МУЗЕЙ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Детство, школа, музей… Три пространства, разные по своей природе, закономерностям существования и развития, вместе с тем имеющие много точек соприкосновения. Категории, которые могли бы стать отправным пунктом рефлексии над феноменом музейной педагогики как областью пересечения, «встречи» обозначенных пространств, - это Человек, Культура, Цивилизация, Информация, Диалог.
И.А. Колесникова, доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет педагогического мастерства,
г. Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Музейная педагогика, как и семейная, театральная, спортивная является самостоятельным фактором, обеспечивающим процессы воспитания и обучения. Это особая интегративная область, включающая в себя и практическую деятельность педагога и музейного работника, и научно-методическую дисциплину с таким же названием.
В конце 20-го столетия музейная педагогика выделилась в отдельную ветвь педагогической теории и практики. Она органично вписывается в образовательное пространство городов, которые являются культурно-историческими центрами, в социокультурной среде которых музей занимает центральное место.
Теоретическим вопросам музейно-педагогической деятельности посвящены работы Колесниковой И.А., Столярова Б.А., Бойко А.Г. и др. (1998). Социально-педагогические аспекты образовательной деятельности художественного музея отражены в исследованиях Юхневич М.А., Козиева В.Н., Осориной М.В. и др. (1998).
Наряду с музеями, которые являются государственными структурами, существует огромное количество музеев при различных учреждениях, предприятиях, вузах, школах. Они также выполняют образовательные функции, а обеспечивается их работа активистами различных общественных движений, волонтерами. К таковым можно отнести и Музей Вредных привычек[1], который предлагается как форма профилактической работы с детьми и подростками.
Социально-педагогические задачи музея:
1. Повышение уровня осведомленности школьников о вреде ПАВ.
2. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.
Концептуальной основой является гуманитарный (диалогический) вариант музейно-педагогической деятельности: ребенок, посетитель музея, не объект, которому в одностороннем порядке транслируется нормативное знание, а участник диалога, происходящего в музейном пространстве.
Взрослому в этом диалоге отводится роль фасилитатора, «переводчика», режиссера.
В ходе экскурсии по залам Музея Вредных привычек создаются условия для личностной встречи и общения ребенка с экспонатами: не только информирование, но и проживание с опорой на все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), на ассоциативное мышление.
Наряду с традиционными методами (беседа, рассказ, демонстрация…) сотрудники музея широко используют ролевые игры и игровые приемы, элементы театрализации и эвристики.
Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, рекреации, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере и т.п.
Содержание каждого зала универсально в том смысле, что может быть предложено и младшим школьникам, и подросткам, и старшеклассникам. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Стенды, экспонаты при этом трансформируются (например, происходит замена фотографий, текстов, упрощаются статистические данные и т.п.), а содержание экскурсий адаптируется под критерий доступности.
Коллектив музея состоит из волонтеров.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 901 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
|