АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 12 страница
Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары. Она вытягивает спину, насколько возможно растягивает лапы, освобождает челюсть, и при этом все время наполняет себя воздухом. Наполнившись до максимального объема, она дает себе <сдуться>, как воздушному шарику, - и готова к новым делим.
Утреннее зевание и потягивание восстанавливает рабочий тонус мышц, расслабленных во время сна. В других случаях это энергичное раздувание и затем уменьшение объема - спонтанная попытка организма освободиться от сжимания при произвольном сдерживании чего-то. Человек не так уж много зевает вечером в тот момент, когда он может сразу лечь спать. Зевание возникает скорее тогда, когда он чувствует себя сонным, но должен бодрствовать. Скука - это состояние неопределенного ожидания.
Каждый знает, что в ситуациях, когда приходится с нетерпением поглядывать на часы, скука исчезает, как только удается освободиться и начать делать то, что кажется интересным. В ситуации, когда человек по видимости свободен, но <не знает что с собой делать>, он сам блокируют сознавание своих потребностей и интересов. Перед началом экзамена или выходом на сцену человек возбужден, но должен ждать сигнала к действию.
' Все это ситуации подавляемого возбуждения. Подавление достигается напряжением мышц, поверхностным дыханием, и таким образом - иммобилизацией организма. Чтобы предотвратить или хотя бы смягчить это сжимание, организм проявляет спонтанную и здоровую тенденцию к зеванию и потягиванию. Впрочем на подавлении и этого настаивают те, кто - справедливо или нет - полагает, что такое действие со стороны других означает, что скуку вызывают они сами. Но если вы даже при определенных обстоятельствах в определенном обществе считаете необходимым следовать этим принципам вежливости, по крайней мере в других случаях вы можете сделать зевание и потягивание постоянной практикой - на радость и на пользу вашему организму.
Выработайте привычку зевать и потягиваться при каж-дои возможности. Возьмите кошку за образец. Начиная зевок. дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине натяжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться.
ЧАСТЬ II
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОБОЙ
Глава V ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
До сих пор мы занимались сознаванием основных процессов функционирования человеческого организма. Это имело отношение ко всем и каждому. Теперь мы
обратимся к процессам, которые хронически возникают, когда организм работает неправильно. Они <анормаль-ны>. Если они преобладают в поведении человека, его называют <невротиком> или <психотиком>. Однако из-за определенных условий воспитания и определенных жизненных ситуаций (с которыми в той или иной степени сталкивается каждый из нас) они неизбежны.
Но из того, что они столь распространены, не следует, что мы должны об этом беспокоиться. Авторы книжек по психопатологии, проводящие четкую границу между <нормальным> и <патологическим>, демонстрируют лишь собственное слияние с <авторитетами>, у которых представление о <нормальном> опошляется до <общепринято-респектабельного>.
Сейчас почти все признают, что в нашем обществе каждому человеку свойственны <невротические тенденции>, <неразрешенные конфликты>, <области неприспособленности>. Разногласия возникают лишь по поводу того, что можно и нужно с этим делать. Ортодоксальный фрейдист соглашается с тем, что вытеснение - это та цена, которую мы должны платить за цивилизацию. Другие оценивают перспективы более оптимистически, но полагают, что заметное улучшение возможно лишь по прошествии многих поколений. Поскольку широкодоступные психотерапевтические техники отсутствуют, а социальная профилактика - не более, чем капля в море, - осторожность в обсуждении этой тематики вызывается нежеланием предстать неоправданными паникерами. Можно быть уверенными, что если бы под рукой были широко применимые средства, сведения об эпидимичес-ком характере неврозов публиковались бы более честно. Иные же с мессианистским пылом время от времени начинают пропагандировать какую-нибудь панацею от всех бед, говоря: <Делайте это, и мир будет спасен> (наша работа, без сомнения, будет причислена к их списку).
