С субъективной точки зрения больные жалуются на ощущение давления и боли в эпигастральной области и на нижнем конце грудины, которые распространяются вдоль обеих реберных дуг и в спину и бывают связаны с ощущением сжатия грудной клетки, иногда с ощущением недостатка воздуха и с частыми вздохами. Некоторые больные жалуются на неприятное ощущение пульсации аорты в эпигастральной области (эпигастральная пульсация). Часто они страдают и другими признаками вегетативной лабильности, напр., нейро-циркуляторной и нейродигестивной астенией.
Объективно патогномоничной является солярная болезненность. Она определяется при пальпации по срединной линии между мечевидным отростком и пупком и ниже вдоль бифуркации аорты (рис. 129).
При исследовании ее необходимо пальпировать обеими руками перпендикулярно к брюшной стенке (рис. 130) и выявлять болезненность вокруг аорты и ее ветвей.
Пальпаторньге данные при солярном синдроме зависят от доступности аорты при паль-лации. Отношение аорты к брюшной стенке определяется конститупиональным типом. У толстых лиц аорта располагается относительно глубоко и прикрыта внутренними органами. У астеников сагиттальный размер живота уменьшен, внутренние органы скорее расположены ио бокам от позвоночника; аорта дугообразно выпячивается вперед вдоль поясничного лордоза и в месте бифуркации — на уровне промонториума — ее можно прощупать прямо под брюшной стенкой (рис. 10 и 131).
Рис. 129. Солярная боль и болезненность (кружочком обозначены наиболее частые «болезненные пункты»).
Солярную болезненость у астеников можно определить по всему протяжению брюшной аорты и ее разветвлений; она имеет форму греческой буквы «лямбда»; сопровождается отчетливой экспансивной пульсацией и — если аорта сдавлена фонендоскопом — шумом. У пикников болезненность более отчетливо определяется, главным образом, в наиболее выступающем участке, т. е. в месте промонториума, на уровне пупка или непосредственно над ним.