АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Эпителиальный пласт и лимфоидная ткань слизистой оболочки полости рта как структурные компоненты биологического защитного барьера
А.С. Зиновьев А.В. Кононов, Л.Д. Костерина
КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ И ШЕИ
ПАТОЛОГИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА
Эпителиальный пласт и лимфоидная ткань слизистой оболочки полости рта как структурные компоненты биологического защитного барьера
Слизистая оболочка полости рта принадлежит к так называемым биологическим барьерам, которые обеспечивают постоянство внутренней среды организма – гомеостаз. Слизистая оболочка испытывает различные агрессивные воздействия: от грубых механических, химических, физических повреждений до повреждений на молекулярном уровне. К последним относятся экзо- и эндогенные антигены: бактерии, грибы, вирусы, компоненты пищи и косметики, метаболиты, образующиеся в полости рта. В качестве сильнейших антигенов или аллергенов могут выступать и вещества, контакт с которыми неизбежен: медикаменты и зубная паста, продукты питания и табак, различные зубоврачебные материалы, в частности, пластмассы, использование которых для протезирования увеличило частоту аллергических и воспалительных заболеваний слизистой полости рта. Не менее важны и бактериальные антигены, особенно микрофлора, которая постоянно обитает в ротовой полости: лактобациллы, актиномицеты, бактероиды, фузобактерии.
Вполне понятны с указанных позиций эволюционно сформированные мощные защитные механизмы слизистой оболочки полости рта, имеющие структурное обеспечение в форме эпителиального пласта и лимфоидной ткани, ассоциированной со слизистой оболочкой.
Слизистая оболочка полости рта на всем протяжении покрыта многослойным плоским эпителием. Его структура, как и структура собственной пластинки, по месту положения зависят от интенсивности воздействий на данную зону слизистой оболочки факторов внешней среды.
Эпителиальный пласт имеет общую толщину 200–600 мкм, а скорость обновления его клеточной популяции даже выше, чем в некоторых опухолях. Так, время обновления эпителиального покрова твердого неба составляет 12 суток, щеки – 5–9 суток, а эпителий прикрепления обновляется за 4–6 суток. При усиленной альтерации обновление эпителия резко ускоряется. Достаточно известны регуляторы пролиферативной активности эпителиоцитов: она стимулируется эпидермальным фактором роста, фактором роста-альфа, ретиноевой кислотой, интерлейкинами 1 и 6, а также гипофизарными факторами. Ингибирующий эффект на пролиферацию эпителия оказывают кейлоны, адреналин, трансформирующий фактор роста-бетта.
Эпителий губ, щек, мягкого неба, вентральной и частично дорсальной поверхности языка, дна полости рта лишен механической защиты в форме рогового слоя, но в цитоплазме его клеток высокая активность ферментов цикла трикарбоновых кислот и большое количество гликогена, то есть существуют дублирующие энергетические системы (аэробный гликолиз), обеспечивающие стабильность метаболизма в «аварийной» ситуации.
Десна и твердое нёбо, испытывающие максимальную механическую нагрузку, выстланы ороговевающим эпителием. Альтерация эпителиального барьера здесь особенно велика, и потому только дублированием метаболических систем или высокой интенсивностью клеточного обновления не обеспечивается структурное постоянство (гомеоморфоз) эпителиального пласта, и именно в связи с этим на десне имеется механическая защита слизистой в виде ороговения эпителия.
Ороговевающий эпителий состоит из четырех слоев: базального, шиповатого, зернистого и рогового. Механическую устойчивость этому эпителию создают крупные пучки цитокератиновых филаментов (тонофиламентов), объем которых в цитоплазме клеток, например шиповатого слоя, достигает 30%. Кроме того, эпителиоциты во всех слоях имеют хорошо выраженные межклеточные контакты – десмосомы, а с базальной мембраной клетки связаны полудесмосомами, что также укрепляет целостность эпителиального пласта и снижает проницаемость его. По мере продвижения к поверхности пласта объем кератиновых филаментов увеличивается, а клетки рогового слоя (чешуйки) целиком заполнены цитокератиновыми филаментами при уменьшенном количестве десмосом. При этом клетки поверхностного эпителиального пласта становятся подвижными и легко десквамируются, а сам роговой пласт содержит до 20 слоев чешуек, что даже больше, чем в эпидермисе.
В слизистой оболочке десен и мягкого нёба помимо типичного ороговения покровного эпителия (ортокератоза) вариантом нормы является паракератоз, при котором в роговых чешуйках сохраняются пикнотичные ядра и остатки клеточных органелл. Однако при этом не происходит исчезновения зернистого слоя, как это бывает в условиях патологии.
