АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ АНЕМИЙ

Прочитайте:
  1. I По этиопатогенезу
  2. I. Патогенез эндогенной интоксикации
  3. III. Изложите Ваши представления о патогенезе выявленных Вами синдромов при данном заболевании.
  4. III. Патогенез
  5. IV. Составьте схему патогенеза пневмоний
  6. IV. Этиология
  7. IV. Этиология.
  8. IX. Этиология, патогенез,
  9. IХ.2. Патогенез
  10. L Этиология – пневмоциста, Chl.trachomatis

 

Наиболее частой причиной железодефи­цитной анемии являются кровопотери. Основное зна­чение в развитии малокровия имеют длительные по­стоянные, хотя и незначительные кровопотери. Речь идет чаще всего о том, что количество теряемого из организма железа превышает количество железа, кото­рое человек может получить с пищей.

Как уже указывалось, возможность физиологиче­ского всасывания железа из пищи ограничена. Обыч­ный рацион мужчин (3000 ккал) содержит 18 мг же­леза, из которых может всосаться 6—7%, т. е. 1—1,5 мг. Рацион женщин составляет 2000—2500 ккал, т. е. 12—15 мг железа, из которых всасывается 1—1,3 мг, но при повышенных потребностях организма в железе из пищи может всосаться максимально 2 мг.

Следовательно, дефицит железа в организме разви­вается при состояниях, при которых за сутки теряется количество железа, превышающее 2 мг.

Физиологические потери железа у мужчин с мочой, калом, потом, слущивающимся эпителием кожи не пре­вышают 1 мг, поэтому при нормальном содержании железа в рационе, нормальном питании, нормальном кишечном всасывании, при отсутствии кровопотери из желудочно-кишечного тракта, из мочевой системы, из носа у мужчин не должен развиваться дефицит железа.

У женщин имеются те же расходы железа, что и у муж­чин, но к этому прибавляются потери железа с кровью во время менструаций и потери железа в период бере­менностей, родов и лактации. В связи с этим у женщин очень часто потребности в железе превышают возмож­ности всасывания железа из пищи. Это и является наиболее частой причиной железодефицитных анемий.

Выше указано, что 10—25% женщин, которые счи­тают себя практически здоровыми, за время менструа­ции теряют более 40 мг железа; у 5% потеря крови за цикл превышает 90 мл (45 мг железа). Женщины, жалующиеся на большие кровопотери, теряют около 100—500 мл крови (50—250 мг железа). Суточная потребность в железе у женщин, теряющих 30—40 мл крови за менструацию, —1,5—1,7 мг. При обильных и длительных менструальных кровопотерях потреб­ность в железе у женщин возрастает до 2,5—3 мг в сутки, однако такое количество железа не может всо­саться даже при значительном его содержании в пище. Из этого количества фактически всасывается за сутки 1,8—2 мг, а 0,5—1 мг не удается пополнить поступле­нием в организм железа. За месяц, таким образом, ос­тается дефицит в 15—20 мг. В течение года этот дефи­цит увеличивается до 180—240 мг, а в течение 10 лет возрастает до 1,8—2,4 г. Даже при меньшей степени кровопотери может возникнуть дисбаланс между по­требностью в железе и его поступлением в организм. В случае обильных, но недлительных менструальных кровопотерь, продолжающихся не более 3—4 дней, по­теря крови может превысить 60 мл (30 мг). В этих слу­чаях дефицит железа может развиться за более длин­ный промежуток. 50—60 мг железа могут быть потеря­ны без восполнения за год, т. е. 600 мг за 10 лет и 1,8 г за 30 лет жизни. Следовательно, к возрасту 42—45 лет женщина подходит с выраженным дефицитом железа, при этом ни врачу-гинекологу, ни. врачу-терапевту не удается выявить патологии в продолжительности и да­же интенсивности менструальных кровопотерь, так как сама женщина рассматривает такие кровопотери как нормальные.

Большое значение в патогенезе железодефицитных анемий у женщин имеют беременности. Одна беремен­ность и лактация без предшествующего дефицита же­леза, как правило, не приводят к существенному опу­стошению запасов железа 6 организме Женщины, одна­ко уже вторая беременность, наступившая в короткий срок после первой, или первая беременность на фоне предшествующего скрытого дефицита железа приво­дит к существенному недостатку железа в организме. Дефицит железа не может не развиться у женщины, имеющей более 4 детей, так как при каждой беремен­ности, родах, лактации женщина теряет из организма не менее 700—800 мг железа. Суточная потребность в железе у женщин в период беременности нередко воз­растает до 3,5 мг, хотя реально из пищи может всосать­ся не более 2—2,5 мг. Следовательно, при каждой бе­ременности развивается некоторый дефицит железа; он может быть в дальнейшем ликвидирован (без спе­циального лечения) лишь в случае достаточно хороше­го питания, при отсутствии обильных и длительных менструальных кровопотерь и в случае, если последую­щая беременность будет не ранее чем через 4—5 лет. Понятно поэтому, что железодефицитные анемии чрез­вычайно широко распространены среди женщин.