Основная проблема всех форм психотерапии - мотивировать пациента сделать то, что должно быть сделано. Пациент должен вернуться к <незаконченным делам>, которые он оставил в прошлом, потому что они были столь болезненными, что ему пришлось бежать от этого. Теперь, когда ему предлагают вернуться и завершить их - это продолжает быть болезненным. Это возобновляет его страдание, и с сию-минутной точки зрения этого попрежнему надо избегать. Как можно удержать его - в
конце концов, как он может сам удержать себя -на выполнении задачи, если она требует такого количества неприятных переживаний?
Для большинства людей не существует сегодня позитивного ответа на этот вопрос. Многие люди (большинство) по-видимому, считают, что все будет в порядке, если мир будет считать их нормальными. Меньше людей, которые изредка ощущают смутное чувство собственной ответвленности за владеющую ими болезнь, по крайней мере частичной; но они не владеют техникой работы с нею, ничем, если не говорить о избитых решениях <стараться быть лучше> или моральных максимах. Или проблема переносится в ложную сферу, где можно поднять много шума и выпустить пар. Лишь немногие обращаются со своей проблемой к <специалисту> в надежде, что будет произнесена нужная магическая формула и их личный дьявол будет изгнан.
Из тех, кто начинает лечение, большинство бросает его. Лечение не заканчивается психотерапевтом, а прерывается самим пациентом. Многие, не получив магической формулы от одного психотерапевта, переходят к другом, потом к следующему, и так далее. Один из распространенных способов выразить неудовлетворенность своим психотерапевтом звучит так: <Он не понимает мой случай>. Может быть это и верно, и может быть нужно сменить врача. Но многие пациенты, если не все, хотят до некоторой степени предписать психотерапевту, как следует их лечить - и это предписание не предполагает их стараний в процессе лечения.
В хирургических и фармакологических формах лечения пациент может быть совершенно пассивным, и чем он пассивнее, тем лучше. Он может получить анестезию и проснуться, когда операция закончена. Представление, что пациент пассивно <подвергается> операции, переносится на лечение неврозов. Однако невроз не <органическое>, а <функциональное> заболевание. Хотя пациент может быть и не полагает, что его симптомы могут быть в буквальном смысле <оперированы>, он как правило надеется, что от него не требуете^ ничего большего, нежели привести свое тело в кабинет терапевта, и, коль скоро он пришел, врач - может быть, с помощью гипноза - приведет его в порядок.
Однако поскольку именно пациент сам должен изменить свое поведение и тем осуществить собственное изле-151
чение, все методы психотерапии сталкиваются с тем, что на профессиональном жаргоне называется <реакцией разочарования>. Она вызывается тем, что через некоторое время пациент обнаруживает, что врач ждет от него выполнения трудной работы и претерпевания боли. Между тем, человек надеялся получить от врача нечто прямо противоположное, а именно - лучшего способа избежать и работы, и боли. Кажется абсурдным, что терапия предполагает концентрированную дозу того, чего человек старался избежать.
В благоприятном случае пациент, - прежде чем разовьется реакция разочарования, достаточно сильная, чтобы заставить его прервать лечение, - начинает понимать, что ожидаемая от него тяжелая работа не просто <лошадиный труд>. Как ни далеко видится ему теперь то, че--го он хотел бы, - он постепенно обретает ориентацию и перспективу. Он начинает видеть определенные симптомы как просто поверхностное проявление более общей и сложной системы неправильного функционирования. Хотя теперь работа выглядит большей и более длительной, чем поначалу предполагалось' - она начинает обретать смысл.
Так же и по отношению к боли, - он начинает видеть, что она не бессмысленна. Он начинает ценить Простую мудрость совета влезать снова на лошадь, если она тебя сбросила, и ехать дальше. Ситуация пациента, может быть, сложнее тем, что он избегал эту определенную лошадь в течение долгого времени - многих лет, или даже всей жизни. Тем не менее, если здоровое функционирование требует, чтобы он научился ездить на определенного рода лошади, которая сбросила его в прошлом, единственный способ сделать это, - подойти к ней, и рано или поздно влезть в седло.
