АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Личные аспекты врачебной свободы

Прочитайте:
  1. I. «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»
  2. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОТОКОЛА
  3. V1: ПОНЯТИЕ ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ.
  4. V1: ПОНЯТИЕ ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ.
  5. Актуальные аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день
  6. АСПЕКТЫ ВЫХАЖИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
  7. Аспекты проблем психогенетики
  8. В различные фазы сердечной деятельности
  9. Волевые аспекты личности
  10. Всегда ли мы получаем состояние «внутренней свободы» в тренировках с Ключом.

Аспект первый. Исторически известны всего три варианта реализации любой профессиональной деятельности: (1) раб (говорящая и интеллектуальная собственность хозяина), (2) наемник (работник), (3 ) свободный (партнер). И элементарный здравый смысл и врачу и пациенту говорит о том, что, при прочих равных условиях, наиболее привлекателен последний вариант (он же для врачебной профессии является исторически первым). В реальной же сегодняшней медицинской жизни России (если не принимать в расчет стоматологию) он практически не представлен. И этот факт говорит о том, что преобладающая ныне в нашей стране форма организации врачебного труда не является наилучшей из известных. «Наемный врачебный труд дешев (для государства)»? – Да, «Массов»? – Да. «Управляем (властью)»? - Да. «Качественен» - Как правило, нет. «Ориентирован он на здоровье»? - Нет, на лечение болезней. «Предсказуем по критериям доброжелательности, уважительности, гуманности, ответственности»? - Нет.

В условиях наемного труда врач является обезличенным и ограниченным в правоспособности субъектом - лицом, выполняющим по заданию хозяина функцию оказания той или иной услуги. А фактическим хозяином процесса, лицом отвечающим за его качество, принимающим решения, несущим обязанности перед пациентом (соответственно, получающим от заказчика оплату), является лицо юридическое - медицинская организация. Когда врач является наемным работником юридического лица, он в отношениях с пациентом представляет собой редуцированного (по сравнению с врачом свободным) субъекта права. Наемный врач - фрагмент организации, системы, одна из ее служебных функций, действующих по поручению начальства («от сих и до сих» во времени и в пространстве).

Наемный врач ограничен в своих возможностях полноценно и полноправно действовать в интересах пациента. Связано это с тем, что самостоятельно вступать в отношения с третьими лицами в интересах пациента он, будучи наемным работником, без разрешения руководства он не имеет права. В условиях постоянного рационирования медицинской помощи в системе государственного здравоохранения, наемный врач очень часто лишь de jure действует в интересах пациента, а de factо - в интересах экономии ограниченных ресурсов, как социума (системы здравоохранения), так и конкретной организации. И в регулярно возникающем конфликте интересов между потребностями пациента и потребностями медицинской организации он, чаще всего, молчаливо становится на сторону работодателя – юридического лица, которое (в том числе, под условием лояльности) за весьма небольшие деньги приобрело во временное пользование время, знания и умения врача.

Аспект второй. Врач (полноправный) всегда был, есть и будет фигурой общественной, действующей в трех плоскостях бытия человека – физической, душевно-духовной и социальной. Общественность (публичность) фигуры любого профессионала предполагает наличие собственного, персонифицированного голоса в обществе и в государстве. Но как может выглядеть общественная функция не абстрактного, а конкретного врача, который в профессии действует не от своего имени, а является функцией другого субъекта (юридического лица), выступать от имени и по поручению которого без доверенности позволено только его руководителю? И все граждане СССР (теперь России) за многие десятилетия незаметно для себя привыкли к тому, что в повседневном реальном общении с обществом давно уже не принимают участия практические врачи, а только главные врачи и их заместители, крупные ученые и чиновники, которые собственно врачебной деятельностью уже и не занимаются, будучи представителями не врачебного сообщества, а сообщества государственно-медицинских или научных менеджеров. Проще говоря - представители исполнительной ветви власти в ее части, связанной с государственной медицинской помощью. Представьте себе судьбу рядового наемного врача, который самостоятельно решит поделиться конкретными фактами (наболевшим) своего повседневного труда и правдиво выскажется о судьбах и проблемах своих пациентов. Иначе говоря, в общении с журналистом выполнит ту самую, нужную всем общественную функцию. Он за это (и на вполне законном основании) может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, поскольку действительно, общаться с прессой без поручения работодателя не входит в его рабочую функцию. Говорить о проблемах пациентов организации наймодателя ему не поручали, а говорить о чем-то другом, значит говорить уже не о своей работе. И это правильно, ведь фактическим услугодателем и ответственным лицом является медицинская организация, а не ее наемный работник. Профессиональная правоспособность последнего четко сформулирована в его должностной инструкции, она ограничена конкретными медико-технологическими процессами, выходить за пределы которых без специального поручения начальника он не вправе. Иначе говоря, реальное общественное самовыражение, публичные действия в интересах профессии и в интересах пациентов для наемного врача вещь фактически запрещенная.

Аспект третий. Становясь служебной функцией другого субъекта права (юридического лица), особенно в условиях углубляющегося разделения труда, врач, чем дальше, тем больше неизбежно теряет независимое, целостное и самостоятельное (критическое и адекватное) видение ситуации в здравоохранении, видение проблем здоровья человека, здоровья общества и государства. Все более короткий, технологически насыщенный его контакт не с личностью и здоровьем пациента, а с его болезнью, контакт, происходящий в условиях разделения профессиональных функций, все больше превращает врача из целителя, мудреца и философа (… и все, что ищется для мудрости, все это есть в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что необходимо для жизни. Гиппократ) в деталь машины, которая называется медицинское учреждение № N. И истинные представления о здоровье, как о единстве физического, духовного и социального благополучия, в реальной практике все больше вытесняются представлениями о болезни, как о подлежащем устранению дефекте биологической машины, называемой организм человека.

 

Это три личные проблемы, возникающие в результате невольного (а сегодня уже вольного) отказа врача от профессиональной независимости в пользу нового хозяина технологического процесса, заказывающего функцию с названием болезнелечение – медицинского учреждения. Но есть еще три проблемы (уже системных, надличных), порожденных сохраняющимся господством в здравоохранении России наемного типа врачебного труда.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 471 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)