Клинические проявления дефицита железа в организме очень многообразны и зависят от ряда факторов. Как известно, анемия при недостатке железа в организме проявляется не сразу. Ей предшествует длительный период латентного дефицита железа, когда имеются четкие признаки снижения запасов железа в организме без явных признаков малокровия.
Часть симптомов, наблюдаемых при дефиците железа, связана с малокровием, низкой концентрацией гемоглобина. Эти симптомы развиваются только при снижении гемоглобина и не обнаруживаются при латентном дефиците железа. Ряд симптомов, характерных для дефицита железа, не связан со снижением гемоглобина; эти симптомы наблюдаются как при малокровии, так и при латентном дефиците железа. Выраженность симптомов, связанных с малокровием, различна даже при одном и том же уровне гемоглобина. Имеет значение как степень адаптации организма к малокровию, так и возраст больного, пол. У мужчин анемия чаще переносится хуже, чем у женщин; пожилые переносят малокровие хуже, чем молодые.
При значительном снижении гемоглобина на первый план выступают общеанемические симптомы, т. е. связанные с недостаточным обеспечением тканей кислородом: слабость, головокружения, сердцебиения, одышка, обмороки. Частота этих симптомов неодинакова. По данным М. М. Щербы и Н. Г. Тенигиной (1975), на первом месте среди этих симптомов стоит слабость, которая встречается у 92% больных; затем — одышка (69,2% больных), сердцебиение (62,2%), головокружения (57%), обмороки (15,4%). Нередко при железодефицитных анемиях обнаруживаются головные боли, чаще проявляющиеся в душном помещении. Следует отметить, что эти симптомы свойственны не только железодефицитной анемии. В той или иной степени она наблюдаются и при других формах малокровия.
Есть, однако, симптомы, которые свойственны только дефициту железа. Это так называемые сидеропенические симптомы. Для железодефицитной анемии характерны выраженные изменения кожи, ногтей, волос, которые не встречаются при других видах
Малокровия. Для дефицита железа характерна мышечная слабость не соответствующая степени анемии. Для железодефицитной анемии характерны извращения вкуса.
У больных часто отмечается сухость кожи, нередко на поверхности кожи рук и ног появляются трещины. Очень характерным признаком дефицита железа является ангулярный стоматит. Трещины в углах рта возникают при дефиците железа у 10—15% взрослых людей. Мы нередко наблюдали четкую зависимость между обострением дефицита железа у больной и появлением трещин в углах губ, полностью проходящих на фоне лечения малокровия препаратами железа.
Очень характерны для дефицита железа изменения в ногтях. При наиболее тяжелых формах заболевания выпуклость ногтей сменяется их уплощением и даже вогнутостью. Нередко наблюдается резкое истончение ногтей, их выраженная ломкость. Койлонихия часто описывается как симптом дефицита железа (греч. koilos — впалый, nuci — ноготь). Ложкообразные ногти встречаются как у взрослых, так и у детей. По данным Hogan, Jones (1970), изменения в ногтях встречаются у 25% всех больных железодефицитной анемией. М. М. Щерба и Н. Г. Тенигина обнаружили типичную койлонихию у 31 из 142 обследованных больных (21,8%).
Глоссит, сопровождающийся болезненностью и покраснением языка, атрофией сосочков встречается нередко при железодефицитной анемии. Этот симптом в 25% случаев наблюдается и при В12-дефицитной анемии; частота при дефиците железа колеблется от 13 до 5%. Иногда при дефиците железа наблюдается дисфагия, которая расценивается ошибочно как симптом опухоли пищевода.
По данным Oski (1979), дисфагия наблюдается у 5% больных дефицитом железа. Нам также редко приходилось встречать этот симптом.
Мышечная слабость наблюдается у подавляющего большинства больных железодефицитной анемией. Характерно, что многие больные с дефицитом железа не могут выполнять привычную для них нетяжелую физическую работу, однако после начала лечения препаратами железа при таком же низком уровне гемоглобина, как и до лечения, у больных значительно повышается трудоспособность, исчезает слабость. Часто мышечная слабость является первым симптомом, на который больные обращают внимание.