Кроме менструальных кровопотерь, большое значе­ние в патогенезе железодефицитной анемии придается кровопотерям из желудочно-кишечного тракта. Именно эти кровопотери оказываются самой частой причиной дефицита железа у мужчин; у женщин это вторая по частоте причина дефицита железа. Такие кровопотери могут быть следствием язвы желудка или двенадцати­перстной кишки, опухолей желудка или кишечни­ка, дивертикулов различной локализации, глистной инвазии, эрозий слизистой оболочки желудка при наличии грыжи пищеводного отверстия диафрагмы и др.

Хотя кровопотери из мочевых путей редко приводят к развитию железодефицитной анемии, следует пом­нить, что постоянная потеря эритроцитов с мочой не может не приводить к дефициту железа. В такой же мере это относится к потере железа с мочой не в соста­ве эритроцитарного гемоглобина, а при гемоглобинурии и особенно при гемосидеринурии у больных бо­лезнью Маркиафавы — Микели или гемолизиновой формой аутоиммунной гемолитической анемии.

Постоянные носовые кровотечения, наблюдающие­ся при наследственной геморрагической телеангиэктазии (болезнь Рандю — Ослера), как правило, приводят к развитию постгеморрагической железодефицитной анемии.

В настоящее время опубликованы многочисленные работы о железодефицитных анемиях у доноров, посто­янно сдающих кровь.

Все указанные выше состояния можно охарактери­зовать как хронические постгеморрагические железо­дефицитные анемии, обусловленные наружной потерей крови. Значительно реже встречаются железодефицит­ные анемии, обусловленные кровопотерей в замкнутые полости с последующим нарушением реутилизации же­леза: при изолированном легочном сидерозе; при гломических опухолях, внутрь которых изливается кровь без последующей утилизации железа; при эндометриозе, который не связан с полостью матки.

Раньше большое значение в развитии железодефи­цитной анемии придавалось нарушению желудочной секреции; считалось, что атрофический гастрит с ахи­лией является самой частой причиной железодефицит­ной анемии. До настоящего времени во многих руко­водствах по терапии выделяют гастрогенную железо­дефицитную анемию. Тем не менее ахилия может лишь способствовать развитию железодефицитной анемии при наличии значительных потребностей железа в ор­ганизме. Само по себе нарушение желудочной секреции не приводит к железодефицитной анемии. Как уже ука­зывалось, соляная кислота значительно усиливает вса­сывание трехвалентного железа, незначительно усили­вает всасывание двухвалентного железа и практически не оказывает влияния на всасывание железа, входяще­го в состав гема. По данным В. Н. Петрова и М. М. Щербы (1975), всасывание железа у больных атрофическим гастритом и ахилией составляет в сред­нем 7,1 ±1,5% при норме 8,3 ±1,1%.

Пища, состоящая из продуктов как животного, так и растительного происхождения, содержит железо как в форме гема, так и в виде ионов Fe++ и Fe+++, при этом всасывается главным образом железо, входящее в состав гема и находящееся в виде Fe++. Количество железа, которое может всосаться при нормальной сек­реции и при ахилии, оказывается достаточным, чтобы покрыть нормальные расходы железа. При повышен­ных его расходах всасывание железа из пищи значи­тельно увеличивается. При нормальной секреции это увеличение выражено в большей степени, чем при ахи­лии. Поэтому можно говорить лишь о том, что пони­женная желудочная секреция может явиться дополни­тельным фактором, способствующим развитию дефи­цита железа при повышенных потребностях организма в железе.

У взрослых людей дефицит железа может быть связан с нарушением кишечного всасывания, что на­блюдается при хронических энтеритах. В этих случаях нарушается всасывание не только железа, но и других веществ. Нарушение всасывания железа наблюдается у лиц, перенесших обширные резекции тонкой кишки.

Железодефицитная анемия часто встречается у де­тей, особенно младшего возраста. Заболевание может развиваться у них вследствие недостаточного получе­ния железа при недоношенности, многоплодной бере­менности, а также при отказе ребенка от еды.

Kimber, Weintraub (1968) установили, что у детей в отличие от взрослых в случае дефицита железа вса­сывание его не увеличивается, а уменьшается, по­скольку для усвоения железа из молока требуются ферменты кишечника, также содержащие железо. Сам по себе дефицит железа приводит к ряду нарушений в желудочно-кишечном тракте, способствующих усу­гублению дефицита железа. Значительная роль в этом принадлежит также нарушению питания ребенка.

