Механизмы развития аритмий и аритмогенные факторы при сердечной недостаточности
Механизмы развития аритмий
| Аритмогенные факторы
| Рециркуляция
| Рубцы и фиброз
| Спровоцированная активность
| Перегрузка кальцием
| Запаздывающие следовые деполяризации
| Отравлением дигоксином
| Ранние следовые деполяризации
| Затянувшаяся реполяризация
Повышенное содержание катехоламинов
Гипокалиемия
| Повышенный автоматизм
| Гипомагнеземия
|
Еще один аритмический механизм — это спровоцированная активность, то есть провокация следовых деполяризаций предшествующим сокращением.
Это могут быть запаздывающие следовые деполяризации, возникающие после реполяризации, потенциалы действия, вызванные повышением внутриклеточного содержания кальция.
К числу других факторов, предрасполагающих к аритмиям, относят такие нарушения баланса электролитов, как гипокалиемия и гипомагниемия, обусловленные применением диуретиков, а также повышенное содержание катехоламинов.
Внезапная смерть часто является следствием злокачественной желудочковой аритмии.
Однако к внезапной смерти могут привести механизмы, отличные от мерцания желудочков, и прежде чем вырабатывать стратегию предупреждения аритмии следует оценить роль желудочковых аритмий при сердечной недостаточности.
Приблизительно у 2/3 больных, у которых остановка сердца произошла во внебольничных условиях, выявлена желудочковая тахикардия.
Однако у многих из этих больных остановка явилась результатом острого инфаркта миокарда или ишемии, но не сердечной недостаточности.
По данным De Luna (1989), злокачественная желудочковая аритмия явилась причиной внезапной смерти 84%, а брадикардия — 16% больных, у большинства из которых на ЭКГ не было признаков сердечной недостаточности (проанализировано 157 случаев внезапной смерти).
И напротив, у 20 больных с тяжелой сердечной недостаточностью неожиданная остановка сердца была вызвана тяжелой брадикардией или электромеханическим рассоединением (62% случаев) и желудочковой тахикардией (только в 38% случаев).
Таким образом, внезапная смерть необязательно обусловлена аритмией, а смерть от аритмии не обязательно соответствует определению "внезапная".
Разграничение причин смерти на аритмические или неаритмические у лиц, перенесших инфаркт миокарда, может быть особенно затруднительным при давних симптомах сердечной недостаточности.
Частота смертельных случаев в результате желудочковых аритмий при сердечной недостаточности точно не установлена, но имеются сведения о том, что значительная доля смертей все же обусловлена первичными желудочковыми аритмиями, а риск смерти от аритмии существует даже при слабой и умеренной сердечной недостаточности.
Даже, если у больных с сердечной недостаточностью наблюдаются явные признаки ухудшения гемодинамики, что требует госпитализации, непосредственной причиной смерти далеко не всегда являются аритмии.
Таким образом, больные более подвержены летальным аритмиям в период гемодинамической декомпенсации.
В ходе Фремингемского исследования развитие сердечной недостаточности отмечено у 461 из 5000 больных в течение 30-летнего периода наблюдения.
В течение 4 лет после постановки диагноза сердечной недостаточности 55% мужчин и 24% женщин умерли, приблизительно у 50% смерть была внезапной.
Обнаружилось, что общая смертность возрастает экспоненциально с ростом тяжести сердечной недостаточности, но доля внезапных смертей при этом уменьшается.
А риск умереть от аритмии существует даже у больных со слабой и умеренной сердечной недостаточностью.
Весьма важен вопрос о предикторах внезапной смерти при хронической сердечной недостаточности.
Одним из основных факторов является функция левого желудочка.
Больных с фракцией выброса левого желудочка менее 30-40% относят к контингенту с высоким риском летальности, в том числе внезапной смерти.
Концентрация нейрогормонов и высокая активность ренина также имеют важное прогностическое значение.
Больные, у которых увеличено содержание катехоламинов, особенно норадреналина, и повышена активность ренина в плазме крови, умирают чаще всего от прогрессирующей сердечной недостаточности.
Внезапная смерть у них бывает редко.
Желудочковые аритмии являются независимыми предикторами летального исхода и внезапной смерти у больных с хронической недостаточностью кровообращения, особенно если аритмия сочетается с нарушением функции левого желудочка.
Установлена корреляция между частотой и сложностью аритмий, а также частотой внезапной смерти.
Так, по данным <1.На1те8 и соавторов (1983), летальность у больных с низкими градациями экстрасистол составляла 11%, а со сложным нарушением ритма — 59%.