Хотя терапевт продолжает вести пациента как раз к тому, чего тот хотел бы избежать, он обычно обходится с ним мягче и заботливее, чем сам пациент или чем его друзья и родные. Те обычно требуют, чтобы он <покончил с этим>, перестал <нянчиться с собой>, и <взял барьер, - каков бы он ни был, - с разбегу>. Терапевт же, напротив, интересуется самим по себе избеганием не менее, чем избегаемым. Как бы ни выглядело дело на поверхности, - если есть тенденция избегать чего-то, то у нее должны быть свои основания. Работа состоит в том, чтобы рассмотреть эти основания и сознать их. Это называется
<анализом сопротивления>. Понимание и описание этих оснований самим пациентом меняется, иногда драматически, во время лечения. С изменением, - не того, как он говорит, а того, как он в действительности ощущает и переживает свои проблемы, - он может делать все новые и новые <заходы>, если он чувствует инициативу и силу, пока не разрешит свои невротические трудности раз и навсегда:
Стратегия мотивирования пациента к продолжению лечения нужна не с самого начала. Начальный период скорее можно называть <медовым месяцем>, когда преобладает радость от того, что после долгих колебаний начало, наконец, положено: терапевт кажется прекрасным, и пациент уверен, что будет самым блестящим, наиболее быстро продвигающимся, самым выдающимся, и расцветет как неподражаемая личность, какой он потенциально себя чувствует.
Когда <медовый месяц> кончается, проблема мотивации становится критической. Человек так усердно работал, так хорошо сотрудничал, был образцовым пациентом, и вот - это привело к столь малым результатам. Очарование ушло, а дорога по-прежнему простирается далеко вперед. Во фрейдовском анализе это приблизительно время <негативного перенесения>. Терапевт, который поначалу казался всезнающим и всемогущим, обнаруживают свои <глиняные ноги>. Все, что он знает - одно и то же, а одно и то же надоедает. В благоприятных случаях недовольство терапевтом прорывается наружу в виде упреков, пренебрежения или даже гневных обвинений; это обычно разряжает атмосферу, и работа обретает более или менее прочные основания. Если разрядки не происходит, если пациент <слишком вежлив>, <слишком тактичен>, чтобы прямо напасть на терапевта, дело осложняется невыраженными обидами и лечение может быть прервано пациентом.
По большей части те, с кем пациент имеет дело в повседневной жизни, не помогают и не сочувствуют его работе. Может быть, правда, ему повезло иметь друзей или знакомых, которые сами успешно прошли терапию, что, конечно, увеличивает его веру в ценность и нужность этой работы. Если же он живет с родными, которые видят в его действиях намек на неудовлетворительность семейных отношений, которые считают за <слабость> лечиться от чего-то <психического>, или которые, по мере его
продвижения, обнаруживают, что им становится все труднее доминировать над ним, эксплуатировать его, защищать его или осуществлять какое-либо иное невротическое с ним слияние, - ему придется бороться со скрытым или явным давлением, требующим, чтобы он прекратил эту <глупость>. Многие пациенты не выдерживают этого эмоционального шантажа своих <нормальных> близких.
По мере того, как эффективность психотерапии все более признается, ситуация до некоторой степени улучшается. Тем не менее, понимание того, что такое психотерапия и в чем ее смысл, часто остается признанием на словах и с почтительного расстояния, пока дело не доходит до реального вмешательства в действительную жизнь, вроде изменения отношений с другом или сродными, или до <намерения> самому попробовать. В этом случае, в той мере, в какой человек является невротиком, он должен сопротивляться, - потому что терапия агрессивна по отношению к невротическому способу жизни! Сопротивление невротика психотерапии, - будь он реальным пациентом или просто человеком., высказывающим свое мнение, - является его контрагрессией против психотерапии. Он чувствует угрозу с ее стороны. И в той мере, в какой он невротик, - так оно и есть! Что может быть более естественным - и в каком-то смысле, более здоровым, - чем его ответная война?
Все вышесказанное относится в большей степени к психотерапии, в которой пациент работает с реальным терапевтом. Как же обстоит дело с продолжением вашей работы, описываемой этими экспериментами? Вам даются инструкции, которые, если им полностью следовать, предоставляют возможность разыграть <в одном лице> то, что происходит в <формальной> терапии. Но трудность заключается в поддержании продвижения вперед!
