АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

И. П. Павлов 2 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

7. Лечение активно увлекает пациента и семью. Единицей анализа в ког­нитивно-поведенческой психотерапии в настоящее время являются примеры отношений в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Более того, когнитивно-поведенческая психотерапия интересуется тем, как принадлеж­ность к определенным социальным и культурным группам влияет на систе­мы убеждений и поведение пациента, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусмат­ривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреп­лений, ведение записей и дневников, то есть методика психотерапии струк­турирована.

8. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах на­блюдаемого улучшения поведения. Если раньше поведенческая психотера­пия ставила основной своей задачей устранение или исключение нежелатель­ного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время акцент смещен к научению пациента позитивному поведению (уверенность в себе, позитивное мышление, достижение целей), активизации ресурсов личности и ее окружения. Происходит смещение с патогенетического на саногенетический подход.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (моделирование поведения) яв­ляется одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров. Мо­делирование поведения — метод, легко применимый в амбулаторных усло­виях, он ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что при­влекает клиентов, избегающих слышать слово «пациент». Он стимулирует к самостоятельному решению проблем, что очень важно для пациентов с пограничными расстройствами, в основе которых нередко лежит инфантилизм. Многие приемы когнитивно-поведенческой психотерапии представля­ют конструктивные копинг-стратегии, помогая пациентам приобрести навы­ки адаптации в социальной среде.

Наиболее известными являются следующие поведенческие и когнитивные приемы: реципрокная ингибиция; методика наводнения; имплозия; парадок­сальная интенция; методика вызванного гнева; метод «стоп-кран»; исполь­зование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструкций, методов релаксации одновременно; тренинг уверенного поведения; методы са­моконтроля; самонаблюдение; прием шкалирования; исследование угрожа­ющих последствий (декатастрофизация); преимущества и недостатки; опрос свидетельских показаний; исследование выбора (альтернатив) мыслей и дей­ствий; парадоксальные приемы и др.

Особое место в рассматриваемом направлении занимает рационально-эмоциональная психотерапия Элиса и когнитивная терапия Бека.

Когнитивно-поведенческая психотерапия — это развивающееся направ­ление. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул— реакция», оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в пос­ледние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик.

Опытное (экзистенциально-гуманистическое) направление. Весьма не­однородное направление в психотерапии, что находит выражение даже в раз­нообразии терминов, которые используются для его названия. Наряду с тер­мином «гуманистическое направление» его также часто обозначают как «эк­зистенциально-гуманистическое» или «опытное». Традиционно в него вклю­чают разные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Личнос­тная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматриваются как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Далеко не все­гда эти подходы основываются на собственно гуманистической психологии. Поэтому термин «гуманистическое направление» не точно отражает содержа­ние конкретных школ. По сути, только одна ветвь этого направления может быть названа гуманистической психотерапией. Более адекватным, вероятно, является термин «опытное направление», однако используется также назва­ние «гуманистическое направление» с учетом сложившейся традиции и свя­зи каждого конкретного подхода с гуманистической психологией.

Психологическая концепция. Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиориз­ма) сформировалась как самостоятельное направление в 50-х гг. XX в. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистен­циализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гума­нистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и ста­новлению человека. Феноменология — описательный подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь-и-теперь») как основному феномену в изучении и понимании чело­века. Можно отметить и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела, единству человеческого духовного на­чала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникаль­ная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представля­ющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Концепция личности. Гуманистическая психология во многом развива­лась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере че­ловеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню пер­вичных и даже животных инстинктов, недостаточное внимание к сознатель­ной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игно­рирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотре­ние тревоги только как негативного фактора — именно эти психоаналити­ческие воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание лишь на внешнем поведении и лишая человека глу­бины и духовного, внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в ма­шину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология про­возгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматри­вает личность как уникальное, целостное образование, понять которое за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним их фундаментальных положений гуманистической психологии. Ос­новными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного раз­вития являются специфически человеческие свойства — стремление к раз­витию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению оп­ределенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существо­вания. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремяща­яся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Гуманистическая психология не раз­деляет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведе­ния и его целью является самоактуализация, которая рассматривается как «гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду». Основные принципы гуманистической психологии формулируются следу­ющим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможно­стей человека, способности к росту.