Следует отметить, что характер распределения цитокератинов в клетках различных слоев эпителия изучен достаточно подробно при иммуногистохимическом исследовании эпителиальных опухолей. Показано, в частности, что нарушенная продукция цитокератинов служит надежным маркером предопухолевого процесса и опухолевого роста в эпителии слизистой оболочки полости рта.
Таким образом, ороговение эпителия является важнейшим протективным свойством слизистой оболочки полости рта. И с клинических позиций становится понятным, почему именно в ответ на действие микробных, механических, температурных, химических факторов возникает усиленное ороговение покровного эпителия, которое сопровождается десквамацией пластов роговых чешуек и поврежденных клеток.
Неороговевающий эпителий, несмотря на большую толщину пласта, обладает более высокой проницаемостью, чем ороговевающий, и это не является его биологическим недостатком, а имеет значение для презентации иммунологической системе антигенных влияний (в слизистой оболочке, покрытой неороговевающим эпителием, антигены быстрее получают контакт с антигенперерабатывающими клетками собственной пластинки). Именно это свойство неороговевающего эпителия и используется при вакцинации (например, против полиомиелита), и учет его важен в клинической практике с позиций оценки фармакокинетики различных лекарственных препаратов.
Особенности строения эпителия прикрепления, обеспечивающего зубодесневое соединение, обусловлены функциональной необходимостью создать максимальную проницаемость в этой зоне для электролитов, иммуноглобулинов, компонентов комплемента, поступающих из капилляров собственной пластинки в полость рта. Так, в эпителии прикрепления малое количество слоев клеток (в пласте его возле шейки зуба всего 3–4 слоя) и сниженное количество десмосом определяют расширение межклеточных контактов для эффективного двустороннего транспорта веществ.
Важное значение в создании биологического барьера в слизистой оболочке полости рта играет базальная мембрана эпителия. Она обеспечивает дифференцировку эпителия, его полярность, поддерживает архитектонику пласта, выполняет роль молекулярного сита, осуществляя избирательную фильтрацию веществ, поступающих через эпителий. Наружный слой базальной мембраны содержит гликопротеины – ламинин, антиген пузырчатки, протеогликан гепаран сульфат, пронизанные якорными филаментами полудесмосомы эпителия, обеспечивающие прикрепление клеток. Белковую основу базальной мембраны составляют коллаген IV и V типа и фибронектин, в которые вплетаются фибриллы коллагена VII типа, определяющие связывание базальной мембраны со стромальными коллагенами I и III типов.
Защитным механизмом эпителиального барьера слизистой оболочки полости рта является адекватная экспрессия на поверхности эпителиоцитов адгезивных молекул. Этот механизм создан в процессе эволюции взаимоотношений организма хозяина и микроорганизмов, обитающих в полости рта. Микроорганизмы выработали способность взаимодействовать с молекулами адгезии эпителия, что обеспечивает колонизацию ими наружного слоя эпителиального пласта и поступление в организм хозяина их метаболитов, обусловливающих стимуляцию местного иммунитета слизистой оболочки. Количество адгезивных молекул на поверхности эпителиальных клеток заметно увеличивается при сахарном диабете, введении стероидных гормонов и именно поэтому при таких состояниях возрастает риск микробных поражений слизистой оболочки полости рта.
Как известно, грамположительные бактерии выделяют хемотаксические вещества, а адгезия грамотрицательных бактерий на эпителиальной клетке приводит к выработке эпителиоцитом интерлейкина-8, который, в свою очередь, является мощным хемоаттрактантом для нейтрофильных лейкоцитов.
Единичные нейтрофильные лейкоциты постоянно присутствуют в слизистой оболочке полости рта, особенно в поверхностных отделах эпителиального пласта, где они и завершают свой жизненный цикл. Увеличение лейкоцитарной инфильтрации (более 10% от общего числа клеток в пласте) свидетельствует об остром воспалении.
Однако в эпителии прикрепления и в норме бывает необычно большое количество лейкоцитов (до 60% к числу эпителиальных клеток) поскольку именно зона зубодесневого соединения и десневая борозда являются местом проникновения нейтрофильных лейкоцитов в слюну. Здесь скорость миграции лейкоцитов через эпителиальный барьер составляет 30000 клеток в минуту, причем подавляющее число их сохраняет высокую функциональную активность, а вовсе не заканчивают в эпителии витальный цикл. Находясь в эпителиальном пласте, лейкоциты осуществляют фагоцитоз, при этом в них происходит «кислородный взрыв», сопровождающийся выбросом катионных белков, активных форм кислорода и гидролитических ферментов, высвобождающихся из лизосом. Лизосомальные гидролазы вызывают вторичную альтерацию эпителия, являясь «стартовой площадкой» воспаления.
