АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Классификация психотропных препаратов

Прочитайте:
  1. I. Классификация форм организации образовательно -воспитательного процесса
  2. I. Токсические реакции на введение анестезирующих препаратов
  3. I. Формы организации процесса обучения и их классификация
  4. I.Особенности приготовления препаратов
  5. II. Классификация эндогенной интоксикации
  6. III. Классификация лекарственных форм в зависимости от способа введения в организм.
  7. III. Классификация ОА.
  8. L Классификация общих/видовых лейкоцитозов
  9. TNM классификация рака молочной железы (5-й пересмотр)
  10. TNM классификация.

1. Психолептики

а. Большие транквилизаторы

1) фенотеазип (хлорпромазин)

2) резерпин и его производные (резерпин, тетрабеназин)

3) бутирофен (галоперидол и трифлуперидол)

б. Малые транквилизаторы

1) бензодиазепин (хлордиазепоксид, диазепам)

2) заменители диола (мепробамат)

3) производные дифенилметана (бенактизин)

в. Седативные препараты

1) барбитураты (амилобарбитон, фенилбарбитон)

2) алкоголь (этанол)

2. Тимолептики

а. Антидепрессапты

1) ингибиторы моноаминоксндазы (ипрониазид, паргилин)

2) трициклические аптидепрессанты (имипрамин, амитрилтилин)

3) вилоксазин

б. Стимуляторы

1) препараты, относящиеся к нейрогуморальным веществам (амфетамин, атропин)

2) Кофеин, теобромин)

3. Психомиметики (данная группа препаратов не используется в лечебных и профилактических целях)

1) вещества, содержащие индольное основание (ЛСД или псилоцибин)

2) препараты, относящиеся к норадреналину (мескалин)

3) другие (фенциклидин, тетрагидроканнабииол)

Перечень лекарственных средств, наиболее широко приме­няемых для лечения синдрома тревоги и уменьшения психофи­зиологического возбуждения при пограничных состояниях, и их дозировки представлены в табл. 4 [207. С. 103].

Рассматривая конкретные области практического примене­ния метода фармакотерапии, следует отметить, что он используется в тех видах профессиональной деятельности, где, как правило, имеют место постоянно действующие экстремальные факторы как физической, так и психологической природы: в летном труде [36; 37; 121], сложных видах операторской дея­тельности [33; 42]. Что же касается профилактики состояний, не выходящих за грань нормальных, то применение фармако­логических средств следует свести к минимуму. Главной долж­на оставаться ориентация на включение собственных механиз­мов регуляции на различных уровнях жизнедеятельности орга­низма и использование максимально естественных для челове­ка приемов повышения работоспособности.

 

Таблица 4 Лекарственные средства, применяемые для лечения синдрома тревоги

Химическое название Торговое название Дозировка
Мепробамат (Мепротан)   Милтауп   1200—1600 мг/сут в не сколько приемов
Тибамат   Тибатрап   750—2000»  
Диазепам   Валиум   6—40»  
Хлордиазепоксид   Либриум   15—100»  
•флюразепам   Далман   15—30»  
Оксазепам   Серакс   30—120»  
Гидроксизин   Атаракс   50—400»  
Пропранолол (Анаприлпн)   Индерал   30—120»  
Амитриптилин   Элавил   75—300»  
Доксепин   Синекван   75—300»  
Имипрамин (Имизин)   Тофранил   75—300»  
Хлорпромазип (Аминазин)   Торазин   10—100» (при стрессе)
Тиоридазин   Меллерил   10—100» (при стрессе)
Галоперидол   Галдол   1—5»

 

В производственных условиях большое внимание уделяется использованию такого средства, как функциональная музыка. История применения музыкальных средств для нормализации состояний человека насчитывает много веков [58]. В настоящее время это средство, а также его сочетания со световыми и цве­товыми воздействиями [12; 50; 57] получили самое широкое рас­пространение во всем мире. Существуют примеры успешного применения функциональной музыки на различных предприя­тиях: Пермском телефонном заводе, Киевской обувной фабрике, 2-м Московском часовом заводе и ряде других организаций.