Самоактуализация. Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации спо­собностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенци­ала. Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает как высшая чело­веческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта по­требность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. Один из основате­лей гуманистической психологии Маслоу разработал иерархическую модель потребностей: 1-й уровень — физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.); 2-й уровень — потребность в безопасности (потреб­ности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги); 3-й уровень — потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба); 4-й уровень — потребность в самоуважении (по­требность в самоуважении и уважении и признании другими людьми); 5-й уровень — потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реа­лизации собственных способностей, возможностей и личностного потенциа­ла, личностного совершенствования). Согласно этой концепции, высшие (вы­шележащие) потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены низшие. Продвижение к высшей цели — са­моактуализации, психологическому росту, не может осуществляться, пока индивид не удовлетворит более низшие потребности, не избавится от их до­минирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией индивида на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности, уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать доста­точно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуа­лизация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к уси­лению потребности в безопасности и возвра­ту к старым, безопасным стереотипам.

Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал, как процесс реализации человеком своего потен­циала с целью стать полноценно функциони­рующей личностью. Полное раскрытие лич­ности, «полное функционирование* (и пси­хическое здоровье), с точки зрения Роджер­са, характеризуется следующим: открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью, спо­собность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень твор­чества. Жизненный опыт человека рассматривается с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает ак­туализации, то человек оценивает его как положительный, если нет — как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значе­ние субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

 

 

Опыт. Понятие опыта занимает важное место как в концепции Роджер­са, так и других представителей этого направления. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как совокупность внутреннего и внеш­него опыта, как то, что человек переживает и «проживает». Опыт — это со­вокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потен­циально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как сознательные (то есть сим­волизированные) переживания, так и бессознательные (несимволизирован­ные). Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).

Организм. Термин организм не несет в себе исключительно биологичес­кого содержания, организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний. Рождерс по этому поводу пишет следующее: «Если мы сможем добавить к сенсорному и висцеральному опыту, характерному для всего животного мира, дар свободного неискаженного осознания, кото­рое во всей своей полноте свойственно лишь человеку, то у нас получится прекрасный, конструктивный, соответствующий реальности организм. В этом случае у нас будет организм, который осознает как требования культуры, так и свои собственные физиологические потребности и свои желания». Та­ким образом, это понятие включает не только висцеральные и сенсорные реакции, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано. В организме нахо­дит выражение целостность человека.

Я-концепция — более или менее осознанная устойчивая система представ­лений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, ког­нитивные, социальные и поведенческие характеристики и представляющая собой дифференцированную часть феноменального поля. Я-концепция — это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действитель­ную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, вклю­чающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремле­ния. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для про­цесса самоактуализации.

Конгруэнтность также определяет возможности самореализации; во-пер­вых, соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом пережи­ваний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно от­ражающие «переживания организма» (организм в данном случае понимает­ся как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, то есть «открыт опыту», то его образ Я будет адекватным и целост­ным, поведение конструктивным, а сам человек — зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе, вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ог­раничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин конгруэнтность от­носится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгру­энтность — это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я иг­рает позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистан­ции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудов­летворенности и неуверенности, обострению защитных реакций и плохой адап­тации.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к раз­витию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществле­нию определенных жизненных целей. Важным условием успешной реализа­ции этой потребности является наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания, потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определен­ные условия воспитания и социализации индивида.

Концепция патологии (концепция невроза). Главной человеческой по­требностью в рамках гуманистического подхода является потребность в самоактуализации. Невроз (F40-F48) при этом рассматривается как резуль­тат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. Маслоу пишет по этому поводу: «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации челове­ческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья — это чело­век сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек жи­вой, немедленный и спонтанный». В своей концепции мотивации Маслоу выделял два ее вида: дефицитарную мотивацию (дефицитарные мотивы) и мотивацию роста (мотивы роста). Цель первой состоит в удовлетворении дефицитарных состояний (голода, опасности и пр.). Мотивы роста имеют отдаленные цели и связанные со стремлением к самоактуализации. Эти по­требности Маслоу обозначил как метапотребности. Метамотивация невоз­можна до тех пор, пока человек не удовлетворит дефицитарные потребно­сти. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу, может вызвать психические заболевания.

Рождерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блоки­рование этой потребности как источник возможных нарушений. Мотивация самоактуализации может быть реализована, если человек имеет адекватный и целостный образ Я, формирующийся и постоянно развивающийся на ос­нове осознания всего опыта собственных переживаний. Другими словами, условием формирование адекватной Я-концепции является «открытость опы­ту». Однако человек часто сталкивается с такими собственными пережива­ниями, таким опытом, которые могут в большей или меньшей степени рас­ходиться с представлением о себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции.

Эмоциональной реакцией на ситуацию, воспринимаемую как угроза, явля­ется тревога. В качестве противодействия этому рассогласованию и вызван­ной им тревоге человек использует защиту. Роджерс, в частности, указывал два основных защитных механизма — искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия — это вид защиты, представляющий собой процесс трасформации угрожающих переживаний в такую форму, которая соответ­ствует или согласуется с Я-концепцией. Отрицание представляет собой про­цесс полного исключения из сознания угрожающих переживаний и непри­ятных аспектов действительности. Если степень расхождения между Я-кон­цепцией слишком велика, если переживания полностью не согласуются с об­разом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком вы­сок, чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развивается либо повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические рас­стройства, например, невротические нарушения. В связи с этим возникает воп­рос, почему у одних людей Я-концепция достаточно адекватна и человек спо­собен переработать новый опыт и интегрировать его, а у других этот опыт представляет угрозу для Я? Я-концепция формируется в процессе воспита­ния и социализации и во многом, с точки зрения Роджерса, определяется по­требностью в положительном принятии (внимании). В процессе воспитания и социализации родители и окружающие могут демонстрировать ребенку условное и безусловное принятие. Если ребенок чувствует, что его прини­мают и любят вне зависимости от того, как он себя сейчас ведет («Я тебя люблю, но твое поведение сейчас мне не нравится — безусловное приня­тие), то ребенок будет уверен в любви и принятии. В дальнейшем человек будет менее уязвим по отношению к опыту, не согласующемуся с Я. Если же родители ставят любовь и принятие в зависимость от конкретного пове­дения («Я тебя не люблю, потому что ты плохо себя ведешь» — что означа­ет: «Я буду тебя любить только в том случае, если ты будешь хорошо себя вести» — условное принятие), то ребенок не уверен в своей ценности и зна­чимости для родителей. Он начинает ощущать, что в нем, в его поведении есть что-то такое, что лишает его родительской любви и принятия. Те про­явления, которые не получают одобрения и вызывают негативные пережи­вания, могут исключаться из Я-концепции и искажают и препятствуют ее развитию. Человек избегает ситуаций, которые потенциально могут вызвать неодобрение и негативную оценку. Он начинает руководствоваться в своем поведении и в жизни чужими оценками и ценностями, чужыми потребнос­тями, и все дальше уходит от самого себя. В итоге личность не получает пол­ного развития. Таким образом, отсутствие безусловного принятия формиру­ет искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ Я делает человека психоло­гически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усу­губляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутренне­го дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации не­вротических расстройств.

Франкл, основатель «третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера), считает, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию. Современный невротический пациент стра­дает не от подавления сексуального влечения и не от чувства собственной не­полноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в ре­зультате переживания человеком чувства бессмысленности собственного су­ществования. Одну из своих книг Франкл так и назвал — 4 Страдание в жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу является ос­новной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.

Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманисти­ческого, опытного) подхода психические нарушения, в частности, невротичес­кие расстройства, рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности: невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собствен­ного существования.

Психотерапия. Включает разнообразные подходы, школы и методы, ко­торые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личнос­тного роста, восстановления целостности и единства человеческой личности. Эта цель может быть достигнута за счет переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким путем, за счет чего пациент в ходе психотерапии может получить новый уникаль­ный опыт, способствующий личностной интеграции, у представителей этого направления различаются.

Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода. Ос­нованием для отнесения той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного» направления являются представления о том, за счет чего паци­ент осознает, принимает и приобретает опыт и интегрирует его, хотя обозна­чения этих подходов весьма условны.