Структурной составляющей иммунной защиты слизистой оболочки полости рта является ассоциированная с нею лимфоидная ткань. Эта лимфоидная ткань представлена межэпителиальными лимфоцитами, лимфоцитами и плазматическими клетками собственной пластинки и стромы слюнных желез. Межэпителиальные лимфоциты имеют иммунофенотип – CD4 (Т-хелперы), CD8 (Т-супрессоры с цитотоксическими свойствами) и до 30% внутри-эпителиальных лимфоцитов с фенотипом CD45RA. Последние и являются натуральными киллерами, обеспечивающими противовирусную и противоопухолевую защиту. Лимфоидные клетки собственной пластинки слизистой оболочки в основном относятся к В-лимфоцитам (CD22), в небольшом количестве здесь имеются Т-хелперы. Среди плазматических клеток преобладают иммуноглобулин А-продуцирующие. Аналогичен указанному и иммунофенотип лимфоцитов, инфильтрирующих строму больших и малых слюнных желез.
Антигенпрезентирующими клетками в собственно эпителиальном пласте являются отростчатые клетки Лангерганса, экспрессирующие на своей поверхности HLA антигены класса II, чем обеспечивается специфический контакт указанных клеток с Т-лимфоцитами – основа формирования иммунного ответа. Клетки Лангерганса экспрессируют и рецепторы к иммуноглобулину Е, что может обусловить развитие в слизистой оболочке аллергических реакций реагинового типа. С возрастом количество клеток Лангерганса в покровном эпителии слизистой оболочки полости рта снижается, и с этим связывают уменьшение реакций клеточного иммунитета и реагиновых аллергических реакций у лиц пожилого возраста.
Второй популяцией «профессиональных» антигенпрезентирующих клеток в слизистой оболочке полости рта являются дендритные клетки с фенотипом CD36, располагающиеся в собственной пластинке.
Общая схема межклеточных взаимодействий в индукции местного иммунитета слизистой оболочки может быть представлена следующим образом.
При взаимодействии с антигеном клетки Лангерганса и дендритные клетки вырабатывают интерлейкины 1 и 6, а при микробной адгезии и сами эпителиоциты продуцируют интерлейкины 1 и 8, которые активируют Т-лимфоциты и нейтрофильные лейкоциты. Последние обеспечивают неспецифическую защиту (фагоцитоз), а Т-лимфоциты синтезируют интерлейкин-2, индуцируя этим клеточный иммунитет и активируя В-лимфоциты. Завершающую фазу гуморального ответа – плазмоклеточную трансформацию В-лимфоцитов и синтез антител, преимущественно иммуноглобулинов А – регулирует интерлейкин-6.
Изложенное делает понятной интенсивную лимфоплазмоцитарную инфильтрацию слизистой оболочки полости рта с формированием устойчивых межклеточных коопераций при аллергических заболеваниях: антигенпрезентирующая клетка – Т-хелпер – В-лимфоцит – плазматическая клетка, синтезирующая антитела.
Считают, что самым важным цитопротекторным фактором полости рта является ток экскрета слюнных желез – слюны, которая содержит множество неспецифических защитных компонентов, а также факторы гуморального иммунитета и, в первую очередь, секреторный иммуноглобулин класса A (slgA), реализующий свои защитные эффекты в слизистой оболочке полости рта. Лизоцим, лактоферрин, пероксидаза слюны ингибируют рост микроорганизмов, a slgA обусловливает нейтрализацию вирусов, агрегацию бактерий и грибов, снижает их адгезивные свойства. Муцины слюны блокируют адгезивные рецепторы эпителиоцитов, конкурентно препятствуют адгезии на них бактерий.
Таким образом, защитные свойства слизистой оболочки полости рта как биологического барьера обеспечиваются:
• наличием эпителиального многослойного пласта, клетки которого соединены между собой с помощью хорошо выраженных десмосомальных контактов;
• высокой скоростью обновления эпителия с интенсивной десквамацией чешуек и поврежденных клеток;
• формированием рогового слоя и даже участков паракератоза в зонах максимальной механической травматизации эпителия;
• наличием собственной системы презентации антигенов (клетки Лангерганса), обеспечивающей адекватную реакцию слизистой оболочки на агрессию внешней среды;
• присутствием в слизистой оболочке полости рта лимфоидной ткани, служащей структурной основой местных иммунных реакций;
• экскрецией слюны, которая, омывая слизистую оболочку полости рта, оказывает противоинфекционный, или цитопротективный «эффект на отдалении».
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 929 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
|