Почти такие же результаты наблюдений приведены Dargie, Clelend и соавторами (1987), при сердечной недостаточности, в том числе остро развившейся, летальность составила 50% у больных, у которых было более 720 желудочковых экстрасистол в день, и только 10% — с меньшим количеством экстрасистол.
Медикаментозное лечение при сердечной недостаточности может ослабить такие аритмогенные факторы, как повышенное давление в полостях сердца и повышенное напряжение его стенок.
Поэтому схема лечения аритмий у этой категории больных должна включать препараты, улучшающие гемодинамику.
Лечение аритмий при сердечной недостаточности представляет большие трудности.
Это объясняется тем, что ряд антиаритмических препаратов дает отрицательный инотропный эффект.
Они способны вызвать аритмогенный эффект, нарушения фармакокинетики при хронической недостаточности.
Из всех видов лечения сердечной недостаточности только ингибиторы АПФ (каптоприл, эналаприл) и сердечные гликозиды уменьшают частоту возникновения и градацию желудочковых аритмий, а также общую летальность.
Сердечные гликозиды существенно уменьшают частоту желудочковых аритмий, обусловленную уменьшением объема левого желудочка и миокардиальным стрессом, в результате чего уменьшается потребность миокарда в кислороде.
При этом не исключена роль рефлекторного снижения активности симпатической части вегетативной нервной системы, стимуляций блуждающего нерва.
Имеется достаточно оснований полагать, что сердечные гликозиды у больных с сердечной недостаточностью, с частыми желудочковыми аритмиями уменьшают общую летальность и количество случаев внезапной смерти за счет уменьшения частоты желудочковых аритмий.
Однако следует иметь в виду, что в ряде случаев сердечные гликозиды сами могут явиться причиной увеличения количества желудочковых аритмий.
Благоприятное воздействие ингибиторов АПФ на показатели смертности у больных с сердечной недостаточностью в настоящее время бесспорно, но его механизм еще не установлен.
Каптоприл увеличивает рефракторный период желудочков и реполяризацию.
Каптоприл и эналаприл снижают частоту одиночных и групповых экстрасистол, а также желудочковую тахикардию при сердечной декомпенсации.
Исследования с небольшим числом участников показали, что число случаев внезапной смерти по сравнению с плацебо уменьшается.
Однако более крупные контролируемые исследования не подтвердили уменьшения числа случаев внезапных смертей после лечения эналаприлом больных с умеренной и тяжелой сердечной недостаточностью.
Установлено уменьшение числа случаев внезапных смертей среди больных, которым назначали каптоприл и эналаприл (эти лекарственные средства сравнивали с сочетанием гидралазина и нитросорбида).
Уменьшение числа случаев внезапных смертей зарегистрировано среди 117 больных с выраженной сердечной недостаточностью, которых обследовали в целях решения вопроса о целесообразности пересадки сердца (лекарственные средства давали в дозах, обеспечивающих эквивалентное улучшение гемодинамики).
Частота внезапных смертей в течение 1 года составила 5% среди больных, принимавших ингибиторы АПФ, и 37% — среди лечившихся гидралазином.
Причина явного расхождения результатов исследований, в которых изучалось влияние ингибиторов АПФ на частоту внезапных смертей, неизвестна.
Объяснениями могут служить различия между популяциями больных и степенью тяжести сердечной недостаточности, а также различное определение внезапной смерти.
После применения других инотропных средств — милринона, веснаринона, ингибиторов фосфодиэстеразы — также отмечен рост смертности по неизвестной причине. Предполагают, что это обусловлено проаритмиями.
В связи с невозможностью значительно снизить риск внезапной смерти при сердечной недостаточности обычными лекарственными средствами следует рассмотреть возможность уменьшения числа случаев смерти от аритмии с помощью специфических антиаритмических препаратов.
Препараты I класса — блокаторы натриевых каналов, многие из которых, как известно, оказывают отрицательное инотропное действие.
Оказалось, что их применение может вызвать или усугубить сердечную недостаточность.
Это было наглядно продемонстрировано в ходе многоцентрового (CIBIS) исследования. 1000 больных с дисфункцией левого желудочка после инфаркта миокарда с желудочковой аритмией и почти одинаковой фракцией выброса были назначены препараты I класса — энкаинид и флекаинид.
Смертность в этой группе больных составила 8,5%, а в группе больных, которые принимали плацебо — 4%.
Сомнения в отношении безопасности препаратов I класса усиливает и то обстоятельство, что среди пациентов с сердечной недостаточностью, которых лечили антиаритмическими препаратами от мерцания предсердий, также наблюдался рост смертности.
Поэтому препараты с антиаритмическим действием I класса при сердечной недостаточности не полезны, а скорее всего вредны.
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 931 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
|