АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Лечение эфирной маской по Свядощу
Проводя лечение больных истерическим мутизмом эфирным наркозом, А. М. Свядощ в 1941 г. обратил внимание на то, что некоторые из них при наложении маски с эфиром задерживали на некоторое время дыхание и пытались сбросить
с себя маску. При этом они издавали громкий крик и делали выдох, то есть истерический мутизм снимался до того, как больные вдыхали эфир, до того, как наступали явления опьянения.
При лечении больных эфирным наркозом по общепринятой методике эта задержка дыхания в ответ на раздражающее действие паров эфира была слабо выражена. Таким образом, и при обычном эфирном наркозе больной часто сначала проходит стадию задержки дыхания и лишь затем начинает вдыхать пары эфира.
Оказалось, что истерический симптом может сниматься в стадии задержки дыхания, если сделать ее достаточно выраженной, и что нецелесообразно стремиться пройти ее и достигнуть эфирного опьянения. Устранение истерического симптома в этой стадии не сопровождается амнезией, в связи с чем рецидива его обычно не наступает. Кроме того, больные не вдыхают пары эфира, обладающие токсическим влиянием, особенно на паренхиматозные органы.
Исходя из изложенного, А М. Свядощем был разработан и с 1943 г. в военно-полевых условиях применен метод эфирной маски для купирования истерических симптомов. Первоначально он был назван методом острой гипоксемии. Однако в дальнейшем автор убедился в том, что острой гипоксемии при этом не наступает, а возникает лишь задержка дыхания с реакцией страха.
Техника лечения. Больному указывают, что в основе его болезни лежит торможение — «частичный сон» определенного участка коры — и что ему будет дано лекарственное вещество, которое сразу же устранит это состояние торможения, в связи с чем нарушенная функция тут же полностью восстановится. Больного крепко фиксируют в горизонтальном положении (при истерических парезах и параличах парализованная часть тела остается свободной). Важно, чтобы больной при фиксации почувствовал, что он не может двигаться. Для этого лучше всего крепко фиксировать его несколькими простынями и удерживать физически здоровыми людьми.
Лицо больного смазывают вазелином. Искусственные зубы вынимают. Маску для наркоза берут достаточных размеров, чтобы прикрыть рот и нос при любых движениях челюстей (она может быть легко изготовлена из упругой проволоки; маски Эсмарха обычно малы). Ее обкладывают более толстым слоем ваты и марли, чем обычно, и наливают в нее 40—80 мл эфира для наркоза, с тем чтобы все
слои ваты и марли в маске были густо пропитаны эфиром. Маску встряхивают, чтобы с нее стек избыток эфира, и внезапно плотно накладывают на лицо больного на время от нескольких десятков секунд до 11/2 мин. Маску снимают, как только у больного наблюдается устранение истерических симптомов, например, крик при истерическом мутизме, восстановление движения в бывшей парализованной конечности. В тех случаях, когда трудно судить, снялась ли истерическая реакция, пока маска находится на лице больного и контакт с ним затруднен (например, при истерической глухоте), маску снимают через 10—15 с от начала психомоторного возбуждения, являющегося одним из ранних и постоянных признаков задержки дыхания. В случае неполного устранения истерической реакции задержку дыхания вызывают повторно с паузами в 2—3 мин до 3—4 раз. При задержке дыхания наблюдаются расширение зрачков, учащение пульса, некоторое повышение АД, сдвиг лейкоцитарной формулы, резкое кратковременное увеличение числа лимфоцитов, уменьшение (реже увеличение) числа нейтрофилов и резкое психомоторное возбуждение.
Противопоказаниями к лечению являются гипертоническая болезнь, выраженный артериосклероз, органические заболевания сердца и резкое общее истощение. Примером, иллюстрирующим эффективность данного метода, является следующее наблюдение.
Больной Ж., 26 лет. После контузии, сопровождавшейся ушибом поясницы, развился истерический паралич обеих ног, который держался в течение 6 мес. Лечение электросугтестивными и тепловыми процедурами, косвенным внушением в сочетании с вливанием глюкозы и витаминов, а также алкогольным опьянением в сочетании с внушением и гипнотическим внушением эффекта не дало. Во время лечения внушением в сочетании с болезненными дозами тока больной дал бурную двигательную реакцию, тяжело дышал, но движения в парализованных ногах не появлялось.
Больному указано, что паралич его носит обратимый характер — в основе его лежит торможение участка коры, «частичный сон» — и что ему будет дано лекарство, которое снимет это торможение и паралич сразу же полностью пройдет. После этого больной сказал товарищам по палате, что не верит в успех лечения.
