АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Детский фетишизм

Прочитайте:
  1. F65.0. Фетишизм
  2. Вторичный детский период
  3. Детский аналитик в качестве внешнего представителя внутренней инстанции (объекта экстернализации)
  4. Детский аналитик в качестве объекта либидозного и агрессивного переносного замещения
  5. Детский возраст и болезни.
  6. Детский профилактический массаж и гимнастика
  7. ДЕТСКИЙ ТВОРОГ
  8. Детский тип ГУС
  9. Детский травматизм
  10. Детский трансвестизм

Когда речь заходит о детском "фетишизме", становится еще очевидней двусторонность кажущегося извращенным поведения, которое является одновременно и средством защиты, и выражением сексуальных потребностей. В психоаналитической литературе эта тема нашла широкое отражение (Мелитта Сперлинг, 1963 г.).

Несмотря на некоторые расхождения во мнениях, большинство авторов едины в том, "что детский фетишизм хотя и похож на взрослый", но "принадлежит к процессу, который в некоторых случаях приводит к взрослому фетишизму, а в других нет" (Сперлинг, 1963 г.). Вульф (1946 г.) особо подчеркивает это мнение, когда говорит, что "эти патологические явления... на преэдипальном этапе являются не более чем реакциями ребенка на ограниченные или неудовлетворенные инстинктивные побуждения" или что "фетишистское поведение хотя и встречается часто у детей", основополагающие психологические отношения его "отличаются, однако, от взрослого фетишизма". Эти высказывания упомянутых авторов вместе с предшествующими рассуждениями не оставляют никакого сомнения в том, что использовать одно и то же описание для детских и взрослых форм проявления такого явления нецелесообразно. В противном случае создается ошибочное впечатление, что одинаковую метапсихологическую структуру имеют одинаково поверхностно проявляющиеся явления.

В подобных случаях дети и взрослые имеют общую тенденцию заполнять большим количеством нарцистического или объектного либидо определенные объекты, части собственного или чужого тела. Из-за этого заполнения вещь (или часть тела) начинает играть роль частичного объекта (объекта опорной потребности) и превращается в незаменимую для рассматриваемого индивида. В анализе взрослых фетишистов обычно не составляет труда найти бессознательное значение фетиша. Фетишем многих мужчин является символ воображаемого пениса фаллической матери, с которым связано сексуальное возбуждение. Фетиш пассивных гомосексуалистов — это, как утверждалось выше, фаллос (пенис) отца, заменяющий собственную мужественность индивида. В данном случае возможность сексуального возбуждения (и удовлетворения) также связана с видом фетиша, а его поиски становятся навязчиво-невротическими. Если он недосягаем, гомосексуалист чувствует себя опустошенным, кастрированным и страдает от отсутствия сексуального удовлетворения.

Исходя из этого, не остается никаких сомнений в значительной роли фетиша взрослых для сексуальной жизни: он является несомненным центром, вокруг которого сконцентрировано все сексуальное возбуждение и возможности его отвода. По-другому обстоят дела у ребенка, для которого объект фетиша может принимать самые различные значения и, в зависимости от достигнутой генетической ступени, способен служить самым разным целям "Оно" или "Я". Например, для грудного ребенка любой предмет (соска) или часть тела (палец) может быть незаменимым и переполненным либидо, если они выполняют две задачи — создают оральное удовольствие и уменьшают страхи расставания ребенка (страх одиночества, страх потери любви), подтверждая неиссякаемость доставляемого удовольствия. По Вульфу (1946 г.), значение фетиша в этот период заключается в том, что он напоминает "тело матери и, особенно, материнскую грудь". На следующей ступени этот род фетиша замещается каким-либо мягким предметом — игрушкой, подушкой, кончиком одеяла, — который заполняется нарциссическим или объектным либидо и в качестве "переходного объекта" (Винникотт, 1953 г.) создает мост между собственным телом ребенка и матерью как представителем внешнего мира. Согласно Винникотту, ступень наличия переходного объекта принадлежит "нормальному эмоциональному развитию" и заложена в самом ребенке, а не в действиях матери. Мелитта Сперлинг (1963 г.) смотрит на эту проблему иначе. Она считает, что именно на бессознательные чувства и установки матери ложится вина за "специфическое нарушение эмоционального развития и его патологическое проявление", в котором, в данном случае, заключается вся причина.

