АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

И. П. Павлов 6 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

В общем виде подробное содержательное описание групповой дискуссии, по-видимому, является неразрешимой задачей и может быть осуществлено лишь на основании анализа видео- или аудиозаписи всего психотерапевти­ческого процесса в конкретной группе. Однако можно выделить опорные точки групповой дискуссии, ее основные содержательные моменты. Это: зна­комство членов группы; обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опа­сений, их переживаний с связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками; переживание и обсуждение группового напряже­ния, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и груп­повой реальностью, поведением психотерапевта и тем, что происходит в груп­пе; нарастание, сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соот­несение этих переживаний с прошлым жизненным опытом; вскрытие истин­ных чувств к психотерапевту, их осознание, понимание их причин и перера­ботка, выработка групповых норм в отношении психотерапевта; вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам; формирование адекватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы; выработка пси­хотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее уча­стниками группы; доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных пациентов — собственно»рабочая фаза» групповой психотерапии, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок, неадекватных реак­ций и форм поведения, закрепление и генерализация позитивных изменений); обсуждение результатов лечения, подведение итогов.

Психодрамма может рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходи­мые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой про­блематикой пациента. Психодрама как лечебный психотерапевтический ме­тод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни». Внутриличностные и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного метода. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креатив­ность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катар­сис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекват­ного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стерео­типов и способов эмоционального реагирования, формирование нового, адек­ватного поведения и новых способов эмоционального отреагирования.

Дальнейшие исследования в области психодрамы подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок в этом плане, ука­зывают следующие: предоставление пациенту свободного выбора как отно­сительно участия в психодраме, так и относительно роли, которую он будет играть; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациен­том положительного подкрепления по окончанию действия. Отмечают так­же, что психодрама способствует преодолению защитных позиций пациен­тов, препятствует излишней рационализации, усиливает эмоциональную во­влеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарси­са и инсайта.

Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Прота­гонист — это пациент (субъект), главный исполнитель, представляющий свои проблемы. Терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) — организатор ро­левой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, про­странства, создания атмосферы доверия, стимулирования участников к спон­танности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разог­рев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении по ходу дела вспомогательных персонажей, организации обсуж­дения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. По­мощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие в психодраме вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория участников также обозначается как «вспомогательные Я». «Вспомогатель­ные Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций «вспомогательных Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает отношения с други­ми персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонис­том отношения; направлять протагониста в решении проблем конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жиз­ни. Зрители — это остальные члены группы, не принимающие непосред­ственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситу­ацию после ее завершения. Важно иметь в виду, что это обсуждение каса­ется не только протагониста, но и всех участников группы, тех пережива­ний, мыслей, воспоминаний и ассоциаций, которые возникли у них по ходу действия относительно самих себя. Еще одним «участником» психодрамы является сцена — жизненное пространство, место, где разворачивается пси­ходраматическое действие.

Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или под­готовительную (фаза «разогрева»); собственно психодраматическое действие; обсуждение (предоставление протагонисту разнообразной обратной связи и интерпретацию). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, по­лучение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуа­ции), предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протаго­нистом, подготовка протагониста и других участников, организация простран­ства и самого психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой состоят в стимулировании спонтанно­сти участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, преодолении или ослаблении психологической зашиты, создании соответствующей эмоциональ­ной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизация, разыгрывание не относя­щихся лично ни к кому ситуаций (сказок, фантастических ситуаций и пр.). Вторая фаза — собственно разыгрывание ролевой ситуации или психодра­матическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и другие. Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персона­жи, и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную.

Ролевая обратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предостав­ляют те участники группы, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе пси­ходраматического взаимодействия с протагонистом, то есть о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает протагонисту понять, что чувствуют окружаю­щие его люди, как они воспринимают и как реагируют на его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, аг­рессию и другие эмоции, какие ответные действия им хотелось бы совершить. Например, участник группы, игравший роль сына пациентки — протагонис­та, говорит о том, что несмотря на все ее упреки в его несамостоятельности и побуждения к активности на словах, на самом деле он чувствовал, что она вос­принимает его как маленького ребенка, который ни на что не способен и ко­торого она не собирается отпускать из-под своей опеки и контроля. Иденти­фикационная обратная связь предполагает, что в процессе наблюдения за психодраматическим действием участники группы, не принимавшие в нем непосредственно участия, не оставались пассивными наблюдателями, а активно переживали происходящее. Поэтому ведущий стимулирует участников груп­пы — зрителей — говорить о своих впечатлениях, собственных переживани­ях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевой ситуации.

