ГРУППОВЫЕ КАРТИНЫ
Создание всей группой живописного полотна всегда вызывает большое оживление и доставляет ребятам много радости. Все участники группы сидят (если рисуют на полу) или стоят (если рисуют на столе) вкруг большого листа бумаги. Размер листа зависит от количества участников; стандартный формат — 1,5-2 м для шести— восьми человек. Сгодится простая оберточная бумага.
Всем раздается необходимое количество красок (полный набор на двух—трех учеников) и соответственно набор мелков на двоих. Если кто-то из детей хочет рисовать просто пальцами, то не забудьте приготовить клейстер, чтобы заранее намазать им бумагу.
Желательно, чтобы процесс рисования протекал в молчании.
В тех группах, где динамика невербального общения достаточно интенсивна и большинство учеников уже приобрели опыт совместного рисования, задавать конкретную тему не обязательно. К примеру, детям старшего возраста и подросткам свойственно весьма быстро погружаться в процесс и неосознанно — в тему, которая возникает как бы сама собой.
Вот примеры развернутой динамики: «Кто сильнее?» (Чьи следы более заметны? Кто кого перерисует?); «Территориальная борьба» (У кого больше всех места? Кто ближе всех к центру?); «Тактичность» (Никто не осмеливается занять слишком много места на листе); «Кто с кем объединяется?»; «Гармония» и многие другие.
Приглашением к началу практики могут послужить слова: «Возьмите краски и позвольте своим рукам играть с ними. Доверьте им рисование...»
Следующий пример показывает, как развивается групповая динамика при отсутствии конкретной тематики.
Группа студентов сочинила целый «Драматический цикл» вне какой-либо темы. Использовались клеевые краски и клейстер. Начиналось все очень миролюбиво. Каждый облюбовал на листе свой «участок». Затем были созданы первые линии контактов — проникновенные и гармоничные. Так продолжалось некоторое время, пока одна девочка не стала разбрызгивать по бумаге красную краску и стремительно вторгаться на чужую территорию. Большинство учеников дали ей быстрый и сильный отпор. При этом между двумя юношами внезапно возникла настоящая «война». Они рисовали пальцами и столь активно старались потеснить друг друга, что большая часть листа превратилась в лохмотья. Образовалась темно-коричневая масса, своего рода, сырье для папье-маше. Ребята успешно использовали ее для строительства «баррикад», а потом и вовсе принялись ею кидаться. Тем временем остальные ученики тоже включились в битву, и так продолжалось до тех пор, пока весь лист, кроме маленького островка, не покрылся грязью. Внезапно все остановились и с ужасом взглянули на результаты «сражения», которые и в самом деле выглядели устрашающе.
Кто-то из ребят осторожно скатал из темной липкой массы некое подобие колбасы, согнул в кольцо и положил на то место, где примерно должен был находиться центр картины. Другой юноша решил раскрасить «бублик» в светлые яркие цвета, потом добавились другие детали. Одному из учеников, однако, еще хотелось повоевать. Он снова все разрушил. Остальные настойчиво продолжали созидать до тех пор, пока «агрессор» тоже не принял в этом участие. Через некоторое время возник удивительный трехмерный пейзаж, с яркими красками и темным, серо-коричневым фоном, очевидно, изображающим землю. В комнате установилась благоговейная тишина, все, как зачарованные, смотрели на свое новое творение, поскольку результат был воистину потрясающим, он был подобен Вселенной, возникшей из хаоса и тьмы.
Процесс оказался весьма волнующим переживанием даже для тех, кто, испугавшись, держался в стороне и только наблюдал. Новый опыт принес понимание, что разрушение не обязательно заканчивается катастрофой, оно может быть частью созидательного процесса. Участники игры столкнулись с собственным разрушительным потенциалом и в то же время с радостью узнали, что способны превратить этот потенциал в творческий.
Далее состоялся разговор о разрушении, происходящем в мире, и о том, что соответствует ему в каждом из нас.
Часто в группах возникают неосознаваемые проблемы, которые я могу отследить и потом сформулировать в качестве темы. Вследствие этого групповой процесс становится для учеников более осознаваемым.
Например, заметив, что многие невыясненные отношения, образно говоря, «висят в воздухе», то есть создают негативное напряжение, я могу задать такие темы: «Мы вступаем в отношения друг с другом» или «Контакты», или «Отвержение».
Я полагаю, что одной из главных задач нормального преподавателя является постоянный контроль баланса в группе. Если я вижу, что группа склонна избегать определенных вопросов, я выдвигаю встречную тему: «Чего я избегаю?» Это может быть одинаково хорошо представлено как в индивидуальных, так и в групповых рисунках. Если же ученики вообще не реагируют на просьбы друг друга, я предлагаю тему: «Ответ». Когда начинается откровенная борьба за власть, при этом никто открыто в этом не признается или не желает данную проблему обсуждать, я задаю тему: «Борьба за власть» или «Кто имеет власть?». Впрочем, возможно бесчисленное количество вариантов. Я привела в пример лишь самые характерные темы, возникающие большей частью при работе с детьми старшего возраста и подростками.
В одной очень трудной группе 15-летних девочек коммуникативность была из ряда вон низкой. Девчонки постоянно хихикали, насмешничали друг над другом, отпускали язвительные замечания. После внимательного наблюдения за ними стало ясно, что их в основном занимает тема секса. То есть проблемы своей женской идентификации и отношений с мальчиками.
