АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

И Ладожский Иоанн

Прочитайте:
  1. Папа Иоанн VIII Мефодию, архиепископу Паннонии (14 июня 879)
  2. ФРАГМЕНТЫ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА ЕССЕЕВ

1. О роли семьи. В некоторых семьях отсутствует позитивное взаимодействие между родителями и детьми. Родительская гиперопека или диктат приводят к раздвоению внутреннего и внешнего мира ребенка: он проявляет видимую покорность, приучается лукавить и лгать. Подавленный протест, необходимость скрывать свое истинное состояние вызывают чувство унижения и стыда. Они порождают агрессию в отношении родителей, которая не может быть выражена открыто и проявляется как аутоагрессия, уход из дому, в секту, в преступные группировки, в алкогольную и наркотическую виртуальную реальность. Вслед за агрессией приходит чувство вины, которое не надо путать с совестью. Совесть – это голос Божий в человеке, голос его духовно здоровой части. Дискомфорт от проявлений совести – свидетельство борьбы здоровых сил личности с духовной инфекцией – грехом. Чувство вины толкает человека не к покаянию, а к новым еще более тяжким грехам и мешает прибегнуть к помощи Церкви. Родители, которые хотят вызвать или усилить у ребенка чувство вины, отталкивают ребенка от подлинного раскаяния, ослабляют его волю, формируют повышенную зависимость от мнения окружающих: подобно тому, как в раннем детстве ребенок давился манной кашей, чтобы получить одобрение родителей, так в подростковом возрасте он может, внутренне содрогаясь от отвращения, впервые попробовать ПАВ, чтобы получить одобрение сверстников.

Лишенный родителями свободы воли, подросток идет усвоенным с детства путем. Преступные молодежные группировки и тоталитарные религиозные секты воспроизводят структуру и психологическую атмосферу деструктивных семей с ярко выраженными подавляющими функциями одного или обоих родителей.

Воцерковленные родители, регулярно исповедующиеся и причащающиеся, сами вовремя раскаиваются в грехах мести, гордыни, памятозлобия и др. (а, значит, не доминантны в отношениях с детьми: дети под Богом, а не под ними) и детей приучают к искреннему раскаянию, освобождению от греха, что очищает душу и укрепляет волю.

Свобода воли есть Богом данное свойство человеческой природы, выделяющее его из остального тварного мира. Трубецкой Е.Н. писал: «Божественная любовь хочет иметь в человеке не автомата, а друга. В этом и есть оправдание свободы: без свободы нет дружества, а без дружества – нет любви. …Существо, лишенное свободы, т.е. возможности самоопределения, не могло бы быть свободным сотрудником Божиим, соучастником Его творческого акта». (5. С. 109). Именно утрата в той или иной степени личностью свободы воли есть духовная сущность болезни зависимостью. Это дело противное Божьей Воле и, следовательно, по сути своей, богоборческое. Поэтому те, кто вольно или невольно, действием или бездействием способствует лишению человека, вне зависимости от его возраста, свободы воли должны знать: они, тем самым, не только подвергают опасности жизнь и здоровье такого человека, но и творят дела, угодные дьяволу!

2. О соотношении греха и болезни. Болезнь не всегда есть следствие греха, наказание за грехи. Если бы это было так, то врачи, стараясь облегчить страдания болящего и исцелить его, выступали бы тем самым против Самого Бога, против Его Промысла. И в этом случае правы были бы те, кто призывает не лечиться у врачей. Но если бы это было действительно так, то самые лучшие специалисты, оснащенные самой современной медицинской техникой, неизменно оказывались бы посрамленными, ибо очевидно, что человек не может добиться своего, противясь Божественной воле. Между тем каждый день в мире совершаются тысячи успешных операций, выздоравливают по Божьей милости тысячи людей, которых лечили медики, далеко не всегда православные, а то и вовсе безбожники.