Индентификационная обратная связь, с одной стороны, демонстрирует пациенту, что другие участники группы не были безразличны к его пробле­мам, были активно включены, сопереживали ему, что они имеют сходные проблемы и переживания, а, с другой — стимулирует членов группы к ра­боте над своими собственными проблемами, не оставляет их только пассив­ными зрителями происходящего. Иногда обсуждение включает также и со­держательный анализ и интерпретацию психодраматического действия. Од­нако при качественной ролевой и индентификационной обратной связи это, как правило, оказывается не нужным.

Метод психодрамы, ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках чисто психоаналитически ориентированных групп и гене­тически связанных с психоанализом концепций, так как интерпретация ма­териала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут включаться в различные теоретические подходы. В частности, психодраматические про­цедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ори­ентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов. В ходе групповой психотерапии психодрама наиболее эффективно может быть ис­пользована в комбинации с другими методами: групповой дискуссией, пси­хогимнастикой и др. Психодраматическому разыгрыванию может быть по­священо отдельное занятие группы, однако чаще всего психодрама естествен­ным образом входит в процесс групповой дискуссии.

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психо­терапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. В основе психогимнастики лежит система приемов, разработанных Юновой, а также невербальные методики, используемые в группах встреч.

Психогимнастика позволяет пациентам проявлять себя и общаться без по­мощи слов. Психогимнастическое занятие, как правило, включает три час­ти — подготовительную, пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы. Задачи подготовительной части — уменьшение напряжения участников груп­пы, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к соб­ственной двигательной активности и двигательной активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, форми­рование и развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные со­стояния, проблемы невербально — без помощи слов, а также понимать не­вербальное поведение других людей.

Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной, и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть психогимнас­тического занятия. Пациентам предлагают темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и сами­ми участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и може!' быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть ка­саться межличностного взаимодействия в группе.

Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы или последующего обсуждения, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности в себе и в группе.

Психогимнастика в процессе групповой психотерапии обычно проводит­ся как отдельное занятие. Однако в начале групповой дискуссии психотера­певт при необходимости может предложить группе отдельные психогимнас­тические задания.

Проективный рисунок. Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, проек­тивный рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать также цветные карандаши и краски) и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касать­ся как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегруппо­вых проблем. Темы для рисунка обычно охватывают три сферы: 1) прошлое, настоящее и будущее пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое при­ятное или неприятное воспоминание); 2) общие понятия, отражающие опре­деленные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность; 3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа). Используют также свободные темы (каж­дый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого группа переходит к об­суждению рисунков каждого пациента.

Проективный рисунок может проводиться в качестве отдельного занятия, но иногда оказывается полезным в начале групповой дискуссии.

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Рассматривая основные направления лечебного действия музыки, выделяют 4 аспекта: 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функ­ций и способностей; 3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 4) развитие эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного дей­ствия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регу­лирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных пе­реживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социаль­ной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, об­легчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной (пассивной). Активная музыкотерапия представляет собой терапев­тически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизве­дение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия пред­полагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою оче­редь, рецептивная музыкотерапия проводится в трех формах: коммуника­тивной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); реак­тивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психическогно напряжения).

В групповой психотерапии музыкотерапия применяется часто. Обычно в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные пе­реживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), воз­никающие у них в ходе прослушивании. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или менее законченных музыкаль­ных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведе­ний составляют на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное заня­тие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся релаксирующим действием. Второе произведение — динамич­ное, драматическое, напряженное. Оно несет основную нагрузку, его функ­ция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ас­социаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуж­дения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у паци­ентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу по­коя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энер­гичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психотерапии активность пациентов может стиму­лироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: по­стараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответ­ствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки по­добрать свой «музыкальный портрет», произведение, отражающее собствен­ное эмоциональное состояние.

При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Для этого необходим набор простейших музыкальных инструмен­тов или даже предметов, издающих звуки. Пациентам предлагается выра­зить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помо­щью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или инди­видуально) также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверитель­ной, теплой атмосферы.

Соотношение методов групповой психотерапии. Каждый из описанных выше методов — группбвая дискуссия, психодрама, психогимнастика, про­ективный рисунок и музыкотерапия — на практике используются и само­стоятельно. В качестве основного метода выступает групповая дискуссия, а психодрама, психогимиастика, проективный рисунок и музыкотерапия — в качестве вспомогательных. Обычно, примерно 70% всего времени отводится на групповую дискуссию. Содержательное использование сочетаний различ­ных конкретных методов и техник групповой психотерапии обусловлено актуальной групповой ситуацией и потребностями группы и ее участников.

Руководство психотерапевтической группой. С точки зрения реализа­ции целей и задач групповой психотерапии главной фигурой является груп­повой психотерапевт. Он привносит в психотерапевтический процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, при­меняемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуально­стью психотерапевта, оказывают влияние на групповой процесс и результа­ты лечения.