Музыкальные программы, подобранные с учетом специфики труда, являются эффективным средством для борьбы с моно­тонней, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов [12; 57]. Имеются данные и об экономической эффективности внедрения этого средства воздействия на функциональное состояние работающих [20]. Бе­зусловно, как и всякое другое профилактическое средство, функциональная музыка будет оказывать благоприятное влияние только при том условии, если в полной мере учитываются требования к организации и содержанию музыкальных про­грамм, к методическим и техническим средствам их реализации [12; 107]. В целом же доступность этого метода, его высокая эффективность, хорошая сочетаемость с другими приемами оптимизации состояния и, что весьма существенно, воздействие непосредственно на психическую сферу делают ею весьма ценным инструментом психопрофилактической работы.

Более подробно вопросы функциональной музыки как сред­ства профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний рассматриваются в главе 3.

Интересен и опыт использования библиотерапии (метода «лечебного чтения») на производстве, предложенного В. М. Бехтеревым. Обычно этот метод реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов).

В условиях производственной деятельности данный метод пока применяется в основном как средство борьбы с состояния­ми монотонии [12; 47]. Однако использование библиотерапии для профилактики стресса и чрезмерных эмоциональных peакций представляется очень перспективным: каждому человеку знакомо изменение настроения и даже самочувствия после чтения любимой книги. Вероятно, данный метод было бы целесо­образно вводить во время специально организованных рабочих перерывов.

Интересно, что метод библиотерапии обнаруживает суще­ственное сходство с методом музыкотерапии в плане эффектов изменения состояния, несмотря на существенные различия в механизмах этих процессов. К сожалению, вопрос о психоло­гических механизмах положительного воздействия данных средств пока еще остается открытым и нуждается в специаль­ном исследовании.

К самостоятельной группе методов оптимизации функцио­нального состояния относятся различные приемы активного воздействия одного человека на другого. Для профилактики экстремальных состояний наиболее разработанными и чаше всего употребляемыми являются приемы суггестивного воздей­ствия и гипнотического воздействия, основанные на специфиче­ской форме внушения [63; 146; 220]. В книге «Техника врачеб­ного гипноза» П. И. Буль отмечает: «Внушаемость есть нор­мальное свойство человеческой психики... По образному выра­жение В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с «парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа—критику» [29. С. 25].

Гипноз, прежде всего, применяется как медицинская и психо­терапевтическая процедура при некоторых заболеваниях и на­рушениях психогенного характера. Однако, гипноз применим и в ряде случаев профессиональной деятельности. Есть данные об использовании гипнотических воздействий с целью раскрытия потенциальных резервов активности и творческих способ­ностей [179; 189]. В ряде исследований разнообразные гипнотические и суггестивные воздействия применялись в целях кор­рекции функционального состояния человека: так, гипноз ис­пользуется для моделирования состояний повышенной психиче­ской готовности к действию с реализацией в постгипнотическом периоде в операторской деятельности [63; 72; 74]. В последние годы появились специальные техники обучения «самогипнозу», базирующиеся на первоначальном гипнотическом внушении со стороны гипнотерапевта, используемые для повышения рабо­тоспособности у лиц некоторых массовых профессий [7; 60; 68].

Интересен опыт применения суггестивных воздействий не­вербального характера в форме определенным образом органи­зованной стимульной информации в сочетании с музыкальными произведениями с особым темпо-ритмическим рисунком для коррекции неблагоприятного состояния человека-оператора [92].

Вообще одним из перспективных направлений внедрения внушающих воздействий в производственную практику являет­ся использование различного рода суггестии в сочетании с ины­ми приемами оптимизации состояния: музыкой, дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой, программами произволь­ной регуляции мышечного тонуса [69; 154]. В качестве приме­ра можно привести комплексную программу психологической поддержки человека-оператора, разработанную для оказания направленного воздействия на функциональное состояние для достижения расслабления и последующей мобилизации [154].