Возможно, что уже в предыдущей работе по ориентации вы обнаружили сильное сопротивление против продолжения этой работы. Вне сомнения, вы столкнетесь с еще более сильными возражениями против дальнейших экспериментов, потому что они предлагают сделать следующий шаг, предпринять решающее действие в вашей жизненной ситуации.
Вы уже заметили, что эта работа приводит вас к обнаружению того, что человеческий организм функционирует не всегда в согласии с принятыми условностями. Эти традиционные установления, однако, настолько
сильно привиты нам и настолько нагружены чувством моральной правильности, что их изменение - даже если мы в непосредственном опыте сталкиваемся с его необходимостью - кажется заслуживающим осуждения.
Наступят моменты в работе, когда вы начнете - если позволите себе - сердиться на нас; за предположение, например, что вы питаете чувства и фантазии, которые, с точки зрения ваших жизненных норм заслуживают презрения. В такие моменты вам может захотеться отбросить эти эксперименты с отвращением; и если вы так и поступите, никто не отнимет у вас этой ВОЗМОЖНОСТИ. Однако мы уверены, что если временами возникающее предположение, что мы - <опасные сумасшедшие>, не приведет вас к такому разрыву с нами, раньше или позже вы придете к более позитивным оценкам, потому что обретете новые ценности, не потеряв тех из старых, которые были действительно важны для вас.
Лучше всего, если в моменты гнева против нас, вы - коль скоро уж невозможно выразить его непосредственно, - сделаете это в письме. Если вы <слишком вежливы>, чтобы послать такое письмо, - напишите его хотя бы для мусорной корзины. Сделайте что-нибудь, чтобы это не застревало у вас в горле!
Мы лично ответственны за все неудобства, которые вы испытаете, осуществляя эти эксперименты, - в том смысле, что рекомендуя их вам, мы совершаем агрессивный акт, направленный против вашего теперешнего <статус кво> с тем удовлетворением, которое оно вам дает. Что мы действуем <с лучшими намерениями> и <ради вашего блага> -это вне обсуждения. Известная дорога усеяна благими намерениями, и ваша жизнь искарежена теми, кто в нее лез, утверждая, что делает это ради вашего блага.
В следующих экспериментах речь пойдет о поведении, которое вкратце может быть описано так: различные возбуждения, окрашенные удовольствием, агрессией или болью, создает в организме энергию и побуждают его вступить в контакт со своей средой и приспособиться к ней. В чувствах и в контакте организм растет и расширяет свои границы. Каждый невротический механизм есть прерывание определенного рода возбуждения - препятствование дальнейшему развитию. Как объяснялось ранее, тревога - следствие такого прерывания. Вместо того, чтобы рисковать погрузиться в новый, неизвестный кон-155
такт, невротик замыкается в бесконтактном (несознавае-мом) слиянии со своим <безопасным> привычным функционированием.
Три важные механизма такого рода, с которыми мы будем работать - ретрофлексия, интроекция и проекция. Можно считать, что они определяют три различных типа <невротических характеров>, поскольку возникают в различных типах жизненного опыта и коренятся в различных физиологических функциях. Однако даже если один из этих механизмов преобладает в ком-то из нас, все мы используем каждый из них. Поскольку мы стремимся к целостному подходу, не стоит ипохондрически интересоваться своей принадлежностью к типичным <ретроф-лекторам>, <интроекторам> или <проекторам>; проработав все абстрактные возможности отношения к среде, чувствования, ощущений тела, переживания эмоции, речи, различного рода сопротивления, вы, независимо от своего частного <диагноза>, сможете развить в себе различные сферы интегрированного функционирования, что поможет дальнейшей интеграции.
VI. РЕТРОФЛЕКСИЯ
Эксперимент 12: Исследование ложнонаправленного поведения
Ретрофлексия буквально означает <поворот назад в противоположную сторону>. Ретрофлексия поведения - это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на <действующего> и <испытывающего воздействие>.
Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Сре-156
да - по большей части другие люди - оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение потребности. Люди фрустрировали его намерения i наказывали его. В таком неравном состязании ребенок, - а как правило это происходит в детстве, - не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.
Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворяемыми, постоянно организуют двигательный аппарат, - позу, паттерн мышечного тонуса, начинающиеся движения, - в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, - то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда нег достигаемой цели; другая часть ретрофлектируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг другу и сходятся в <клинче>. То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во <внутренний конфликт> между одной частью личности и другой ее частью - между одним поведением и другим, противоположным.
Не делайте из этого поспешного вывода, что было бы хорошо без дальнейших хлопот <освободить запрещаемое>. В некоторых ситуациях сдерживание необходимо, даже спасительно - например, сдерживание дыхания под водой. Вопрос в том, есть ли рациональные основания для того, чтобы сдерживать данное поведение в данных обстоятельствах. Если человек переходит улицу, вряд ли ему стоит доводить до явного поведения импульсы борьбы-за право-пройти-с-приближающейся-машиной. В социальной ситуации тоже возможны случаи, когда борьба неуместна, - как и противоположные. Если ретрофлексия находится под сознаваемым конт-157
ролем, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, - никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична только если она осуществляется по привычке, хронически, без контроля. Тогда она перестает быть чем-то временным, неким способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в <мертвую точку>, постоянно удерживаемую в человеке. Больше того, поскольку эта стабилизированная <линия фронта> не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы как бы забываем о ее наличии. Это вытеснение, - и невроз.
Если бы социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было бы так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда вытеснение - <забытая> ретрофлексия - было бы эффективным и желательным. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те <права>, которых лишены дети. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит заново попробовать получить то, что нам нужно от среды.
Когда мы сдерживаем (supress) определенное поведение, мы сознаем как то, что сдерживается, так и сам факт сдерживания. При вытеснении (repression), мы же утеряли сознавание как вытесняемого, так и самого процесса вытеснения. Психоанализ акцентировал восстановление сознавания вытесняемого, то есть блокированного импульса. Мы же стремимся восстановить сознавание самого блокирования, дать человеку почувствовать, что он это делает, и как он делает это. Если человек обнаруживает свое ретрофлектирующее действие и вновь обретает контроль над ним, блокированный импульс обнаружится автоматически. Поскольку ничто его не сдерживает, он просто выйдет наружу. Большое преимущество работы с ретрофлектирующей частью личности состоит в том, что она сравнительно легко достижима для сознавания; эту активную часть, осуществляющую подавление, можно непосредственно почувствовать, не полагаясь на догадки и интерпретации.
Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия - изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в
направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, ассимиляция и рост.
Практически, однако, обратный поворот ретрофлек-сии не осуществляется непосредственно. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывает замешательство, страх, чувство вины и потребность обвинять других. Попытка обратить ауто-агрессию, разорвать <клинч> двух частей личности, вызывают такую реакцию, как будто осуществляется нападение на тело, на его <природу>, на саму его жизнь. Когда находившиеся в <клинче> части начинают освобождаться и разделяться, человек испытывает невыносимое возбуждение, ради уменьшения которого ему может понадобиться временно снова вернуть свой <клинч>. Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться ими пользоваться. Сначала человек попадает в состояние тревоги и готов отступить в притупленное несоз-навание.
Главная причина страха и вины при обращении рет-рофлексии состоит в том, что большинство ретрофлекти-рованных импульсов - это разного рода агрессии, от самых мягких до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Одно только сознавание таких импульсов уже пугает. Но агрессия, в широком смысле слова, совершенно необходима для счастья и творчества. Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на. окружающее. Мы не отрицаем того, что агрессия может быть патологической и <неправильно> употребляемой по отношению к объектам и другим людям, так же как она патологически неправильно применяется, если фиксирование направлена против себя. Но пока человек не начнет сознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они разумеется будут применяться неправильно! Фактически именно их вытеснение - создание и поддержание жесткого <клинча> мускулатуры - делает агрессию столь опустошительной, <антисоциальной> и невыносимой. Если агрессивные импульсы получат возможность спонтанно развиваться в контексте всей личности, а не будут сдавливаться и уду-159
шаться в <клинче> ретрофлексии, человек сможет оценить их более полно и разумно.
