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Креативность, норма и зависимое поведение

Прочитайте:
  1. B . Таз нормальних розмiрiв
  2. B. нормальное количество тромбоцитов
  3. C. создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клеток
  4. II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  5. II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  6. II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  7. II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  8. II. Поведение
  9. V Для обеспечения нормального эритропоэза нормобласты костного мозга используют железо примерно 25 мг/сутки
  10. VIII. Коррекция нормальной мокрофлоры.

Феноменологический подход в оценке поведенческой нормы позволяет говорить как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и патологичес­кому, так и об идеальной поведенческой норме. Последняя подразумевает не только «со­образность поведения», но и творческую его направленность — креативность или плодо­творность (по Э. Фромму). Несомненно, что «личность как специальное человеческое образование не может быть выведена из приспособительной деятельности» (А. Н. Леон­тьев). Гармония не может основываться лишь на «критерии выживаемости» — способно­сти человека быть адаптивным. Она не может базироваться даже на критерии «качества жизни», т. е. на удовлетворенности «собой приспособившимся». Ведь в таком случае наи­более гармоничным надо признать обывателя. Идеальной поведенческой нормой следует признать сочетание гармоничной нормы с креативностью индивида.

«Человека могут, — по мнению В. А. Петровского, — [добавим: и должны] притяги­вать опасность, неопределенность успеха, неизведанное» для того, чтобы считать его творческим и идеальным. Подобная избыточная деятельность (активность) названа над-ситуативной активностью и справедливо отнесена к нормативной. Это обусловлено тем, что прогресс в сфере культуры в значительной мере связан с готовностью и склон­ностью людей к неприспособительному (неклишированному, гибкому и нешаблонно­му) поведению.

Одной из форм такого поведения признается поисковая активность, направленная на удовлетворение потребности в новой информации, в новых переживаниях, расшире­нии своего опыта (Ротенберг, Аршавский, 1984). Обыватель, как типичный представи­тель нормативного и даже гармоничного (в плане приспособительных способностей) поведения, не склонен к поисковой активности. Он стремится максимально избежать риска, а значит, новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, нового опыта. Он устремлен на сохранение status quo. В этом ракурсе он предстает нелюбознатель­ным, ищущим гарантий и стабильности, а не знаний, ощущений и переживаний. Деви­ант же, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени скло­нен к риску и существованию в неопределенности. Не исключено, что приобщение к наркотику или алкоголю, участие в игровой деятельности или увлеченность Интернетом может осуществляться именно по данному механизму.


Креативность, норма и зависимое поведение



Парадокс заключается в том, что и девиантное, и идеальное поведение может но­сить сходные черты. Нельзя отрицать, что многие лица с девиантным поведением — творческие люди. Известно, что активные игроки (гемблеры) обладают более высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению с обычными людьми-неигроками (Custer, 1981). Отклоняющееся поведение порой оправдано активным творческим поис­ком, имеющим, однако, неадаптивную и зачастую саморазрушающую направленность. Отличие заключается в том, что в подлинном творчестве (идеальной норме) удоволь­ствие доставляет сам процесс поиска, а отрицательный результат только усугубляет зна­ние о предмете и сигнализирует о том, что направление поиска должно быть изменено, в то время как для девиантнои разновидности поисковой активности основной целью является результат — удовольствие.

Список сходных черт креативных и девиантных личностей предлагают Д. Ф. Баррон и Д. Харрингтон. Это самостоятельность суждений, способность находить привлека­тельность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Ф. Фарли выделяет особый тип личности — Т-личность. Она определяется как «искатель возбуж­дения». Люди с таким типом личности могут достигать либо высокой степени креативно­сти, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение.

По Д. Симонтону, у творческой личности можно выделить семь базовых векторов. Их сопоставление с критериями диагностики аддиктивного типа девиантного поведения указывает на существенную близость этих разновидностей поведения (табл. 1).

Таблица I Креативная и аддиктивная личности

 

Креативная личность Девиант
  (по Д. Симонтону) (аддиктивная личность)
  Независимость взглядов и неконформ- Неконформность, неадаптивность поведения и
  ность суждений суждений вследствие скрытого комплекса непол­ноценности
  Стремление выйти за рамки, «нару- Жажда острых ощущений, необычных пережива-
  шить границы», оригинальность и не­стандартность ний, склонность к риску, эпатажность
  Открытость ко всему новому и необыч- Жажда острых ощущений, новых запредельных
  ному переживаний, новых, необычных и нетривиаль­ных способов достижения удовлетворения
  Устойчивость к неопределенным ситу- Хорошая переносимость кризисных ситуаций в
  ациям сочетании с плохой адаптацией к обыденным си­туациям
  Конструктивная активность в предмет- Высокий уровень поисковой активности в сфере
  ной деятельности девиантных интересов
  Сила «Я», связанная с возможностью Независимость в недевиантных сферах деятель-
  автономного функционирования и ус- ности, сочетаемая со стремлением обвинять ок-
  тойчивостью к давлению социального окружения ружающих и с зависимостью в сфере аддикции
  Чувствительность к красоте в широ­ком смысле слова  


Поведенческая норма, девиации, расстройства и 'зависимости


 

Креативная личность Девиант
  (по Д. Симонтону) (аддиктивная личность)
    Внешняя социабельность. сочетающаяся ое-стра-хом перед стойкими контактами
    Стремление уходить от ответственности
    Стремление говорить неправду
    Тревожность

Наши исследования лиц с девиантным поведением в форме наркотической зависи­мости (В. Д. Менделевич, Л. Р. Вафина) показывают, что наркоманы являются более творческими личностями, чем здоровые (ненаркоманы). Они обладают достаточной силой Я-авторского (по Л. Я. Дорфману), чтобы справляться с жизненными трудностя­ми, т. е. имеют инстанцию, относительно независимую от внешних влияний. Однако показатели таких инстанций, как Я-превращенное и Я-вторящее, говорят о самоотчуж­дении и подверженности влиянию социальных ролей на самовосприятие, что может также трактоваться как «отказ от авторского Я в пользу переживаний внешних впечатле­ний и событий». В то же время Я-авторское у таких лиц имеет достаточно прочные связи со спонтанностью, аутосимпатией, креативностью и со стремлением к самоактуализа­ции — системообразующими компонентами структуры личности.