Программа (общей длительностью 20 мин.) состоит из 8 блоков (элементов), каждый из которых предназначен для формирования «соответствующего компонента субъективного состояния или его фазы» [154. С. 170]: привлечения внимания занимающихся, создания установки на последующее формиро­вание позитивных эмоций, подготовки к общему расслаблению, собственно расслабления, формирования состояния диффузного бодрствования и его использования с целью отдыха, подготов­ки к мобилизации, оказанию мобилизирующих воздействий на состояние и др. Программа основывается на принципе сочета­ния различных звуковых внушающих воздействий речевого и неречевого плана (текстовая информация, вербальное внуше­ние, специально организованные музыкальные программы, зву­ковые сигналы) в комплексе с различными вариантами дыха­тельных упражнений.

Возможности использования гипнотических приемов для оптимизации функциональных состояний достаточно высоки. однако их применение в производственных условиях не всегда Целесообразно. Во-первых, глубокая форма гипнотического по­гружения представляет собой измененное состояние сознания особой природы [220], и его переживание далеко не всегда уместно в будничной производственной ситуации.

Во-вторых, весьма ограничен контингент гипнабельных лиц, тем более квалифицированных специалистов-гипнотерапевтов. способных вызвать и управлять развитием этого состояния. Высокая устойчивость к гипнотическим воздействиям у боль­шинства здоровых людей обусловлена активным противостоя­нием гипнотизируемого воле гипнотерапевта: «...далеко не вся­кое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подав­ляющем большинстве случаев налицо и встречная психическая активность, т. е. критическое отношение к словам, сопоставление их с чем-то еще» [155, С. 139]. Кроме того, малопривлекатель­на пассивная роль, отводящаяся субъекту воздействия при проведении таких процедур, внешняя навязанность его состоя­ния, зависимость от личности и установок гипнотерапевта.

Последнее обстоятельство прекрасно иллюстрируется авто­биографической заметкой В. А. Каверина в одной из его по­следних книг: «Была в моей жизни трудная полоса, когда му­чительная бессонница заставила меня прибегнуть к лечению гип­нозом. И ночь проходила ровно, я крепко спал до утра. Но на другой день странное чувство «неодиночества» не покидало ме­ня, -хотя;; я был совершенно одни в зимнем, теплом, просторном доме. Не знаю, кто оставался со мной, но кто-то оставался, а так как он был не только со мной, но и во мне, трудно было надеяться, что мне удастся отделаться от «него» до новой стра­ницы» [82. С. II].

Мы специально несколько подробнее остановились на харак­теристике гипнотического способа воздействия на состояние человека, поскольку это одна из психопрофилактических проце­дур, представленная в «чистом виде». На ее примере особенно отчетливо проявляются важность активного отношения человека к делу управления своим состоянием и зависимость успеш­ности оптимизационной работы от этого обстоятельства. В свя­зи с этим представляется важным более детальное знакомство с другой группой методов воздействия на функциональное состояние — по введенной ранее терминологии, группой внут­ренних способов, или методами саморегуляции состояний.

Главной особенностью методов саморегуляции состояний яв­ляется их направленность на формирование адекватных внут­ренних средств, позволяющих человеку осуществить специаль­ную деятельность по изменению своего состояния [71; 108; 177]. В своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. «Учись управлять собой!»—вот главный девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические системы, обряды и формы организации быта [41; 158; 186; 219].

Разрабатываемые научные методы самоуправления состоя­нием (в более общем смысле — саморегуляции) чаще всего базируются на обобщении этого полезного и многогранного опыта При этом одной из важнейших задач является исследо­вание конкретных механизмов воздействий такого рода, очищенных от искажающих мистических, религиозных к просто неверных житейских представлений. В этом видится основа для полноценного развития и использования конкретных методиче­ских средств. Детальному знакомству с имеющимися в настоя­щее время методами и приемами саморегуляции, применяемы­ми для профилактики неблагоприятных функциональных состоя­ний будет посвящена следующая глава. Предварительно сле­дует подчеркнуть, что по своему содержанию и направленности эти методы являются способами активного самовоздействия. Главная функция психолога в процессе их использования со­стоит по нашему мнению, в управлении ходом формирования необходимых внутренних средств у субъекта воздействия и в обеспечении адекватных условий их усвоения.

 

ГЛАВА 2


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 625 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)