Безусловным является другое утверждение: грех всегда влечет за собой болезнь. Грех – это своего рода духовный микроб. Уничтожается грех на таинстве исповеди и причащаются православные христиане «во исцеление души и тела».

Грешник – это человек, плененный страстями, наркомания в духовном измерении – прежде всего, страсть, такая же, как и любая другая – сребролюбие, сластолюбие и т.д.

Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов. Страсти служат преградой добродетелям души. Страсть всегда указывает на негармоничное и несвободное состояние человека, от чего страдает и его субъективное достоинство, и объективное благосостояние. Силы и способности человека извращаются и получают ложное, превратное направление вследствие влияния страсти на всю психофизическую жизнь.

Приходя в страстное состояние, душа оказывается вне своего естества, поскольку приводится в движение чем-то чуждым, внешним, а не своим собственным.

Центр тяжести всех страстей лежит в психической области и представляет собой акт волевой по существу. Можно определить страсть как сильное и длительное желание, которое властно управляет разумным существом, фактически проявляясь не иначе как при условии слабости духа, это худое делание разума.

Без подвига борьбы со страстями душа не приобретает для себя боголюбезного или спасительного состояния, не достигается искомого исцеления.

3. О профилактике и лечении наркомании и других болезней греха. Священник Михаил Труханов в книге «Об истоках христианской веры» пишет: «Страсть насытить нельзя. Она заставит человека работать на себя, пока совершенно не поглотит его и не погубит. Победить страсти без прямой помощи Божьей невозможно.

Бес, возбуждающий страсть, боясь, что одержимые ею обратятся к Богу, старается уверить порабощенных страстью винопития (наркомании), что они могут быть избавлены от страсти в результате лечения. Памятуя, однако, что все действия всякого беса направляются на погибель человека, следует учитывать при этом и его коварство: с удалением из человека беса винопития (наркомании), якобы от медикаментозного лечения, в него входит бес какой-то иной, еще более погибельной страсти (гордыни, гнева, блуда…). И для человека тогда поистине последнее бывает горше первого. Потому-то порабощенный какой-то страстью человек не должен обольщаться, что может избавиться от нее с помощью медицины. Ведь страсть – как нечисть духовная – может быть очищена и удалена только духовной святостью, и только прибегая к Богу, можно освободиться от всяких страстей… Бес изгоняется из человека, по слову Христову, «постом и молитвою». И потому, когда некто из родных молится Богу о находящемся на излечении от пьянства, тогда, может быть страждущий и получает избавление от страсти, якобы медикаментозным воздействием.

Когда прошедший курс лечения в условиях лечебницы освобождается от страсти пьянства (наркомании), всегда нужно свидетельствовать об избавлении его от бесовщины отнюдь не медикаментозным вмешательством, но силою молитв родных, священнослужителей или всей Церкви, ибо бесовское обладание человеком, одержимым какой-то страстью, никогда не может быть удалено от человека ни гипнотическими сеансами, ни материальными средствами (медикаментозным лечением), но только благодатью Святого Духа, действующей в молитве, в крестном знамении, в самом Имени Господа нашего Иисуса Христа и в таинствах церковных». (3. С. 75)

Грех нельзя вылечить, но с ним можно бороться и победить.

Спасательные средства в борьбе со страстями:

2. Память смертная (помнить, что самое страшное – смерть духовная)

3. Спасательный плач о своих грехах: исповедь и раскаяние

4. Смирение

5. Пост

6. Молитва

 

4. Психотерапевтические аспекты молитвы. Молитва – обращение верующего к Богу. Слово «обращение», греческое «койнониа», подразумевает определенные отношения между двумя или несколькими лицами. Молитва выражает межличностные отношения человека с Богом и диалогична по своей сути и форме, в этом ее коренное отличие от медитации, с которой она имеет сходство в организации внимания, его концентрации. Структурно молитва включает в себя предписанные религиозными учениями вербальное и невербальное действия, а также необходимые для них соответствующие настрой и установку, т.е. это многогранный процесс, в котором соучаствуют дух, душа и тело. К действию молитвы необходимо отнести желаемые и возможные изменения состояния молящегося, его субъективного соматического и психического самочувствия в контексте достигаемой трансформации личностного мироощущения и миропонимания. С этой стороны молитва, по суждению авторитетного исследователя «умного делания», центром которого она является, архимандрита Киприана (Керн), оценивается как «терапевтика и гигиена души» (1996).