Для наркозависимых (как это ни парадоксально) характерными оказываются некото­рые качества самоактуализирующейся личности: высокая потребность в познании, от­крытость новому опыту, автономность, стремление к самораскрытию в общении с дру­гими людьми.

Известно, что креативность включает творческие возможности (способности) инди­вида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Фундаментом креативности служит дивергентное мышление — способность мыслить равноценными альтернативами в ответ на требования новой ситуации. Согласно кон­цепции метаиндивидуального мира Л. Я. Дорфмана(1995), индивидуальность и ее мир (в частности, значимые другие люди) противопоставляют себя друг другу и в то же время полагают себя друг в друге. В результате индивидуальность приобретает двойственность своей качественной определенности. С одной стороны, она выделяется из окружающего ее мира, характеризуется автономностью. В этой связи индивидуальности присущ один ряд качеств (например, автономность, самоидентичность, интернальный локус контро­ля, поленезависимость). С другой стороны, индивидуальность испытывает на себе влия­ния значимых для нее людей, и эти влияния формируют у индивидуальности другой ряд качеств (например, зависимость, групповую идентичность, экстернальный локус конт­роля, полезависимость). Исходя из модальности (субмодальности), «Я» может иметь некоторое множество лиц и не иметь лица.

Л. Я. Дорфман определяет базовые и вторичные компоненты в структуре «Я». Его базовыми частями являются Я-авторское, Я-воплощенное, Я-вторящее, Я-превращен­ное. Вторичными являются: Я-внутреннее, Я-внешнее, Я-расширение (авторское), Я-расширение (вторящее), Я-расширение (систем), Я-расширение (подсистем). Я-автор­ское характеризует «Я» как самостоятельную инстанцию в смысле ее относительной независимости от внешних влияний, как персональную идентичность и самость. Я-воп­лощенное — продолжение авторского «Я» в формах его вкладов в людей, предметы, вещи внешнего мира, в живую и неживую природу. Проявляется в продуктах самоосу-


Гармоничный характер и личность



ществления авторского «Я», личностных вкладах, в трансформациях объекта (другого субъекта) в результате его подчинения авторскому «Я». Я-вторящее описывает «Я» производное от внешних влияний и воздействий, реагирует на внешние влияния в форме субъективных впечатлений и ощущений. Характеризуется социальной идентичностью, подверженностью влияниям принятых социальных ролей на самовосприятие, отноше­нием к себе как к другому при исполнении социальных ролей, а иногда и отказом от авторского «Я» в пользу внешних впечатлений и событий. Я-превращенное характери­зует становление «Я» в другом, как бы превращение «Я» в других людей, вещи, предме­ты, объекты живой и неживой природы. Обнаруживается в его отождествлении с акту­альными или новыми значениями объектов и других людей, принятии социальных ро­лей, чувствах принадлежности и связанности с объектами мира и другими людьми. Я-внутреннее — вторичный компонент экзистенциального «Я» в том смысле, что оно складывается из Я-авторского и Я-вторящего. Я-внутреннее отражает внутренние пере­живания человека. Я-внешнее также является вторичным и складывается из Я-вопло-щенного и Я-превращенного.

В процессах воплощения, по мнению Л. Я. Дорфмана, индивидуальность воспроиз­водит, умножает, расширяет, продолжает себя. Итог воплощения состоит не в том, что меняется индивидуальность. Напротив, она стремится изменить мир людей и вещей, сохраняя себя в неизменности. В процессах же превращения, будучи в другом, индиви­дуальность начинает жить другим и становится другой. Тем самым процессы превраще­ния означают конечность индивидуальности как единичности и направлены «быть в другом другим», т. е. на сохранение объекта и на изменение своей индивидуальности. Таким образом, назначение объектов в воплощении состоит в том, чтобы существовать ради индивидуальности, т. е. служить, дополнять, защищать, а в превращении - расши­рять поле своего существования за счет включения в него, приобщения к нему индиви­дуальности. Автор исходит из того, что главной функцией экзистенциального «Я» в це­лом является расширение «Я», согласованное с ростом индивидуальной и социальной идентичности.

Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои особен­ности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно-два. Во-вторых, оно подвиж­но: для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения. И наконец, оно оригинально, т. к. порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Годфруа, 1996).

Доказательством сходства некоторых структур идеального и девиантного поведений является факт кардинальных изменений, происходящих в поведении девианта после ис­тинного исправления его поведенческого дефекта, в виде личностного роста и развития креативности. Известно, что опыт фобического и иных разновидностей невротического отклоняющегося поведения нередко приводит к личностному росту и раскрытию твор­ческих способностей бывшего девианта. У бывших наркоманов и членов их семей также в случае положительного эффекта терапии регистрируется личностный рост и креатив­ность;


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 656 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)