ДВИЖЕНИЕ-РИСОВАНИЕ
У каждого есть как определенный образец позы, так и определенные двигательные привычки, которые проявляются совершенно бессознательно. Осознать их можно с помощью рисования, практикуя при этом упражнения на концентрацию и расслабление.
К занятию нужно подготовиться следующим образом.
На стенах висят большие листы оберточной или обойной бумаги. Ширина листов должна быть не меньше, чем расстояние между кончиками пальцев широко расставленных рук. Высота соответствует величине роста ученика с вытянутыми вверх руками. Хорошо, если на полу также лежит бумага. Краски стоят наготове, кисти должны быть по возможности широкие. Для работы также подойдут восковые или пастельные мелки.
Детям дается приблизительно следующая инструкция: «В то время как вам кажется, что вы сидите тихо и спокойно, большинство из вас совершают различные мелкие движения. Продолжайте сидеть как сидите и наблюдайте, какие движения вы при этом делаете. Это могут быть еле заметные движения пальцев руки или ноги. Или у вас моргают глаза. Наблюдайте за собой внимательно. Те, кто не может обнаружить движение, остаются сидеть совершенно спокойно, так долго, пока не почувствуют, что телу хочется двигаться. Не мешайте тогда движению возникнуть. Ничего не выдумывайте, а ждите, пока оно проявится само по себе».
Детям дается время на проявление и восприятие движений.
«Теперь определите, имеет ли это движение цель, хочет ли выразить что-то определенное. Постарайтесь понять, что это такое».
(Пауза).
«Сейчас потихоньку усиливайте движение. Пусть на помощь придут ближайшие суставы. Если, например, это было движение пальцев, то в него включается кисть, а потом — вся рука. Пусть движение усиливается и усиливается до тех пор, пока усиление не достигнет предела.
Повторяйте движение часто-часто, до тех пор, пока точно его не распознаете. Если у кого-то возникли трудности с усилением, то он может встать».
(Пауза).
«Теперь подойдите к бумаге возле стены, возьмите краски и нарисуйте ваше движение как бы увеличенным. Можете использовать также бумагу на полу. Не тормозите движений. Рисуйте крупными, широкими мазками».
Если позволяет помещение и есть соответствующее настроение, то упражнение можно превратить в групповую интеракцию, в которой движение становится танцем, захватывает пространство и группу.
Рисунок 12 [стр. 100) возник из круговых движений обеих рук.
Непосредственно после практики обсуждаются рисунки и те ощущения, которые сопровождали процесс рисования. Каким было движение вначале? Каковы его цель и значение? Как по ходу упражнения движение изменялось в своей мото-рике и эмоциональном качестве? Как ощущались эти изменения?
Рис. 12. «Движение-рисование». 61,5 х 43 см
Ритм, возникающий в ходе рисования за счет многократного повторения, по мере возрастания становится более плавным, расслабляет и успокаивает рисующего. По мере выполнения упражнений движения рук снова и снова будут возвращать ребенка к ощущению центра внутри тела. Это поможет ему обрести естественное чувство баланса, приведет в равновесие основные двигательные реакции.
Если движения ученика заторможены, если они скованы в плечах, руках или бедрах, то необходимо продолжать работу, чтобы окончательно снять блокировку.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 681 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|