Самыми адаптированными к психотерапевтическому лексикону являются такие определения молитвы, как «обращение», «беседа», «общение», «диалог». Все они подчеркивают характеристику молитвы как личного и межличностного общения, а направленность молитвы к Богу как к Личности выражает уникальность этого общения. Словарь исихатской антропологии (1995), строящийся на анализе «умного делания», центром которого является построенная по особому чину молитва, определяет, что «молитва есть ответ сознания на присутствие или волю Божию – конечно, такого сознания, для которого его ситуация запечатлена этим присутствием и этой волей». Далее приводятся особенности молитвенного общения: это «обоюдный, двухсторонний процесс, в котором мы предполагаем получить и отклик, ответ. Но если адресат – Бог, то получение от Него ответа – не что иное, как уловление Его энергии, получение Его благодати: акт мистический и крайне отличный от всего, что обычно понимают под диалогом».

Первая степень молитвы – молитва телесная, иначе называемая деятельной; она состоит в читании, стоянии, поклонах. Ей могут быть свойственны недостаточная собранность внимания, некоторое нечувствие сердца, слабость желания, и достигается она трудом, терпением и самопринуждением. Вторая степень молитвы определяется как внимательная, или умная; ум начинает привычно собираться в установленный час молитвы и всю ее произносит с сознанием, а внимание проникается писаным молитвенным словом и оно говорится как свое. Третья степень – молитва чувства, или сердечная; «от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там – слово утешительное, здесь – чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания – став на молитву, переходить от чувства к чувству. При сем читание может прекращается, равно как и мышление, а пусть будет только пребывание в чувстве с известными молитвенными знаками. Последняя степень постигаемой молитвы – молитва духовная, когда молитвенное чувство дойдет до беспрерывности, эта молитва – есть дар Духа Божия, молящегося за нас.

Для того, чтобы молитва приводила к результатам, необходимо следовать учению и наставлениям. Современный подвижник архимандрит Софроний (Сахаров) вслед за своими предшественниками выделил в раскрытой форме два условия: «Первое условие – вера во Христа как Бога-Спасителя; второе – осознание себя погибающим грешником. Это осознание может достигать такой глубины, что человек ощущает себя худшим из всех других; и это ему предстает как очевидность не в силу внешне соделанных актов, но как увидение своей отдаленности от Бога и себя – как потенциального носителя всякого зла. Чем больше смиряемся мы в болезненном покаянии, тем быстрее молитва наша достигает Бога. Когда же мы теряем смирение, тогда никакие подвиги не помогают нам. Действие в нас гордости, осуждения братьев, превозношение себя и неприязнь к ближним – далеко отбрасывает нас от Господа» (Софроний (Сахаров), 1994).

В молитве реализуется сплав всего существа: ума, сердца и тела; достигается целостность как противоположность разладу духовности, душевности и телесности.

 

Задание:

1. Определите кратко сущность православного подхода к профилактике зависимости.

2. Что общего в психосоциальном и православном подходе? Чем они отличаются?

3. Как в профилактических программах учесть положения православной психологии и святоотеческих учений?

4. Нужны ли специальные профилактические программы для работы с верующими школьниками и родителями?

 

Литература:

1. Авдеев Д.А. Беседы с православным психиатром. – М., 2000.

2. Ильин В. Пока беда не вошла в дом… Иваново, 2000.

3. Наркомания: грех или болезнь. – М.: Даниловский благовестник, 2001.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб, 2000.

5. Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1997.

 


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 564 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)