Больного уложили на диван и завернули в три простыни. Кроме того, одной простыней его фиксировали к дивану на уровне груди, другой — на уровне костей таза. Один помощник крепко держал его голову, второй — правую, третий — левую кисть (через простыни). Ноги больного остались свободными. Лицо больного смазали вазелином. В маску налили 60 мл эфира для наркоза, после
чего ее внезапно плотно наложили на лицо больного. Больной задержал дыхание и 35 секунд лежал неподвижно, не дыша. Далее началось резкое психомоторное возбуждение, во время которого он пытался сбросить маску, однако это ему не удалось. На 45-й секунде он издал резкий крик и на 55-й секунде стал отчаянно стучать ногами по дивану, совершая ими размашистые движения с большой силой. После этого маска была снята и больного стали поздравлять с выздоровлением, говоря ему, что теперь мышечная сила в его ногах полностью восстановилась.
Однако, когда больному предложили двигать ногами, он стал это делать медленно, обнаруживая слабую мышечную силу. Тогда помощнику было предложено попытаться держать ноги больного, чтобы убедиться в том, что мышечная сила в них полностью восстановится после того, как еще раз проведут лечение, и тут же вновь наложена маска на лицо больного. Через 20 секунд наступило резкое психомоторное возбуждение, во время которого больной с силой отбросил ногами помощника, пытавшегося удержать его ноги неподвижными. Больному сказано: «Теперь вы видите, что сила в ногах полностью восстановилась. Вы можете ими свободно двигать. Двигайте!». И больной стал свободно двигать ногами, обнаруживая хорошую мышечную силу. Ему сказано: «Теперь вы здоровы и можете идти в палату». После этого его освободили от простынь и он пошел самостоятельно, благодаря врачей за лечение. Рецидива не наступило.
Во время лечешю больной ни разу эфир не вдыхал и признаков эфирного опьянения не обнаруживал.
Один из больных, леченных этим способом в психиатрической клинике Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, следующим образом описал свое состояние: «...Мне сказали, что сейчас мой слух сразу полностью восстановят, но что именно со мной собираются делать, я не знал. Я не поверил, что меня смогут вылечить, так как полная глухота у меня держалась в течение месяца и лечение не помогало. Меня привели в кабинет, уложили на диван и завернули в простыни так, что я не мог двинуться. Вдруг мне надели на лицо маску так плотно, что мне и рта раскрыть нельзя было. В нос ударил очень резкий запах лекарства (в маску было налито 80 мл эфира для наркоза). Я сразу задержал дыхание. Потом чувствую, что задыхаюсь. Страх охватил. Ни одного вдоха я не сделал, и тут маску сняли, и я стал сразу слышать и речь стала нормальной. Стал благодарить врачей за лечение.
Потом сам пошел в палату. Чувствовал себя хорошо, слух полностью восстановился».
По наблюдению врачей, первые 40 с от наложения маски больной лежал спокойно, неподвижно. Затем издал громкий крик и началось резкое психомоторное возбуждение с попыткой сорвать маску, после чего через 10 с маска была снята. Всего маска была наложена на 50 с. Дыхательных движений больной в это время не делал, выдыхаемый им воздух, после того как маска была снята, был без запаха эфира. Признаков эфирного опьянения не обнаруживалось.
Как показали наблюдения при лечении 300 больных, из которых у 81 % была так называемая постконтузионная (по нашему мнению, истерическая) глухонемота, возникшая после контузии, и у 19 % истерические параличи, глухота, амав-роз, блефароспазм, ступор, как правило, по описанному методу удается немедленно, одномоментно купировать истерические симптомы, не только свежие, но и затяжные, даже при большом внутреннем сопротивлении больного лечению. Каких-либо осложнений ни в одном из 300 случаев не наблюдалось.
Описанный метод применим при лечении истерии с наличием симптомов выпадения функции (истерический ступор, параличи, глухонемота, слепота и т. п.), не поддавшихся другим видам терапии. Он особенно эффективен при лечении истерических параличей, мутизма, глухонемоты и ступора. При лечении по этому методу косвенное внушение и эмоциональное потрясение, связанное с неожиданностью процедуры, существенной роли не играют. Основное значение имеет задержка дыхания, вызывающая аффект страха с психомоторным возбуждением. При этом наступает устранение истерического симптома путем «смывания тормозных пунктов в мозге волной возбуждения».
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1105 | Нарушение авторских прав
|