Вероятно, с мышечной слабостью связан еще один симптом, наблюдаемый при железодефицитной анемии: больные жалуются на императивные позывы на мочеиспускание, у девочек с дефицитом железа наблюдается ночное недержание мочи. Часто больные жалуются на неспособность удержать мочу при смехе, кашле. При этом нет резей при мочеиспускании и изменений в анализах мочи. Эти расстройства иногда полностью проходят через 2—3 нед после начала лечения препаратами железа, хотя уровень гемоглобина остается низким.
Для железодефицитной анемии характерны изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. По данным Я. С. Колкера (1975), у 2/3 больных отмечаются одышка и сердцебиение; одышка чаще небольшая, связанная с физической нагрузкой; у 1/3 больных бывают боли в груди и отеки на ногах. У пожилых людей с железодефицитной анемией особенно легко наступает сердечная декомпенсация, иногда появляются приступы стенокардии. У ряда больных наблюдается тахикардия, однако она не является обязательным признаком заболевания. Артериальное давление иногда снижается, особенно диастолическое. У части больных железодефицитной анемией определяется увеличение границ относительной тупости сердца влево. При выслушивании нередко определяется приглушение первого тона и характерный систолический шум, наиболее интенсивно выслушивающийся на верхушке и в точке проекции легочной артерии.
Для дефицита железа характерно поражение желудочно-кишечного тракта. Давно известно, что железодефицитная анемия часто сочетается с атрофией слизистой оболочки желудка и ахилией [Einhorn, 1903]. По данным В. Н. Петрова (1975), у больных со скрытым дефицитом железа имеется тенденция к снижению кислотообразующей функции желудка. Е. С. Рысс установил, что железодефицитная анемия приводит к ахлоргидрии, выявляемой при использовании максимальной гистаминовой пробы у 13% больных железодефицитной анемией. Почти у половины больных Е. С. Рысс обнаружил атрофический гастрит. У 12% больных выявлены симптомы поверхностного гастрита. Одной из особенностей хронического гастрита при железодефицитной анемии, по данным Е. С. Рысса и А. Р. Лужис, является раннее и распространенное поражение желез желудка с исходом в атрофический гастрит. Изучение динамики гастрита при железодефицитной анемии показало возможность повышения кислотности желудочного содержимого в ходе лечения железодефицитной анемии [Кончаловский М. П., Дульцин М. С, 1936; Николаева П. М, 1961; Шерман С. И. и др., 1966]. Однако, по данным Е. С. Рысса, в тех случаях, когда у больных имелась атрофия слизистой оболочки и гистаминоупорная ахилия, лечение препаратами железа не приводило ни к улучшению гистологических показателей, ни к восстановлению секреции. Очевидно, изменения в слизистой оболочке желудка при дефиците железа связаны с нарушениями тканевого дыхания.
У детей при дефиците железа обнаруживаются признаки нарушения кишечного всасывания жиров, ксилозы, железа. Описываются кровопотери из желудочно-кишечного тракта, связанные с вскармливанием коровьим молоком.
Как у взрослых людей, так и у подростков для дефицита железа независимо от уровня гемоглобина характерно извращение вкуса, которое принято называть pica chlorotica. Больные часто едят несъедобные вещества — мел, зубной порошок, уголь, глину, песок. Считается характерным также влечение к употреблению льда (погофагия). Часто больные едят сырыми продукты, которые принято есть только в вареном или жареном виде: сырые крупы, тесто, сырой фарш.
Характерно, что у больных железодефицитной анемией нередко бывают пристрастия к необычным запахам — керосина, мазута, бензина. Как самый приятный запах больные нередко отмечают запах ацетона, лака для ногтей, гуталина, нафталина, выхлопных газов машин, галош и даже запах мочи.
Причина этих извращений полностью неясна. Можно только говорить о четкой зависимости этих необычных пристрастий к дефициту железа, так как они полностью проходят на фоне приема препаратов железа и нередко рецидивируют после повторного обострения железодефицитной анемии.