В литературе широко дискутируется проблема соотношения профессиональных навыков и личностных особенностей группового психотерапев­та, хотя при этом подчеркивается их взаимосвязь, поскольку уровень про­фессиональных навыков во многом определяется личностными особенностями психотерапевта, а они, в свою очередь, в значительной степени обусловли­вают выбор терапевтических техник. Ответ на вопрос, какому фактору — личностному или профессиональному — придается большее значение, соот­ветствует пониманию сущности и целей психотерапии, зависит от теорети­ческой ориентации. Если психотерапевтический процесс в группе понима­ется, прежде всего, как специфический межличностный контакт (можно вспомнить одно из определений психотерапии, данное в рамках гуманис­тического подхода — «Психотерапия представляет собой длительное меж­личностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из кото­рых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»), то в данном случае более важное значение имеют индивидуальные, личност­ные особенности психотерапевта (способность к эмпатии и принятию, аутен­тичность, терпимость и пр.). Если же психотерапевтический процесс в груп­пе рассматривается преимущественно как целенаправленное воздействие, то тогда на первый план выходят профессиональные навыки группового пси­хотерапевта.

Среди личностных характеристик группового психотерапевта, традици­онно рассматриваемых в качестве факторов, способствующих эффективнос­ти групповой психотерапии, чаще всего указывают следующие: открытая позиция психотерапевта в отношении пациентов, умение воспринимать отлич­ные от своих взгляды, позиции, убеждения и суждения, отсутствие оценоч­ного подхода, гибкость, терпимость, эмпатичность, аутентичность, уважение к другому, желание помочь, сердечность, умение создать доброжелательную и безопасную атмосферу в группе и ряд других. Конечно, все эти характе­ристики, безусловно, помогают психотерапевту в работе. Но более конструк­тивным представляется рассмотрение психотерапевта с точки зрения пробле­мы руководства психотерапевтической группой.

Термин «руководство психотерапевтической группой» по сути дела пред­полагает анализ поведения группового психотерапевта. При систематизации возможных типов поведения групповых психотерапевтов используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль».

Понятие «роль» сводится к положению, которое занимает психотерапевт в структуре группы. Ялом выделяет две основные роли группового психо­терапевта: технический эксперт и эталонный участник. В качестве экспер­та психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки для достижения психотерапевтических целей, в нужный момент применяет соответствующие необходимые методы. Как эталонный участник он преследует двоякую цель: демонстрация желатель­ных образцов поведения и ускорение процесса социального научения. От­казываясь от главенствующего положения в группе, он тем самым ускоря­ет достижение ею независимости и сплоченности. Кратохвил выделяет пять основных ролей группового психотерапевта: «активный лидер (руководи­тель)», «аналитик», «комментатор», «посредник», «истинный член груп­пы».

Активный лидер (руководитель) распределяет активность группы, на­правляет ее действия, разъясняет, управляет, учит, руководит. В группе, руководимой подобным образом, пациенты часто обращаются к психотерапевту за указаниями, советами, поддержкой и очень зависимы от него. По­зицию психотерапевта здесь можно сравнить с ролью инструктора, учителя, инициатора и опекуна.

Роль аналитика характерна для психотерапевтов в психоаналитически (психодинамичёски) ориентированных группах. Аналитик ведет себя индиф­ферентно, никак не проявляет себя и остается эмоционально и личностно ней­тральным. Такое поведение психотерапевта должно способствовать осуществ­лению пациентами переноса инфантильных чувств. Основные функции пси­хотерапевта — интерпретация и анализ. В отличие от индивидуальной пси­хоаналитической терапии психотерапевт в группе может оставаться более пас­сивным, его усилия направлены на то, чтобы стимулировать группу к анализу.

Комментатор, как и аналитик, не руководит и не направляет группу, по­зволяет свободно развиваться групповым ситуациям и групповым процессам. Через определенные интервалы он обобщает и комментирует все, что проис­ходило за это время в группе. Неличностный, описательный характер ком­ментариев часто вызывает агрессивную реакцию группы. Продолжающи­еся комментарии психотерапевта в конечном счете позволяют участникам группы понять сущность происходящих событий, собственную роль, собствен­ные цели, специфику группового взаимодействия. Роль комментатора имеет особое значение при интеракционной ориентации групповой дискуссии, ког­да существует необходимость научить пациентов понимать истинный смысл взаимодействий и групповых процессов.

Роль посредника является ролью эксперта. Посредник не берет на себя полной ответственности за происходящее в группе, однако периодически он вмешивается в ее деятельность и направляет так, чтобы она наиболее эффек­тивно продвигалась в нужном направлении. Посредник воспринимается груп­пой как эксперт, который разбирается во многих вопросах и может предос­тавить группе любую необходимую информацию. Он не навязывает группе решений, но не отказывается содействовать. Посредник также использует различные психотерапевтические приемы, но в отличие от активного лидера (руководителя) предоставляет группе возможность самостоятельно перера­батывать полученный материал. Эксперт может комментировать, классифи­цировать, обобщать, интерпретировать, однако его толкования и интерпре­тации подаются в виде обычной гипотезы.

