КЛИНИКА. Клинически расстройство может проявляться в различной степени, что до определенной меры зависит от клинического состояния больного; наиболее тяжелые формы
Клинически расстройство может проявляться в различной степени, что до определенной меры зависит от клинического состояния больного; наиболее тяжелые формы наблюдаются у тех лиц, сопротивляемость которых ослаблена основным заболеванием:
1. В легких случаях заболевание проявляется только кишечной диспепсией: у больного отмечается жидкий или кашицеобразный стул несколько раз в день, метеоризм и флатуленция, зачастую и боли в животе. В затяжном периоде кал может быть оформлен или мнимо оформлен.
2. При тяжелой форме понос бывает профузным, с общей реакцией. Следовательно, речь идет о картине острого или подострого энтероколита, который может иметь холероподобный характер.
3. Наиболее тяжелой формой является псевдомембранозный энтерит. Это осложнение наблюдается, главным образом, у больных с тяжелым основным заболеванием. Из кишечного содержимого в большинстве случаев высевают патогенный золотистый стафилококк.
Псевдомембранозный энтерит. Клинически лишь у некоторых больных проявляются симптомы, указывающие на поражение пищеварительного аппарата: понос, мелена или энтероррагия, боли в животе, рвота, кровь в кале. В большинстве случаев преобладают общие симптомы: удушье, цианоз, слабость кровообращения, олигурия, уремия, шок. Часто тяжело бывает решить, относятся ли эти симптомы к основному заболеванию и являются ли они причиной энтероколита или проявлением его.
В патологическом отношении речь идет о некротизирующем воспалении, поражающем слизистую тонкого и толстого кишечника, часто очаговом, с выраженной гиперемией сосудов в слизистой и подслизистой. Характерными являются псевдомембраны, давшие название болезни. В субмукозе отмечается отек, обращает на себя внимание недостаток воспалительной инфильтрации, особенно полинуклеарной.
Но не все авторы соглашаются с тем, что всегда патогенным фактором являются антибиотики; сообщают, что энтерит такого типа был известен уже давно перед применением этих препаратов — первое сообщение исходит от Бильрота в 1867 г. — и кажущаяся увеличенная распространенность его обусловливается, вероятно, только большим вниманием к нему. Далее указывают на то, что это заболевание появляется в качестве осложнения при ряде разнообразных заболеваний, общими свойствами которых является шок, расстройство-кровообращения, анемия, токсикоз, уремия — напр., при септических заболеваниях, злокачественных опухолях, гемобластозах, при недостаточности кровообращения, инфаркте миокарда, циррозе печени, уремии, далее после разных операций, особенно в брюшной полости и на мозге. Общим патогенным фактором считают гипоксию, которая повреждает жизнеспособность слизистой кишечника и открывает ворота кишечным микробам.7
Также берется под сомнение и исключительность стафилококковой этиологии: патогенный стафилококк не выявляется во всех случаях, а там, где он определяется, противостафило-кокковое лечение (напр., эритромицином) не всегда бывает эффективным.
Но эти возражения, хотя и являются частично оправданными, не могут уменьшить значение того факта, что эти злокачественные заболевания встречаются в большинстве случаев при лечении антибиотиками и имеют стафилококковое происхождение.