У детей 2—3 лет наступает относительная компен­сация, содержание гемоглобина чаще повышается до нормы, хотя латентный дефицит железа может оста­ваться. В период полового созревания вновь создаются условия для развития дефицита железа, особенно у девушек. Усиленный рост и появление менструальных кровопотерь в этот период повышают потребность в железе. Нередко к этому присоединяются такие фак­торы, как снижение аппетита и неправильное питание, иногда связанное с желанием похудеть. Имеют значе­ние, по всей вероятности, и гормональные факторы. Так, андрогены способствуют более активному эритро­поэзу и более активной утилизации железа, тогда как эстрогены не оказывают подобного действия [Gurney, Fried, 1965; Mann et al., 1965; Duarte, Sanches-Medal, 1967]. Остается спорным вопрос о роли врожденного дефицита железа в патогенезе железодефицитной анемии подросткового возраста.

Большой интерес представляет вопрос о так назы­ваемой эссенциальной, или идиопатической, железо­дефицитной анемии. Во многих классификациях, при­нятых в настоящее время, помимо так называемой эссенциальной железодефицитной анемии, выделяют также железодефицитную анемию, связанную с пони­женной желудочной секрецией, и называют ее либо гастрогенной, либо ахлоргидридной анемией, ли­бо поздним хлорозом. Г. А. Алексеев (1970) расцени­вает эссенциальную железодефицитную анемию, или поздний хлороз, как вариант хронической постгемор­рагической анемии, при которой имеется ахилия, усу­губляющая степень анемии. С. П. Рябов рассматрива­ет эссенциальную железодефицитную анемию как па­тологическое состояние, при котором вполне вероятна первичная роль желудка в нарушении всасывания же­леза. Т. С. Истаманова и соавт. считают, что эссенциальная железодефицитная анемия — это особая фор­ма малокровия, -конкретные причины которой еще не установлены. М. М. Щерба и Н. Н. Тенигина предла­гают сохранить этот термин для тех случаев, когда причину дефицита железа невозможно установить с достаточной точностью.

В настоящее время наметилась тенденция объеди­нить в группу эссенциальных железодефицитных ане­мий все формы этого заболевания, при которых, каза­лось бы, не удается найти явной причины малокровия. Диагноз «эссенциальная железодефицитная анемия», таким образом, дает врачу повод пренебречь необхо­димостью дальнейшего обследования больного. Одна­ко именно в этой группе больных наиболее часто встре­чаются нераспознанные кровопотери из желудочно-ки­шечного тракта. За последние годы в клинику кафед­ры гематологии ЦОЛИУВ поступило значительное число больных с диагнозом: эссенциальная железоде­фицитная анемия. У многих из них удалось установить причину малокровия. Так, использование радиоактив­ного хрома помогло выявить у части этих больных кровопотерю из желудочно-кишечного тракта, не да­вавшую мелены и протекавшую с отрицательной про­бой Вебера и отрицательной или слабоположительной пробой Грегерсена.

В то же время под видом эссенциальной железоде­фицитной анемии нередко проходят другие, значитель­но более редкие формы железодефицитной анемии (изолированный легочный сидероз, гломическая опу­холь и др.). Иногда диагноз эссенциальной железоде­фицитной анемии ставят больным гипохромной анеми­ей и высоким содержанием железа (талассемии, на­рушения синтеза порфиринов, свинцовое отравление). Поэтому нам представляется, что диагноз эссенциаль­ной железодефицитной анемии вообще не должен ис­пользоваться в практической деятельности врача.

В классификации, представленной нами ранее [Идельсон Л. И., 1979], построенной по патогенетическому принципу, мы предлага­ем делить железодефицитные анемии на 5 подгрупп.

1. Хронические постгеморрагические железодефицитные ане­мии.

2. Железодефицитные анемии, связанные с недостаточным ис­ходным уровнем железа (у новорожденных и детей млад­шего возраста).

3. Железодефицитные анемии, связанные с повышением по­требности в железе (без кровопотери).

4. Железодефицитные анемии, связанные с нарушением вса­сывания железа и поступления его с пищей.

5. Железодефицитные анемии, связанные с нарушением транс­порта железа.

