АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
От семейных установок к общественным стандартам
Имеющие место на протяжении всего периода развития подражание, идентификация и интроекция (перенос субъективных ощущений на объект) дальше уподобления родителям повести ребенка не могут. Несмотря на то, что они являются необходимыми предварительными условиями для последующего вступления в социальное сообщество взрослых, это всего только начало. Даже когда не существует существенной разницы между семейной и общественной моралью, итоговое достижение остается беззащитным, пока не будет сделан первый шаг к уходу из семьи.
Есть два направления, по которым моральные и этические воззрения внутри семьи становятся доступными для отдельного ребенка. С одной стороны, они являются важной составной частью личности родителей, так что ребенок может превратить эти воззрения в свои собственные по пути любви к объекту и идентификации. С другой стороны, они используются родителями индивидуально, исходя из специфических особенностей ребенка, учитывая его специфические трудности, предпочтения и наклонности. Пока родители сами нарциссически идентифицированы со своим ребенком, они не выставляют никаких требований, которые превосходят либо детскую познавательную способность, либо силу детского "Я", учитывают возраст, индивидуальность и положение в семье. Наряду с многочисленными преимуществами такое поведение ребенка в семье имеет и недостатки. Некоторые дети ожидают встретить как само собой разумеющееся подобное внимательное отношение и вне семьи, а поэтому реагируют потрясением, если это ожидание не оправдывается. Но несмотря на это, начальная терпимость по отношению к ребенку жизненно необходима. Свои либидные заполнения ребенок возвращает обратно из окружающего мира, становясь недоступным для его воздействия, если нет терпимости.
Сходство с семейной жизнью имеет школа, куда затем поступает ребенок, поскольку выставляемые ребенку требования исходят от авторитетного лица, т. е. от учителя, который заполнен либидо, является объектом восхищения и может быть использован в качестве объекта идентификации. Но школьный порядок является безличностным. Даже если предписания и правила различны для более младших и более старших классов (то есть для различного возраста), внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хоть они и отличаются друг от друга. Многие дети из-за этого с трудом привыкают к школе — домашняя адаптация не сразу переносится на школьную жизнь.
Последние остатки индивидуального внимательного отношения исчезают со следующим шагом, совершаемым из школы в общественную жизнь. Вовсе не является только преимуществом то, что все граждане равны перед законом. Это означает также отказ от всех персональных преимуществ. Законы являются жесткими и безличными, нарушение их сопряжено с легальными санкциями независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или утяжеляет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень. Лишь душевнобольные и душевно неполноценные индивиды, чьи дефекты, согласно общепринятому мнению, мешают им различать "добро" и "зло", представляют из себя единственное исключение в этом отношении (во всяком случае, были им до недавнего времени).
От нормального индивида мы не требуем знания всего множества общественных предписаний, принятия их и превращения в свои собственные. За исключением основополагающих правил морали и этики, от него ожидают лишь признания необходимости существования права и закона и готовности подчиняться им. В конечном итоге позиция "добропорядочного гражданина" по отношению к закону мало отличается от позиции ребенка, слепо признающего авторитет родителей; отсюда следует, что уголовный преступник похож на ребенка, который игнорирует авторитет родителей, не поддается ему и оказывает противодействие.
Однако встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше того, чего от него ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят из идентификации себя не с реальными родителями, а с их идеализированным образом. Их "Сверх-Я" при осуществлении своих намерений использует агрессию, которую другие индивиды используют для борьбы с внешним миром. При всех ограничениях, которые они налагают на себя из-за своего (навязчиво-невротического) характера, такие люди чувствуют себя вполне самоуверенно и морально превосходят своих ближних: не выходя за рамки закона, а поднимаясь над ним, они достигают положения "сам себе господин".
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 573 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |
|