Важную роль при вечернем засыпании играют "переходные" или "фетишизированные" объекты. Они помогают ребенку отвлечь свое внимание от внешнего мира, т. е. подготавливают состояние сна и делают его возможным. Многие дети не могут заснуть и становятся растерянными, если по какой-то причине утеряны, находятся вне пределов досягаемости необычайно важные для них вещи. В таких случаях многие матери послушно ищут их, чтобы ребенок перестал плакать. Мелитта Сперлинг задает вопрос, каким образом "абсолютно ненужный сам по себе предмет может стать важнее чем мать", и приходит к выводу, что такое смещение не может произойти "без инициативы со стороны матери". Контраргумент Винникотта более убедителен: переходный объект удовлетворяет и успокаивает ребенка, так как обладает двойным заполнением, что дает ему возможность служить одновременно аутоэротизму и любви к объекту. Кроме того, преимущество переходного объекта заключается в том, что в отличие от матери он не имеет собственной воли, не уходит и не приходит, и, за редким исключением, можно не бояться потерять его. Утверждение Сперлинг, что "мать является причиной фетишистского поведения и помогает в выборе фетиша" позволяет, однако, сделать вывод, что все усилия матери в этом отношении остались бы безрезультатными, если бы к такому выходу из положения не стремились обусловленные развитием ребенка постоянные смены аутоэротики, нарциссизма и любви к объекту.

Но даже если не учитывать роль фетишизированного объекта, которую он играет в либидном развитии, с полиморфно извращенной сексуальностью ребенка у него существует множество других связей. Удовольствия на коже ребенку доставляют прикосновения, ритмичные поглаживания, почесывание, потирание о его мягкую поверхность. Удовольствие, принадлежащее анальной сфере, доставляет его запах, в особенности свойственный ему специфический запах тела; в данном случае, присутствует тесная связь с трансвестизмом, при котором фетишем служат детали одежды и белья лиц противоположного пола. Во время фазы анального садизма переходный объект просто необходим, т. к. на нем может вымещаться полная эмоциональная амбивалентность ребенка. И наконец, фетиш перенимает роль собственного пениса, пениса отца или воображаемого пениса матери во время фаллической фазы (Вульф, 1946 г.).

Трудно сказать, в какой степени этот инфантильный псевдофетишизм можно считать предвестником последующего извращения. Анализ взрослых фетишистов не оставляет сомнений в том, что их фетиш возникает в раннем детстве и переходит из этого далекого периода во взрослую жизнь без каких-либо изменений. Нога или палец, какая-нибудь деталь одежды, перчатка, определенный, создаваемый матерью шорох сопровождают индивида на протяжении всей его жизни в качестве непременного предварительного условия для возникновения и отведения сексуального возбуждения. Однако наблюдение и анализ детей дают возможность утверждать с такой же уверенностью, что наличие инфантильного фетиша встречается намного чаще взрослого извращения. Это может означать лишь то, что фетишизированное поведение детей связано с определенной генетической ступенью и в большинстве случаев пропадает, когда он "вырастает" из нее, т. е. после преодоления ребенком этой ступени.

Связанное только с фетишем сексуальное возбуждение, которое отсутствует, когда "переходный объект" служит "Я" и защитной деятельности, является отправным пунктом для нахождения различий между проходящими и длительными формами фетишизма. Находящийся в центре инфантильной сексуальной жизни фетиш имеет шанс сохраниться на всю оставшуюся жизнь. Подобные детские случаи часто описываются в психоаналитической литературе (Мелитта Сперлинг, 1963 г.). А. Фрейд и С. Данн, 1951 г. описали случай четырехлетнего мальчика, потерявшего родителей и оказавшегося в обществе детей. Он получал удовлетворение от навязчивого сосания, навязчивой мастурбации, аутоэротики и фетишизма. "Он приобрел привычку сосать нагрудники других детей, висевшие на крючках, и концентрировал всю свою страсть на этом занятии... Слюнявчики были его фетишем. Во время сосания он имел обыкновение ритмично поглаживать свой нос или брал в руки все шесть нагрудников одновременно, или сжимал их между коленками. Во время прогулок он едва дожидался возвращения домой, где тут же мчался в детскую комнату с восторженным криком: «Слюнявчики, слюнявчики!» Его фаллическое возбуждение и фаллическая мастурбация были очевидны. Однако сам по себе фетиш не был фаллическим символом. Те же самые нагрудники теряли для него всю свою притягательную силу, если были свежевымыты, т. е. не имели запаха. Исходя из этого можно сделать вывод, что возбуждение у него вызывалось запахом и, вероятно, воспоминаниями о ранних оральных удовлетворениях во время грудного вскармливания".


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 2460 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)