Освобождая блокированные импульсы, человек боится также оказаться полностью фрустрированным, потому что ретрофлексия дает хотя бы частичное удовлетворение. Религиозный человек например, не позволяя себе обратить гнев за свои невзгоды на Господа, бьет себя в грудь и рвет на себе волосы. Такая аутоагрессия, очевидно рет-рофлективная, все же - агрессия, и она дает некоторое удовлетворение ретрофлексирующей части личности. Это грубая, примитивная, недифференцированная агрессия, - ретрофлектированная детская вспышка, - но часть личности, на которую нападают, всегда здесь, и на нее всегда можно напасть. Аутоагрессия всегда найдет свою жертву!
Если обратить такую ретрофлексию сразу, человек будет нападать на других столь Же неэффективным и архаическим способом. Он вызовет такую же контраг-рессию, которая первоначально подавила его и привела его к ретрофлексии. Понимание этого делает даже воображаемое обращение ретрофлексии столь пугающим. Но нужно иметь в виду, что трансформировать ситуацию можно постепенно, шаг за шагом. Человек может, для начала, обнаружить и принять, что он <делает это сам себе>. Он может сознавать эмоции ретрофлектирующей части своей личности, в особенности, - мрачную радость от наложения наказания на самого себя. Это уже составляет значительное продвижение, потому что мстительность настолько социально осуждается, что человеку трудно признать и принять ее в себе, даже если он, оберегая других, направляет ее исключительно против себя. Только когда она принята, то есть признана как существующая динамическая компонента личности, - появляется возможность Преобразования, дифференциации, изменения направления ее в здоровую сторону. По мере того, как улучшается ориентация человека в среде, становится яснее сознавание, чего он действительно хочет, и в меру осуществления попыток выражать себя и наблюдать, что при этом происходит, постепенно развивается техника выражения ранее блокированных импульсов. Они теряют свои примитивные, пугающие аспекты по мере дифференциации и обретения ими возможности встретиться с более взрослыми частыми личности. Агрессия продолжает оставаться агрессией, но она может теперь найти себе полезные задачи и перестать быть слепо-деструктивной
по отношению к себе и другим. Она будет расходоваться, насколько это уместно в текущих ситуациях, а не копиться до состояния готового к извержению вулкана.
До сих пор мы говорили только об обращении на себя поведения, которое человеку не удалось направить на других. Но ретрофлексии включают также и то, чего человек ждет от других, но не может получить; в итоге, желая, чтобы кто-то сделал для него это, он делает это для себя сам. Это может быть внимание, любовь, жалость, наказание - все, что угодно! Значительную часть того. Что сначала делают для ребенка родители, он, вырастая, начинает делать для себя сам. Это, разумеется, нормально, - если только человек не пытается удовлетворить сам себя в отношении по существу межличностных потребностей.
Такого рода ретрофлексии соединяют абсурд с патетикой. Например, рассказывают историю про одного студента колледжа, который, живя в общежитии, не умел установить контакт с однокашниками. Из окна своей комнаты он часто слышал, как других друзья зовут присоединиться к игре или прогулке. Однажды его заметили стоящим под окном собственной комнаты и выкрикивающим собственное имя.
Некоторые простые лингвистические формы - возвратные глаголы, местоимения, обороты - дают примеры ретрофлексий. Когда мы употребляем такие выражения, как <Я спрашиваю себя>, или <Я говорю себе>, - что имеется в виду? В предыдущих экспериментах мы часто предлагали вам задать себе тот или иной вопрос. Не кажется ли это логически несколько странным? Если вы не знаете чего-то, какой смысл спрашивать себя, а если знаете, какой смысл говорить это себе? Такого рода выражения, которые мы используем на каждом шагу, предполагают само собой разумеющимся, что человек как бы разделен на две части, что это как бы два человека, живущих в одном теле и способных разговаривать друг с другом. Как вам кажется, просто ли это странность языка, или она коренится в действительном разделении человека, в том, что, например, в вас есть части, функционально противопоставленные друг другу?
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 761 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 |
|