Философский подход. Теоретической основой являются экзистенци­альные взгляды и гуманистическая психология. Все, что излагалось выше, прямо относится именно к этой ветви опытного направления. В качестве ос­новной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках пу­тей самоактуализации, в раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичного существования. Это может быть осуществлено путем развития в процессе психотерапии адекватного образа Я, адекватного са­мопонимания и развития новых ценностей. Личностная интеграция, рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознание себя во всем своем мно­гообразии, уменьшение расхождения между Я-концепцией и опытом рас­сматриваются как наиболее значимые факторы психотерапевтического про­цесса.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы поднять уровень осознаннос­ти поведения, помочь скорректировать отношение к самому себе и окружаю­щим, освободить скрытый творческий потенциал и способность к саморазви­тию. Новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приоб­ретает за счет общения с другими людьми, с психотерапевтом или психотера­певтической группой.

Наиболее полное выражение этот подход получил в разработанной Род­жерсом клиент-центрированной психотерапии, получившей широкое распро­странение и оказавшей значительное влияние на развитие групповых мето­дов. Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого па­циент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении. Происходит сближение реального и идеального образов Я, приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке других. Психотерапевт последовательно реализует в ходе своей работы с пациентом три основные переменные психотерапевти­ческого процесса. Первая — это эмпатия. Эмпатия понимается как способ­ность психотерапевта встать на место пациента, почувствовать его внутрен­ний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает. Вторая — безусловное положительное отношение к пациенту или безусловное положительное принятие. Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров. Третья — собственная конгруэнтность или аутентичность психотерапевта. Она означает истинность поведения психотерапевта, поведение, соответствующее тому, какой он есть на самом деле.

Все эти три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», непосредственно вытекают из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Они, по сути дела, представляют собой «мето­дические приемы», способствующие изучению пациента и достижению не­обходимых изменений. Роджерс особо подчеркивал значение субъективно­го опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого че­ловека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту. При этом не имеет смысла изучать отдельные элементы, а не­обходимо попытаться понять человека как некую целостность. Эмпатия, пред­полагающая «вчувствование» во внутренний мир пациента, погружение в его субъективный мир, субъективный опыт, как раз и представляет собой необходимый способ («метод») познания пациента. Недостаток безусловного принятия со стороны родителей препятствует формированию целостного, адек­ватного образа Я у ребенка, вызывает рассогласование между Я-концепцией и опытом. Безусловное положительное отношение к пациенту со стороны психотерапевта восполняет этот дефицит и создает перспективу развития адекватного образа Я. Аутентичность или конгруэнтность психотерапевта по­казывает пациенту преимущества открытости, спонтанности, искренности, по­могая ему также освободиться от «фасадов».

Роджерс считал, что в процессе реализации в поведении психотерапевта эмпатии, принятия и конгруэнтности, он передает пациенту свое отношение, что приводит к увеличению безусловного принятия пациентом самого себя и росту самоуважения. Он так описывал процесс психотерапии: «Я позво­ляю себе полностью погружаться во взаимоотношения, в них участвует весь мой организм, не только сознание. Я отвечаю не по сознательному плану, а просто, нерефлексивно. Мой ответ основан на чувствительности всего моего организма к другой личности. Я переживаю эти взаимоотношения на такой основе». Указанные факторы Роджерс рассматривал как предпосылку к из­менениям в человеке. Сложившиеся таким образом отношения с психотера­певтом пациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы при этом редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает, открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму защиты опыт теперь воспринимается более точно, пациент ста­новится более «открытым опыту», который ассимилируется и интегрируется Я, а это способствует увеличению конгруэнтности между опытом и Я-концепцией. У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации, личность начинает приближаться к своему «полному функционированию».

Экзистенциальная психотерапия. В ее основе лежат феноменологичес­кая и экзистенциальная философия и психология (Гуссерль, Хайдегер, Ясперс, Сартр). Центральное понятие учения — экзистенция (от позднелат. existentia — существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; ос­новные проявления человеческой экзистенции — забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь. Все проявления определяются через смерть — чело­век прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек об­ретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное поня­тие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, её уникальность, осоз­нание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциаль­ного анализа являются Бинсвангер, Босс, Франкл. В США выделилось эк­зистенциально-гуманистическое направление, известными представителями которого являются Мей, Бьюдженталь, Ялом.


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 725 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)