В порядке очередного упражнения я дала им задание сделать совместный рисунок женщины. Женщина вышла очень стереотипная и слабая; у нее отсутствовали кисти и ступни. Клавдия, задававшая тон в группе, рисовала голову. В последующей беседе я спросила у девочек: «Кто в группе голова?» Отношение было очевидным. Далее я спросила, могли бы девочки идентифицироваться с такой женщиной — без рук и невыразительной маской вместо лица. Они обсудили свои ролевые стереотипы.
Затем девочки подобным же образом изобразили мужчину. Мы стали сравнивать портрет мужчины с портретом безрукой женщины. Мужчина явно вызывал интерес, он был сильным и ярким, облик его казался завершенным. Создавая мужской портрет, девочки потрудились значительно активнее.
Подобные рисунки дают богатый материал для дальнейшей работы, они наглядно показывают, насколько девочки считают себя привлекательными и интересными. Самый быстрый для них способ выявить истоки различных проблем и конфликтов — это опять же идентифицироваться по очереди с мужчиной и женщиной: «Я — женщина, и я...». При этом перечисляется все, что зафиксировано на рисунке.
«Как выглядит моя жизнь, если я — эта женщина? Как она выглядит, если я — этот мужчина? Знаете ли вы мужчину (женщину), который (которая) в самом деле был (была) бы таким (такой)? Каковы ваши друзья? Какие у вас матери, отцы, братья?»
Тема сексуальности очень часто витает в воздухе даже среди дошкольников. Выражения из сексуальной сферы используются в качестве провокаций, чтобы испытать себя и подразнить взрослых. Эта тема крайне взрывоопасна, и преподаватель рискует легко потерять контакт с группой, если дети заметят, что учитель так же старается избегать подобных вопросов, как, например, родители.
Я могу поднять эту тему следующим образом: «Я слышу то-то и то-то (повторить некоторые выражения). Наверное, вам это очень интересно, так что мы можем немного поиграть. Какие вы знаете выражения?»
Мы собираем их и выписываем на доске.
«Что говорят мальчики? А что девочки? Какие выражения оскорбляют чувства девочек, а какие — мальчиков?» Или: «Придумайте значок для каждого выражения, и мы соберем коллекцию значков».
Иногда я прошу изобразить значки на карточках, по одному на каждой, и кладу их на середину круга картинкой вниз. Теперь ученики по очереди достают карточку, открывают ее и отгадывают, что она может изображать. Потом автор рисунка поясняет, что он на самом деле имел в виду, и открывается следующая карточка. Я сама тоже принимаю участие в игре, чтобы вовремя скорректировать беседу.
Затем рисуются совместные картины на темы: «Любовь», «Секс», «Нежность», «Дружба», «Агрессия и секс» и тому подобные. Мальчики рисуют совместную картину по данной теме, девочки тоже. Затем мальчики вместе «отвечают» на картину девочек и наоборот. Картины можно рисовать и по одиночке.
ТЕКСТ КАК Т ЕМА ДЛЯ ЗАНЯ Т ИЙ
Проза, стихи и песни способны разбудить весьма сложные ассоциации и сильные чувства. Они вполне успешно служат в качестве тематики для занятий, их воздействие создает большую степень свободы, подстегивает фантазию, погружает человека в творческую атмосферу. Однако при работе с использованием текстового материала важно, чтобы рисунок не стал просто иллюстрацией к тексту, а являлся результатом свободных ассоциаций.
Можно брать отрывки из стихотворных и прозаических произведений. Сначала они перечитываются, а затем возникают вдохновленные ими картины. Для детей младшего возраста подходят фрагменты различных сказок, например: «На золотом крыльце сидели» или «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Соответственно конкретному фрагменту строится дальнейшая беседа: «Как выглядит избушка? Какие чувства она в тебе вызывает? Кто в ней может скрываться?» и так далее. Сгодятся цитаты из популярных детских книжек, таких как «Пеппи Длинный Чулок», «Винни-Пух», «Золотой ключик» и многих других.
Дети с различными дефектами речи могут рисовать определенные гласные и согласные звуки и при этом говорить.
Для работы с подростками можно использовать цитаты из Бертольда Брехта, отрывки из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, песни современных эстрадных и рок-исполнителей. Неплохо воспринимаются стихи поэтов-новаторов, таких как Хармс, Крученых, Хлебников, Маяковский и многих других. В данном случае так же, как и в музыке, стимулом является характер звучания.
Прекрасные и глубокие переживания вызывают тексты из Библии. Детям или подросткам зачи-тывают отрывки из Ветхого или Нового Заветов и предлагают нарисовать то, что произвело на них наибольшее впечатление. Подходят и другие произведения мировой классики, например, различные мифы, Гомер, суфийские притчи, дзэнс-кие коаны и многое другое.
Это всего лишь некоторые субъективные предложения, дополнить которые любой преподаватель может на основе своей повседневной практики. Так, он возьмет тексты из реального, непосредственного контакта с подростками и даст их в качестве стимула.
Не обязательно, чтобы группа рисовала совместные картины к текстам. Этим хорошо заниматься и поодиночке.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 709 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
|