В роли истинного члена группы, аутентичного лица, психотерапевт вы­ступает в группе как один из ее участников, делает все, что делают осталь­ные, и проявляет свои настоящие чувства и переживания. Он становится, та­ким образом, эталонным участником и показывает членам группы, какую пользу они могут получить. Благодаря подобному поведению, психотерапевт способствует созданию в группе необходимых психотерапевтических норм. Особенность этой роли заключается в том, что в ней психотерапевт старается преодолеть противоречие между собственными требованиями к остальным участникам группы и своим поведением, которое особенно характерно для роли аналитика и комментатора. Однако аутентичность психотерапевта, как подчеркивает Кратохвил, ограничена его личностными особенностями, целями группы и непосредственными потребностями ее участников.

Гольдштейн выделяет ориентацию на индивида и лечение индивида на фоне группы, ориентацию на группу и лечение посредством ее воздействия. При ориентации на индивида и его лечение на фоне группы психотерапевт является директивным, интерпретирующим, ориентированным на психоди­намику отдельной личности. Ориентация на группу и лечение посредством ее воздействия предполагает более косвенные действия психотерапевта, они направлены на динамику группы и носят в большей степени стимулирую­щий, побудительный и катализирующий характер. Цель этих воздействий состоит в том, чтобы способствовать интеракциям участников группы между собой и, в меньшей степени, с самим психотерапевтом.

Либерман выделил 4 психотерапевтических стиля: эмоциональная стиму­ляция, опека, познавательная ориентация, исполнительская функция. Эмо­циональная стимуляция предполагает, что руководитель группы особо под­черкивает проявление различных чувств, конфронтацию различных участ­ников группы, их мнений и позиций. Он участвует в происходящем как рав­ноправный член группы, побуждая и стимулируя остальных участников группы. Опека предполагает такой стиль поведения психотерапевта, при котором он окружает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает об­ратную связь и эмоциональную поддержку, открыто выражает теплоту и заботу о пациентах. При познавательной ориентации психотерапевт опреде­ляет происходящее в группе соответствующими понятиями, объясняет смысл поведения всей группы и отдельных ее участников, интерпретирует события в группе и переживания отдельных пациентов. Исполнительная функция определяет нормы, цели и направление деятельности, побуждает или преры­вает активность, сосредоточивает внимание на определенном поведении груп­пы и ее членов, использует собственное положение в группе для достижения определенных целей.

Поскольку указанные стили встречаются в различном сочетании, была со­здана следующая типология руководителей групп: 1) опекуны — заботятся о пациентах, предоставляют познавательную ориентацию, информируют и советуют; 2) стимуляторы — для них характерен высокий уровень эмоцио­нального стимулирования и средний либо высокий уровень исполнительной функции; 3) социальные инженеры — ориентированы на группу и отноше­ния между ее участниками, мало индивидуальны, но проявляют умеренный уровень заботы, ориентированы больше на группу, чем на отдельных паци­ентов; 4) личностно нейтральные лидеры — держатся на расстоянии, сохра­няют дистанцию, характеризуются средним уровнем эмоционального стиму­лирования и довольно слабой заботой; 5) либеральные руководители — выражена познавательная ориентация и низкий уровень других характери­стик; 6) командиры — высшая степень исполнительной функции, автори­тарности, разъяснения, частое использование различных упражнений. Пере­численные типы руководителей групп были разделены по степени эффектив­ности воздействий: три первые (опекуны, стимуляторы и социальные инже­неры) признаны относительно эффективными, три последующие (личност­но нейтральные лидеры, либеральные руководители и командиры) — малоэффективными.

Основные характеристики поведения группового психотерапевта описы­вают обычно с точки зрения целевых аспектов и его личности как пережива­ющего и самовыражающегося субъекта. Целевые аспекты поведения группо­вого психотерапевта характеризуют такими параметрами, как директивностъ-недирективность, определенность-неопределенность высказываний, а экспрес­сивные, личностные характеристики — такими параметрами, как аноним­ность-самораскрытие, выражение положительных или отрицательных отношений. Директивность группового психотерапевта определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы. Директивный психоте­рапевт планирует и контролирует ход занятий, самостоятельно устанавли­вает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязы­вает норм и интерпретаций, а использует в основном технику отражения и кларификации. Наиболее распространенной является негативная оценка ди­рективного стиля, которая обусловлена представлениями, что такой стиль замедляет достижение группой самостоятельности, которая является важней­шим условием ее эффективного функционирования.


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 711 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)