В патогенезе клинических проявлений болезни имеет значение как недостаточное обеспечение тканей кислородом, так и в большей степени — нарушение активности ряда ферментов тка­ней организма. Beutler (1960) установил, что в тканях животных с сидеропенией без выраженной анемии снижена активность гемсодержащих ферментов (цитохром С, цитохромоксидаза), а так­же ферментов, для активации которых необходим ион железа (сукцинатдегидрогеназа). Dagg с соавт. (1966) обнаружили сни­жение активности цитохромоксидазы слизистой оболочки щеки у больных с дефицитом железа. Это подтвердил М. М. Щерба (1971), который обнаружил также, что при дефиците железа сни­жается активность сукциндегидрогеназы эпителия слизистой обо­лочки. По данным М. М. Щербы и Е. Н. Михайловой (1971), при железодефицитной анемии в нейтрофилах снижается активность пероксидазы и цитохромоксидазы. Dallman, Schwartz (1965) наб­людали у крыс с нерезко выраженным дефицитом железа сниже­ние содержания цитохрома С в слизистой оболочке кишки и в скелетных мышцах, но даже при тяжелой степени дефицита со­держание цитохрома С в миокарде и головном мозге остается близким к норме. Однако, по данным М. М. Щербы, активность сукцинатдегидрогеназы и в миокарде и содержание миоглобина при железодефицитной анемии у экспериментальных животных значительно снижались. Symes с соавт. (1969, 1971) обнаружили у крыс с дефицитом железа снижение активности митохондриальной моноаминоксидазы. Активность фермента становилась нор­мальной на.6-й день после начала лечения животных препарата­ми железа.

Finch с соавт. (1976) исследовали мышечную силу у крыс с железодефицитной анемией, вызванной исключением железа из их пищи в течение месяца. У всех животных в вену был вставлен катетер, чтобы можно было при необходимости выпустить или пе­релить эритроциты с целью приравнять уровень гемоглобина у подопытных и контрольных животных. Мышечная сила подопыт­ных животных была значительно ниже, чем у контрольных, хотя уровень гемоглобина у них был одинаковым. Части животным, получавшим пищу, лишенную железа, перед опытом был введен препарат железа. Мышечная сила у этих животных приближалась к норме. Авторы установили, что у животных, находившихся на диете, лишенной железа, снижено количество цитохромов и миоглобина, снижена скорость окислительного фосфорилирования при использовании в качестве субстрата солей пировиноградной, ян­тарной кислот, a-глицерофосфата. Было высказано предположение, что мышечная слабость при железодефицитной анемии обусловле­на в первую очередь дефицитом активности фермента a-глицерофосфатоксидазы.

Остается неясным патогенез извращения вкуса при дефиците железа. Вероятно, это связано со снижением активности фермен­тов, содержащих гем или требующих присутствия железа для проявления своей активности. Неясен также патогенез субфеб­рильной температуры.

Ферментные нарушения имеют большее значение в патогенезе клинических проявлений болезни, чем снижение содержания гемо­глобина, так как при дефиците железа включаются ряд компенса­торных механизмов, способствующих нормализации отдачи кисло­рода из гемоглобина тканям. Еще в 1934 г. П. И. Егоров и А. А. Александров обнаружили, что при железодефицитной анемии легче, чем в норме, переносится подъем на высоту, приводящий к снижению парциального давления кислорода. В отличие от дру­гих видов анемий железодефицитная анемия не сопровождается повышением уровня эритропоэтина, нормальной реакцией на ги­поксию [Идельсон Л. И., 1961]. По данным Ф. С. Рашковской, при железодефицитной анемии у детей повышена активность фермен­тов глюкозо-6-фосфатдегидрогенаэы, гексокиназы, глицеральдегидфосфатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, повышено содер­жание в эритроцитах 2,3-дифосфоглицериновой кислоты. Это ве­щество используется организмом для снижения сродства гемогло­бина к кислороду и повышенного выхода кислорода в ткани.

Кроме того, понижение транспортной способности крови ком­пенсируется сердечно-сосудистой системой. При железодефицит­ной анемии повышается минутный объем крови преимущественно за счет повышения ударного объема и в меньшей степени за счет учащения пульса. Имеет значение также снижение периферическо­го сопротивления вследствие изменения нагрузки сердечной мыш­цы и в результате облегчения венозного возврата крови к сердцу [Колкер Я.С., 1975]. Однако при значительной выраженности ма­локровия механизмы компенсации оказываются недостаточными, и у больных появляются признаки гипоксии тканей.

Имеются данные об изменении клеточного иммуни­тета при железодефицитной анемии. Так, Joynson с соавт. (1972) обнаружили при дефиците железа сниже­ние бласттрансформации лимфоцитов и снижение продукции фактора, тормозящего миграцию макрофа­гов. Продукция фактора восстанавливалась до нормы при лечении препаратами железа. Было установлено, что при дефиците железа снижено количество Т-лимфоцитов и снижено включение тимидина в стимулиро­ванные лимфоциты в культуре [Macdougal et al., 1975].

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 596 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)